Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (ДИПЛОМНЫМ) РАБОТАМ




ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

 

Психологический факультет

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки

Педагогическое образование»,

Профиль «Дошкольное образование»

Казань – 2015


УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»: методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2015. – 48 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Предназначены в помощь студентам направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» при выполнении выпускных квалификационных (бакалаврской) работ в области научной и практической педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

 

ã Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (ДИПЛОМНЫМ) РАБОТАМ.. 6

4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. 7



5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 11

6. ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных (бакалаврских) РАБОТ. 29

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные (ДИПЛОМНЫЕ) РАБОТЫ.. 38

8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММЫ Microsoft PowerPoint. 40

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.. 42

Приложения………………………………………………………………..44


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» обобщен опыт руководства выполнением дипломных работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке дипломных работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя института или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания дипломных работ являются:

– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога.

Квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание дипломной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения дипломной работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломной работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме дипломной работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление дипломной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– рецензирование дипломной работы;

– защита дипломной работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Дипломная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед итоговой аттестационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.

 

 

ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (ДИПЛОМНЫМ) РАБОТАМ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа бакалавра предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема дипломной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение дипломного исследования, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора дипломного исследования, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их на образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от предприятия на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы дипломного исследования и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на дипломное исследование.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной (дипломной) работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО по направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.

Для выполнения дипломной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить дипломную работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-дипломник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в дипломной работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления дипломной работы.

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студент должен показать следующие компетенции:

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знать основные закономерности взаимодействия человека и общества Уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть навыками рефлексии, самооценки,самоконтроля Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа. Экз, защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ Использует основные способы и приемы мышления для решения профессиональных задач ПОВЫШЕННЫЙ Умеет анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемыв профессиональной деятельности, Владеет навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля при реализации профессиональных задач, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
ОК - 6 Способен логически верно выстраивать устную и письменную речь Знать правила и приемы создания логически верных высказываний. Уметьсоздавать эффективные устные и письменные тексты. Владеть навыками организации информации в логически верной форме с целью решения поставленных коммуникативных задач. Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа. Экз, защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ -Воспроизводить методы и принципы логически верного оформления словесного материала в процессе устных и письменных коммуникаций. - Совершенствовать навык эффективного использования языковых единиц в построении логически адекватных текстов. ПОВЫШЕННЫЙ -Находить и самостоятельно интерпретировать информацию в профессиональной деятельности. - Систематизировать представленные идеи по теме исследования, критически их осмысливать и логично излагать в устной и письменной форме.
ОК - 8 Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.   Знать возможности компьютерного анализа многомерных данных; Уметь использовать программное обеспечение для статистического анализа данных (например, Excel, Statistiсa); Владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.). Самостоятельная работа с использованием ИКТ технологий Защита выпускной квалификационной работы Пороговый: использует абстрактную наглядность, анализирует схемы, таблицы, графики, диаграммы, формулы в процессе защиты выпускной квалификационной работы Повышенный: систематизирует понятия, закономерности, структурно-логические схемы; обобщает результаты полученной информации в таблицы, графики, диаграммы, способен разработать презентационный материал по теме исследования.
ОК - 12 Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны     Знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; Уметь оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач; Владеть базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты. Самостоятельная работа Защита выпускной квалификационной работы Пороговый: типологический анализ результатов исследования, соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов) Повышенный: оперирует понятиями -статистические обобщения, определение средних частот, оценки достоверности результатов исследования; соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов),
ОК - 13 готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования. Уметь -учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. Владеть -способами использования нормативных правовых документов в своей деятельности Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы Пороговый: Знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность. Владение навыками работы с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность. ПОВЫШЕНННЫЙ Знание российских и международных нормативно-правовых документов в области прав человека и профессиональной деятельности. Умение анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовым вопросам в сфере образования. Владение технологией использования полученных знаний для генерации новых идей в области нормативно-правового обеспечения образования
Общепрофессиональные компетенции
ОПК – 3 владеет основами речевой профессиональной культуры Знатьосновные теоретические положения культуры речи как науки. Уметьреализовывать коммуникативные качества речи на уровне профессиональной речевой культуры. Владетьстилистическими ресурсами современного русского языка в целях достижения коммуникативного эффекта. Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ - Знать нормы русского литературного языка и условия их применения в устной и письменной речи. - Свободно ориентироваться в выборе языковых вариантов с точки зрения их предпочтительности, целесообразности и стилистической уместности. Строить коммуникативный процесс с учетом этического компонента речевой культуры. ПОВЫШЕННЫЙ - Свободно владеть императивными и диспозитивными нормами языка в вербализации коммуникативного замысла. - Ориентироваться в ситуации динамики современных языковых норм. - Иметь богатый и разнообразный словарный запас и знать методы и способы его увеличения. - Выстраивать коммуникацию с учетом правил невербальной организации общения в процессе защиты выпускной квалификационной работы, ответа на государственном экзамене..
ОПК – 5 владеет одним из иностранных языков на уровне npoфессионального общения знать: - основные закономерности взаимодействия человека и общества уметь: - использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности владеть: - навыками коммуникации в родной и иноязычной среде Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ Знает основные понятия, , термины, слова и выражения – клише по профессиональной тематике Умеет оформлять и составлять аннотацию своей исследовательской работы ПОВЫШЕННЫЙ Знает понятия, термины, слова и выражения – клише по профессиональной тематике Умеет оформлять и составлять аннотацию своей исследовательской работы, беседовать на профессиональные темы. Владеет навыками устной и письменной речи на иностранном языке.
ОПК - 6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания Знатьформы и методы работы с текстами профессионального и социально значимого содержания. Уметьприменять различные средства литературной и технической обработки речевого высказывания. Владетьтехнологиями создания эффективных текстов профессиональной и межличностнойнаправленности. Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ - Знать современные требования к созданию текстов профессионального и социально значимого содержания. - Уметь анализировать текст с целью совершенствования его коммуникативного воздействия. - Использовать базовые редакторские операции и приемы в подготовке выпускной квалификационной работы. ПОВЫШЕННЫЙ - Знать теоретические основы предметного, логического и лингвостилистического анализа текста. - Адекватно оценивать текст по критериям достоверности, грамотности, наглядности и доступности определенной категории его пользователей. - Демонстрировать способность к критическому анализу собственного текста выпускной квалификационной работы и непрерывно совершенствовать навык саморедактирования.
 
Профессиональные компетенции В области педагогической деятельности (ПК)
КОМПЕТЕНЦИИ* Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ПК - 2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения Знать современные методики и информационные технологии для анализа качества учебно- воспитательного процесса Уметь осуществлять выбор методики и информационных технологий для анализа и оценки качества учебно- воспитательного процесса Владеть навыками анализа качества учебно- воспитательного процесса с помощью математических методов информационных технологий Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы Пороговый: Знает некоторые методики для решения часто встречающихся психологических задач (критерии Стьюдента, Фишера, коэффициент корреляции Пирсона) Умеет проводить анализ данных с использованем технических средств обучения Повышенный: понимает границы использования математических методов; знает всевозможные виды современных методик (непараметрические критерии, дисперсионный и факторный анализ) владеет навыками работы со статистическими пакетами STADIA, STATISTIKA
ПК - 3 способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии Знать: - способы изучения состояния, результатов и эффективности воспитательного процесса; Уметь: - использовать методы психолого-педагогической диагностики для решения конкретных исследовательских задач; Владеть: - способами осуществления психолого-педагогической поддержки; - методами психолого-педагогической диагностики дошкольников и коллектива детей Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы ПОРОГОВЫЙ Знает сущность методологии и методики психолого-педагогических исследований; - психологические основы и механизмы процесса воспитания, социализации и формирования личности ребенка; Умеет отслеживать и оценивать результаты достижений воспитанников; ПОВЫШЕННЫЙ умеет: выделять существенные психологические характеристики личности на каждом из этапов онтогенетического развития; учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении широкого круга задач профессиональной деятельности, проведении педагогического исследования. владеет: способами психолого-педагогического изучения воспитанников; − методами психологической диагностики для решения различных профессиональных задач, проведении педагогического исследования - методами –психолого-педагогического сопровождения процесса социализации воспитанников и подготовки к сознательному выбору профессии. .
ПК – 8 способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий Знать:способы профессионального самопознания и саморазвития Уметь:бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса Владеть:различными средствами коммуникации в профессионально –педагогической деятельности . Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы С. ПОРОГОВЫЙ уровень Знает испособы реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения; участвовать в общественно-профессиональных дискуссияхразличными средствами коммуникации в профессионально –педагогической деятельности. Владеет способами взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса. ПОВЫШЕННЫЙ уровень Знает тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире. Умеет использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; Владеет способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
ПК - 10 способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно- просветительской деятельности Знать: основы просветительской деятельности зарубежного опыта организации культурно- просветительской деятельности Уметь: учитывать в педагогическом процессе различные особенности воспитанников Владеть: различными средствами коммуникации в профессионально – педагогической деятельности. Технология традиционного обучения: лекции, самостоятельная работа Экз, защита выпускной квалификационной работы С. ПОРОГОВЫЙ уровень Знает основы просветительской деятельности отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности Умеет учитывать в педагогическом процессе различные особенности воспитанников Владеетсредствами коммуникации в профессионально – педагогической деятельности ПОВЫШЕННЫЙ уровень Знает методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации). Умеетсистемно анализировать и выбирать методы культурно-просветительской деятельности. Владеет способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
             

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)