Подготовка и принятие управленческих решений. Делегирование руководителем своих полномочийВажной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности. Как правило, имеет цель - идеальное представление желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Средством разрешения этой проблемы и служит управленческое решение. Таким образом, оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих при вести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс принятия управленческого решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения. Управленческие решения, принимаемые руководителем, должны отвечать следующим требованиям: * иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных; * быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями; * быть правомочным, то есть опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного; * быть конкретным, то есть иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы, что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать; * быть своевременным и эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам. Подготовка и принятие решения - психологический процесс. Различают три подхода к принятию решений: интуитивный, основанный на суждениях и рациональный. Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех "за" и "против". Решение, основанное на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Достоинством такого подхода к принятию решений является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Недостаток его в том, что он не работает в ситуациях, не имевших аналогов в прошлом опыте руководителя. Рациональное решение, в отличии от предыдущего, не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает пять основных этапов: 1) Ориентированный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным. 2) Информационный этап: сбор, обработка и анализ информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него самого, так и от конкретной ситуации. 3) Этап выработки и принятия решения: * выработка критериев принятия решений (экономичность, надежность, оперативность, дизайн и др.) * формулирование набора альтернативных решений с возможным привлечением исполнителей будущего решения. Это важно в силу действия так называемого закона Р. Ликерта, который гласит, что качество и точность исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше непосредственные участники выполнения заданий принимают участие в принятии решений; * оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий; * выбор оптимального решения. Здесь актуальна проблема соотношения двух параметров: времени, в течении которого необходимо принять решение, и качества управленческого решения. Обычно оптимальное решение не принимается вследствие отсутствия необходимого времени для просмотра всех возможных альтернатив и информации, связанной с оценкой каждой альтернативы. Поэтому в силу возможных ограничений руководитель принимает промежуточное решение, указывающее направление действия, которое в той или иной степени является приемлемым, но не обязательно самым лучшим из возможных. А затем на основе поступающей информации и результатов реализации этого промежуточного решения принимается окончательное решение. В любом случае принятие промежуточного решения, но в срок, гораздо важнее идеального решения, принятого с опозданием. 4) Организационный этап: доведение принятого решения и сроков до исполнителей, назначение ответственных, инструктаж, организация взаимодействия. 5) Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения. Как правило, поручается той группе, которая готовила решение. Причем оценка труда этой группы не по количеству проверок, а по удельному весу выполненных в срок приказов. Самые слабые места при подготовке и принятии управленческих решений - их качество (от 33 до 41 % нереализованных решений не выполняется из-за их низкого качества) и отсутствия контроля. По мнению ведущих специалистов, управленческие решения не выполняются по следующим причинам: * принимается много решений по одному вопросу, поэтому часть из них не выполняется. Это подрывает авторитет решений; * вновь принимаемые решения не учитывают предшествующие или дублируют существующий организационный порядок; * принятие псевдорешений, не несущих конкретного содержания (формулировки типа "обратить внимание", "усилить...", "заострить..." и др.); * отсутствие процедуры согласования ряда решений с их исполнителями; * назначение нереальных ("мобилизующих") сроков и авралов: * низкий контроль над исполнением управленческих решений. Делегирование полномочий. Руководитель не имеет возможности сам разбираться со всеми проблемами, поэтому важно умение делегировать полномочия компетентному специалисту. Под делегированием а общем смысле понимается временная передача подчиненному задачи или деятельности из сферы деятельности руководителя. Проблема делегирования полномочий актуальна в современных условиях. По расчетам специалистов, 40-60 % рабочего времени руководителей и специалистов тратится на выполнение той функции, которую могли бы выполнить специалисты более низкой квалификации. Если делегирование полномочий не осуществляется, то у руководителя просто не хватает времени все сделать качественно и в срок. Нехватка времени, в свою очередь, обусловливает принятие им стереотипных или даже ошибочных решений. Малоэффективно и неполное делегирование полномочий, когда подчиненному поручается решение проблемы, но не даются права и возможности для ее решения. Не вызывает сомнений, что не все задачи управленческой деятельности можно делегировать своим подчиненным. В любом случае делегируется: * рутинная, мелочная работа; * специализированная деятельность; * частные вопросы; * подготовительная работа (проекты и т.д.). Не полежат делегированию: * важнейшие функции руководителя (выработка идей и политики по развитию организации, контроль результатов и др.); * руководство сотрудниками, их мотивация; * задачи высокой степени риска и особой важности; * необычные, исключительные дела; * срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и проверки; * задачи строго доверительного характера. У подчиненного по ряду причин может возникнуть сопротивление делегированию (в частности, из-за нехватки знаний и опыта, боязни критики, страха перед ответственностью, боязни чрезмерных требований и др.). В этом случае необходимо поговорить с ним об этом открыто, попытаться найти причины и прийти к совместным решениям, используя стимулирование. Обычно алгоритм процесса делегирования следующий: * подготовить подчиненного; * объяснить задачу; * показать, как ее решать и что делать; * доверить дальнейшее ее решение под наблюдением, корректируя при этом подчиненного; * передать сотруднику работу целиком и в дальнейшем осуществлять только контроль над исполнением. Практика осуществления делегирования полномочий, опыт многих управленцев выработали ряд правил: 1. Делегируйте тому, кто может и хочет исполнять часть полномочий (если он не хочет, добейтесь, чтобы он захотел). 2. Делегируйте не только обязанности, но и права и полномочия. 3. Без всяких причин не вмешивайтесь в рабочий процесс. 4.Требуйте от подчиненного промежуточных отчетов о ходе реализации задачи и контролируйте лишь конечные результаты порученного дела. 5. Делегируйте задачу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий. Таким образом, подготовка и принятие управленческих решений и делегирование полномочий составляют важную сторону управленческой деятельности любого руководителя. По качеству отработки этих функций судят о личности руководителя, о его способности творчески решать возникающие проблемы. Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |