Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке
Морфема - наименьш. значимая часть слова. выключа-тель - предмет; рас-прекрасный, но рас-тащить - значения разные. Морф - конкретный вариант морфемы. Алломорф - совокупность морфов (новгород-ец, но новгород-ц-а) Морфемы: корневые и некорневые. Корень - носитель лексич. знач. слова. Передаёт семантику родств. словам. Корни бывают еденичн., т. е. встречающ. только в одном слове (какаду). Корни бывают: 1) свободные - могут функционир. с окончанием (пиш-у) 2) связанные - фунционир. в связи с др. морфемами.( об-у-ть, за-й-ти) Аффиксальные морфемы - приставленные к корню. -префикс(приставка); - суффикс; - постфикс( -ся, -сь, -то, -нибудь); чиай-те - постфикс; пиш-и - флексия; чит-а-ет-ся - основа, разорв. флексией; интерфикс- гласная между корнями (тепл-о-ход, пар-о-воз); дв-ух-этажный - флексия, выполн. ф-ции интерфикса; пе-ть→пе-в-ец, сегодня→сегодня-ш-ный, америка→ америк-ан-ец - строительн. элемент. Флексия (окончание) - служебная морфема для связи слов между собою. Основа - часть слова без флексий и формообразующ. суффиксов (-ть-, причастий (-ущ-, -ющ-) и степеней сравнения). Производная основа не равна корню, непроизводная равна. Нулевые морфемы(суффиксы и флексии) выполняют грамматич. ф-цию. нёсᴓᴓ←нес-л-а. лись-j-эго (j-суфф.); син-ий (ий-флексия); сем-ей (ей-флекс.; из-да-ниj-э; пиш-ущ-ий; умн-ее (ее-формообраз. суфф.).
Словообразовательный тип, словообразовательное значение. Классификация словообразовательных типов по их продуктивности. Словообразоват. тип -схема строения производн. слов, характериз. тремя признаками: 1) образуются от одной части речи 2) с помощью одних и тех же аффиксов 3) имеют одников. семантич. отношение между производн. и производящ. основами (словообраз. значение) Напр.: 1) баранина, севрюжина, конина (животное и его мясо) 2) котлетина, домина (тот же предмет, но в большем размере) 3) горошина, изюмина, соломина (один предмет из многих) Позитивизм, кубизм, реализм (образ. от приглагат.); марксизм, троцкизм, патриотизм, аскетизм, бандитизм, чепушизм (образ. от существ.) Словообразоват. (деривационн.) значение- семантич. соотношен. производящ. и производн. слов. С. з. производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с конкретными значениями (детеныш животного) есть и отвлеченные (относящийся к тому, что названо производящей основой (лесной, дорожный, автомобильный)). Словообраз. типы могут быть продуктивные (порождающие новые слова: смелый - смелость, бордый - бодрость, свежий - свежесть) или непродуктивные (не дают новых слов: плакать - плакса, хныкать - хныкса). Типы словообразовательных значений: - синтаксические дериваты (лексическое значение производных тождественно значению производящих, но они отличаются частью речи: читать-чтение, учиться-учение, красный - краснота) - лексические дериваты (лексическое значение производных не тождественно значению производящих (приращение смысла): учить - учитель) - модификационные - типы производные которых обозначают лишь какое-то видоизменение значения производящяего слова (чёрный-чёрненький-черноватый, дом-домище-домишко) Словообразоват. категория -более абстрактная комплексн. единица, чем словообразоват. тип. Это совокупность словообразоват. типов, объединяемых общностью деривационного значения; средства выражения этого значения могут быть различными. (Производитель действия: чтец, борец, творец, вожак, рвач, бегун, крикун, нормировщик, сортировщик) В акте словообраз. и в ряде случаев формообраз. морфемы взаимоприспосабл.. При этом меняется их фонемный состав. 1) Чередование фонем - это взаимозамена звуков в составе морфа, при котором конец одного морфа приспосабливается к началу другого. а) Историч. чередов. согл.: г//ж (друг/дружба), к//ч (река/речной), х//ш (ухо/уши), д’//ж (медведь/медвежий), ц//ч, ж//ч. б) Историч. чередов. губн. согл. с сочетан. губн. и [л]: б//бл (люблю), п//пл (купля), в//вл (киевлянин), ф//фл (графление). в) Чередов. гласн.: о//а (говорить/разговаривать), о//э (лёд/ледник), и//о (разбирать/разбор), у//ы//о (сухой/засыхать/усох), и//е (сидеть/домосед). г) Историч. чередов. сочетан.: оло//ла (обезглавить/голова), ере//ре (дерево/древесный). д) Чередов. в заимствов.: хаос/хаотичный, флексия/флективный 2) Усечение производящ. основы - явление, при котором конец производящ. основы входит в производн. слово не полностью. жалеть→жалость, эстонец→эстонка, узкий→ узость, палец→беспалый, деревня→ деревушка, женщина→женский. Цели усечения основы - устранен. скопл. согл., облегчить суфф. присоед. к основе (тряпка→тряпье) или придать инояз. слову вид русского (резюме - резюмировать). 3) Наложен. морфем - устранен. повторов звуков на стыке совпадающ. друг с другом конца производящ. основы и начала суфф.. Если фонемный состав суфф. полностью совпад. с финалью основы, то происх. полное наложение. Если фонемный состав суфф. и финаль основы совпад. не полностью, то происходит частичное наложение Омск→омский, Архангельск→архангельский, сосна→сосняк, такси→таксист, розовый→розоватый.: коричневый→коричневатый. 4) Интерфиксация - соединение двух морфем несемантич. прокладкой, устраняющ. нехарактерные или запрещенные сочетания фонем. Вмести(л)ище, пе(в)ец, кофе(й)ный, шоссе(й)ный ялт(ин)ец, син(е)-зеленый, дым(о)ход,вод(о)воз.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1077)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |