Николай Онуфриевич Лосский. ХРИСТИАНСТВО И БУДДИЗМ
· С какими факторами Н.О. Лосский связывает рост интереса европейцев к восточным религиям? · В чем принципиальные отличия буддийской доктрины от христианской? · Что представляют собой буддийские приемы тренировки мышления? Какие цели они преследуют? · О каком отношении к телу свидетельствуют буддийская духовная практика? · Какого состояния достигает буддийский мудрец на заключительном этапе своей духовной практики? · Что хуже, с точки зрения буддизма, - безнравственность или неведение? · Каково отношение буддизма к любви? · Как влияет отрицательный характер буддийского идеала на отношение к умершим и к женщинам, к красоте, к труду?
Николай Сергеевич Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО I. Увлечение восточной мистикой · На каких недоразумениях, по мнению Н.С. Трубецкого, основано увлечение «мистикой Востока» ? · Какой подход при рассмотрении «мистики Востока» Трубецкой считает адекватным? II. Откровения духа обольстителя · При каких условиях откровения и видения могут иметь божественный источник? Каков источник восточной мистики? III. Молитвы богам · Что дает этическая оценка содержания молитвенных прошений для оценки духовной природы соответствующих религиозных традиций? IV. Истоки индуизма · Какими видятся Трубецкому истоки индуизма? Какие боги выделяли среди богов ведийского пантеона? V. Пантеон индуистских божеств · Как можно оценить ведийский пантеон с христианской точки зрения? · Какой персонаж ведийского пантеона начинает доминировать и почему это происходит? VII. Оценка Брахманизма · К каким последствиям привело исчезновение из религиозного сознания образа Варуны? · Какие решения проблемы выхода из круговорота бытия предлагает религиозная мысль конца эпохи старого брахманизма? VIII. Возникновение Буддизма · Какое отношение к желаниям проповедует буддизм? · Каким представляется Будде путь к достижению нирваны? · Каково отношение Будды к богам? IX. Духовное самоубийство как жизненная цель · Почему Трубецкой считает буддизм путем духовного самоубийства? XI. Обзор эволюции индуизма · Какой видится Трубецкому внутренняя логика эволюции индийской религиозности? · Что представляет собой история религиозного развития Индии с христианской точки зрения? XII. Несовместимость двух концепций · Как Трубецкой относится к идее синтеза между христианством и мистикой Индии? · Какие особенности индийского религиозного сознания затрудняют христианскую проповедь в Индии? Заключение · Какому отношению к религии Трубецкой предлагает учиться у индусов?
Конфуций. ЛУНЬ ЮЙ «Лунь юй» («Суждения и беседы» или «Изречения») – сборник бесед и суждений Конфуция, составленный его учениками. В эпоху Тан (618-907 гг.) памятник вошел в число конфуцианских канонов, а в XI-XII вв. – в состав базового конфуцианского канонического свода «Четверокнижие». «Лунь юй» считается наиболее достоверным источником сведений о взглядах Конфуция. Как известно, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, не имеет в науке однозначного решения. По этому поводу высказывались различные точки зрения. Одни авторы категорически утверждают, что конфуцианство – это религия. Другие высказываются более сдержанно, ссылаясь на то, что до Конфуция в Китае религия играла немалую роль, и что это оказало влияние на Конфуция. Согласно третьему взгляду, конфуцианство ни в коей мере нельзя признать религией. Наконец, есть авторы, которые полагают, что, конфуцианство не было религией в собственном смысле слова, но играло роль религии. В любом случае, очевидно, что даже при условии признания конфуцианства религией приходится констатировать, что в сравнении с другими религиозными традициями это учение характеризуется своеобразием. Это своеобразие отличает и соотношение морали и религии в конфуцианстве. Поэтому, работая над этим текстом, следует попытаться выработать свое отношение к вопросу о соотношении в конфуцианстве морали и религии. · Охарактеризуйте общую проблематику работы. · Присутствует ли в данном тексте мистический пласт? · Представлена ли в «Лунь юе» натурфилософская проблематика? · Каковы отличительные черты совершенного мужа? · Какие человеческие качества Конфуций порицает? · Каких принципов, согласно Конфуцию, следует придерживаться в общении с окружающими? · В чем проявляется почтительность к родителям? · Каково социальное значение почтительности к родителям? · Какие принципы управления выдвигает Конфуций? · Что такое гуманность в понимании Конфуция? · Как вы понимаете слова Конфуция «Лишь тот, кто наделен гуманностью, может должным образом любить людей и ненавидеть их»? · Что значит «следовать благой силе дэ»? · Какие мотивы, согласно Конфуцию, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро? · Можете ли вы указать идею, которая объединяла бы все эти рассуждения? · Можете ли вы указать этические параллели учению Конфуция в европейской мысли? · Каково ваше отношение к этическим идеям Конфуция?
ДАО ДЭ ЦЗИН Традиция приписывает авторство «Дао дэ цзина» («Канон дао и дэ», или «Книга о пути и благодати») древнекитайскому полулегендарному философу Лао-цзы. Древнейшая из обнаруженных археологами версий текста памятника, записанная на шелку, датируется рубежом 3-2 в. до н.э. При работе с данным текстом нужно учитывать антиконфуцианскую настроенность даосов. Антинормативный пафос доасов и идеализациия «естественных» отношений привлекала на их сторону многочисленных сторонников, причем как социальных реформаторов и мятежников, так и склонных к созерцательной жизни философов, художников и поэтов. Следует учитывать и то, что этот текст приобрел очень широкую популярность на Западе в 1960-е гг. среди идеологов контркультуры. Под контркультурой понимают совокупность идеалов и представлений различных молодежных движений протеста. Наиболее характерные явления контркультуры - движение хиппи, психоделическая революция, массовое увлечение восточными религиозно-философскими учениями и медитативными практиками. Сторонники контркультуры увидели в этой книге отрицание искусственных и «репрессивных» социокультурных норм и призыв к возвращению к простой и естественной жизни на лоне природы. (Нужно иметь в виду, что этот контркультурный проект оказался утопией. Социальная гармония так и не была достигнута. Многие деятели контркультуры возглавили террористические группировки, другие же, разочаровавшись в ее идеалах, вернулись в лоно «буржуазной» цивилизации и «благопристойной» жизни.) · Каковы условия постижения дао? · Каковы отличительные черты совершенномудрого? · Какие принципы управления провозглашает «Дао дэ цзин»? · Каково отношение Лао цзы к принципу человеколюбия? · Каковы, по мнению Лао цзы, причины зла? · Как совершенномудрый достигает долголетия? · В чем проявляется обладание высшей добродетелью? · Каким образом следуют принципу недеяния? · Каково отношение автора «Дао дэ цзин» к славе, позору, знатности? · Какие нравственные качества Лао цзы ценит особенно высоко? · Как вы понимаете тезис: «человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела»? · Как вы понимаете тезис: «Тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает»? · Какие фрагменты текста вы могли бы привести в качестве иллюстрации характерного для даосизма натурализма? · Как вы понимаете тезис: «Поднебесную получают во владение недеянием»? Сопоставьте его с евангельской заповедью «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». · Сопоставьте представления Конфуция о благородном муже и представления о совершенномудром, отраженные в «Дао дэ цзин». · Можете ли вы указать западноевропейского мыслителя Нового времени, который тоже призывал вернуться к простым и естественным отношениям? · Каково ваше отношение к этическому содержанию «Дао дэ цзина»?
Р.Максуд. ИСЛАМ · Что такое шариат и какое отношение он имеет к этике? · Каким образом реагирует шариат на современные проблемы? · Проанализируйте отношение современного ислама к следующим явлениям: самоубийство эвтаназия смертная казнь аборт преступление и наказание воровство пьянство супружеская измена труд ростовщичество сексуальная жизнь права женщин наркотики алкоголь табакокурение экологический кризис
Алексей Васильевич Журавский. НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ В ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |