МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНОГО РАДЕЛА РАБОТЫ
М.И.Мартынова Планирование на предприятии
Методические указания по выполнению курсовой работы
МОСКВА Рецензент д-р экон. наук, профессор З.М.Назарова
Планирование на предприятии: метод.указ. по выполнению курсовой работы для специалистов по специальности 060800 – экономика и управление на предприятии и по специальности 080507 – менеджмент организации/ сост. М.И.Мартынова; МГРИ-РГГРУ.-Москва. 2013
Предназначены для оказания методической помощи при выполнении студентами курсовой работы. Излагается структура работы, содержатся рекомендации по оформлению и защите курсовой работы, что должно дать студентам возможность избежать распространенных ошибок, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Целью курсовой работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных в рамках изучения курса «Планирование на предприятии». В процессе выполнения курсовой работы перед студентом стоят следующие задачи: 1) овладение навыками самостоятельного поиска, систематизации и анализа литературных , статистических и иных источников информации; 2) расширение знаний и навыков по вопросам внутрифирменного планирования; 3) развитие навыков логичного построения и письменного изложения собственных умозаключений; Выполнение курсовой работы должно сформировать у студента активную творческую позицию в сфере планирования путем разработки нестандартных управленческих решений по совершенствованию системы планирования организации в конкретных ситуациях с учетом изменяющихся факторов внешней среды. В курсовой работе студент должен показать: · хорошую теоретическую подготовку; · использование методов анализа информации; · умение логического построения текста, формулировки выводов и предложений; · способность решать практические организационно-экономические задачи, разрабатывать комплексные решения в сфере планирования на конкретном предприятии; · публично защищать изложенные в работе предложения. Подготовка курсовой работы включает следующие этапы: · выбор объекта исследования; · подбор и изучение литературных источников; нормативно-инструктивных материалов и т.п. по теме работы; · сбор, анализ и обобщение теоретической и практической информации; · разработка мероприятий и рекомендаций; · формулирование выводов; · оформление курсовой работы; · составление доклада к защите курсовой работы. ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Содержание и структура курсовой работы предполагает рассмотрение реального процесса внутрифирменного планирования на конкретном предприятии минерально-сырьевого комплекса и использование эмпирического материала, собранного в период прохождения практики. Тема курсовой работы формулируется как «Внутрифирменное планирование на предприятии «_______» (например, ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция»). Студент выбирает объект исследования и согласовывает его с руководителем курсовой работы. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Курсовая работа представляет собой пояснительную записку, которая должна включать следующие элементы: · титульный лист; · содержание; · введение; · основную часть; · заключение; · список литературы; · приложения. Рекомендуемый объем пояснительной записки курсовой работы составляет 25-30 страниц формата А4. Титульный лист является первой страницей работы, который содержит: название темы Ф.И.О. специальность и учебную группу студента, Ф.И.О., должность руководителя курсовой работы. Образец оформления приведен в приложении А. Содержание включает перечисление всех разделов, подразделов ( если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Во введении обосновывается актуальность темы и дается оценка современного состояния рассматриваемой в работе проблемы, уровень ее разработки на современном этапе развития экономики. Во введении также указываются цели, задачи, объект и предмет рассмотрения курсовой работы. Объектом рассмотрения является организация, на материалах которой написана курсовая работа. При этом дается полное название организации, принадлежность ее к конкретной организационно-правовой форме. Предметом рассмотрения являются отдельные элементы системы внутрифирменного планирования. Помимо этого во введении необходимо сослаться на труды российских и зарубежных ученых-экономистов или перечислить основных авторов, занимающихся проблемами планирования на предприятии. Основная часть работыпредставляет собой решение практической задачи по оценке уровня плановой деятельности предприятия с точки зрения ее соответствия современным требованиям, предъявляемым к «планирующей организации» и предложение студентом своего решения нерешенных на предприятии вопросов. В структуре основной части самостоятельный теоретический раздел отсутствует. Теоретическое обоснование и методология планирования включаются в разделы (подразделы) основной части работы. Здесь могут быть рассмотрены: понятие и сущность изучаемых вопросов; краткий обзор взглядов на проблему, сравнительный анализ исследований в России и за рубежом; тенденции развития тех или иных процессов. Содержание основной части: 1.Характеристика предприятия 2.Оценка и анализ внешней среды 3.Пример элементов стратегического выбора 3.1 Миссия предприятия 3.2 Цели предприятия 3.3 Задачи предприятия 3.4 Стратегия предприятия 3.5 Программы и проекты 4. Характеристика планирования на предприятии 5.Информационное обеспечение планирования 6.Организационное обеспечение планирования
В заключении обобщаются результаты работы, формируются основные выводы, отражающие сущность работы. Рассматриваются направления и пути дальнейшего развития темы. Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее возможного использования. Список литературы содержит библиографическое описание монографий, учебников и учебных пособий, журнальных статей, инструктивных и методических материалов, организационно-экономической документации, которые используются для выполнения работы. Оформление списка литературы необходимо производить в соответствии с требованиями ГОСТ…….. В приложения выносятся материалы, которые облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Рекомендуется выносить копии организационно-экономической документации, таблицы, схемы, рисунки, которые нецелесообразно располагать в тексте ввиду их громоздкости и другие материалы, имеющие вспомогательный характер. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНОГО РАДЕЛА РАБОТЫ В характеристике предприятия (компании) приводится организационно-правовая форма, местонахождение, история и этапы развития компании; основные виды бизнесов, их краткая характеристика и значимость; основные ТЭП работы (таблицы с динамическими рядами за последние 3-5 лет). Оценка и анализ внешней средыпроводится по следующим факторам: экономический, политический, рыночный, технологический, конкурентный, международный, социальный. Цель анализа –создать перечень угроз и возможностей для текущей стратегии компании. Содержание факторов и методика оценки соответствует подходу Мескона М.Х. и др., изложенному в «Основах менеджмента» в главе «Стратегическое планирование». Пример элементов стратегического выборавключает теоретическое изложение рассматриваемых элементов на основе изучения литературных источников. Формулирование конкретных элементов (плановых «показателей») предполагает изучение годовых отчетов компаний, а также других аналитических материалов (публикуемых и для внутреннего пользования). Примеры плановой документации см. в приложении Б, В, Г. В курсовой работе должна быть реализована следующая трактовка плановых «показателей»: - Миссия- это видение вашей компании, вашего бизнеса, ценностей, которые лежат в основе такого видения - Цели организации- это элементы стратегического выбора , имеющие количественную и качественную форму, широкий вневременной характер и определяются по следующим направлениям: положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, персонал, социальная ответственность - Задачи организации - это конкретные, привязанные к определенным срокам результаты, которых она намерена добиться в ходе своих более широких целей -Стратегия организации – это общее направление, на котором лежат пути достижения целей; при формулировании стратегии использовать концепцию базисных стратегий И. Ансоффа «продукт-рынок» -Программы – это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий для осуществления целей и стратегий - Проекты (реализованные и намечаемые) – это определенные работы, направленные на решение конкретных задач (обоснования освоения новых рынков, разработки новых технологий и продуктов, обучения персонала, реструктуризации и др. ) и предполагающие расходование определенных ресурсов В характеристике планирования на предприятии приводитсяисследование сложившейся системы планирования. В этом разделе должны быть даны ответы на следующие вопросы: · Что представляет собой система планов? · На какой период планируется деятельность компании? · Какие недостатки (проблемы) выявлены в ходе анализа плановой деятельности? · Какие мероприятия можно предложить по ее совершенствованию? Информационное обеспечение планированияпредполагает структурированное изложение источников плановой информации для данного предприятия с учетом ее отраслевой специфики. Раздел должен содержать источники информации для осуществления следующих плановых процедур: выявление тенденций в мировой и национальной экономике; прогнозирование внешней среды; прогноз развития в типах продукции (услуг) , технике, технологии; анализ рынков сбыта; характеристика возможностей основных конкурентов; сопоставление сильных и слабых сторон. Организационное обеспечение планированияотражает признание того факта, что организационные структуры, пригодные для оперативного руководства, не столь же хороши для планирования. В разделе анализируется существующая организационная структура управления; определяются элементы этой структуры и ответственные за проектирование и развитие будущей деятельности; определяются лица принимающие решения по стратегическому планированию и их функции; предлагается организационная структура по стратегическому планированию. 5.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература для написания курсовой работы не отличается от списка, приведенного в учебно-методическом пособии по курсу «Планирование на предприятии». Основной источник аналитической информации – сайты горнодобывающих и сервисных компаний, а также другая бизнес-аналитика, размещенная в интернете.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |