Практические и семинарские занятия – 14 часов
Занятие 3.Общая характеристика рыночной экономики Форма проведения занятия: обсуждение теоретических вопросов, решение задач. Отрабатываемые вопросы: 1. Понятие рынка и условия его возникновения. Трансакционные издержки и границы рынка. Субъекты рынка. 2. Экономические и неэкономические блага. Товар. 3. Происхождение и сущность денег. Деньги и сокращение трансакционных издержек 4. Спрос, предложение, конкуренция. Выражение функций спроса и предложения при помощи формулы. Кривые спроса и предложения, факторы смещения кривых. 5. Равновесие на рынке. Равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие. 6. Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции. 7. Эластичность спроса (по цене и по доходу). Факторы эластичности. Перекрестная эластичность спроса по цене. 8. Эластичность предложения и факторы, ее определяющие. 9. Теория потребительского выбора: анализ на основе кардиналистской концепции полезности. Спрос и убывающая предельная полезность. Первый и второй законы Госсена. 10. Теория потребительского выбора: анализ на основе ординалистской концепции полезности. Условия равновесия потребителя: использование аппарата кривых безразличия и бюджетного ограничения. 11. Эффект дохода и эффект замещения (по Хиксу и Слуцкому). 12. Нормальные и некачественные (низшие) товары. Товар Гиффена. 13. Кривые Энгеля.
Задача 1. Альтернативные издержки Виктор Семенович собрался в будний день купить сыр. В ближайшем к его работе магазине 1 кг сыра стоит N руб., а на продуктовой ярмарке цена такого же сыра составляет (N+50) руб. за 1 кг. Поездка в ближайший магазин и обратно займет 20 мин., а поездка на ярмарку - 40 мин. Работа Виктора Семеновича оплачивается сдельно, и за час он в среднем зарабатывает 420 руб. При каком объеме покупки ему выгодно поехать на ярмарку? ( N - определяется по 3-м последним цифрам номера зачетной книжки). Задача 2. Кривая производственных возможностей Страна А может произвести в год N единиц блага X либо (N+450) единиц блага Y, стана В - (N+800) единиц X (N+550) единиц Y. Альтернативные затраты производства благ постоянны и обеих странах. Изобразите кривую производственных возможностей в случае объединения стран. ( N - определяется по 3-м последним цифрам номера зачетной книжки). Занятие 4.Механизм рынка совершенной конкуренции Форма проведения занятия: обсуждение теоретических вопросов, решение задач. Отрабатываемые вопросы: 1. Конкурентное предложение и издержки фирмы; 1. а) альтернативные издержки и понятие экономической прибыли; 2. бухгалтерские, экономические издержки и нормальная прибыль. 3. б) постоянные, переменные и валовые издержки 4. в) средние и предельные издержки. 2. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба и издержки фирмы. 3. Предельный и валовой доход фирмы. 4. Условие равновесия фирмы на конкурентном рынке в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ситуация максимизации прибыли и минимизации убытков. Квазирента. 5. Излишек производителя, излишек потребителя и взаимовыгодность обмена. Задача 1. Спрос и предложение. Рыночное равновесие Кривая спроса на компьютеры в небольшом городке описывается следующим уравнением: QD = (N+300) - 2P, где QD - объем спроса в месяц, P - цена. Кривая предложения компьютеров описывается следующим уравнением: QS = N + 4P, где QS - месячный объем предложения. Каковы равновесные цены и объем товара? Решите аналитическим и графическим методом. ( N - определяется по 3-м последним цифрам номера зачетной книжки).
Задача 2. Эластичность Приведенная ниже таблица показывает гипотетические уровни доходов и расходов на одежду, обувь и на жилье для 1-го и 10-го года соответственно:
Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса по доходу для этих двух групп товаров и ответьте, являются ли они предметами первой необходимости или предметами роскоши; нормальными или низшими товарами. ( N - определяется по 3-м последним цифрам номера зачетной книжки). Занятие 5.Механизм рынка несовершенной конкуренции Форма проведения занятия: обсуждение теоретических вопросов, решение задач. Отрабатываемые вопросы: 1. Власть над ценой со стороны производителя в условиях несовершенной конкуренции. Отличие «ценоискателя» от «ценополучателя» 2. Открытая, закрытая, естественная монополия. Барьеры при вступлении в отрасль. 3. Цена, предельный доход и валовой доход в условиях чистой монополии. 4. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Индекс Лернера как измеритель монопольной власти. 5. Излишек потребителя и излишек производителя в условиях несовершенной конкуренции. 6. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. 7. Проблема «мертвого убытка» ( потери от несовершенной конкуренции ). 8. Естественная монополия: особенности ценообразования. 9. Концентрация рынка в условиях олигополии и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимозависимость. «Дилемма заключенного». 10. Формальные модели олигополии (ломаная кривая спроса, картель, лидерство в ценах и др.). 11. Неценовая конкуренция. 12. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. 13. Монопсония: власть над ценой со стороны покупателя. Симметрия в положении монополиста и монопсониста. 14. Антимонопольное регулирование. Занятие 6.Теория фирмы и организационные формы бизнеса Форма проведения занятия: кейс-метод Отрабатываемые вопросы: 1. Неоклассический и институциональный подход к объяснению природы фирмы. Трансакционные издержки и функционирование фирмы. Проблема оппортунистического поведения. Проблема «принципал-агент». 2. Специфичность активов (ресурсов) и основные типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Фирма как особая форма организации контрактов. 3. Организационные формы бизнеса, их преимущества и недостатки. 4. Общественные потребности и размеры предприятий. Малые, средние, крупные предприятия, их функциональная роль в рыночном хозяйстве.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |