Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы технологии, организации и проектирования предприятий



2015-11-08 896 Обсуждений (0)
Основы технологии, организации и проектирования предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятия производственной и организационной структуры предприятия. Понятие и структура производственного процесса, факторы, ее определяющие. Типы производств, их технико-экономические показатели. Пути совершенствования производственной структуры предприятия. Понятие и состав инфраструктуры предприятия. Диверсификация производственной структуры предприятия: понятие, цели и задачи.

Экономические основы развития коммерческих предприятий: основные направления развития; типизация предприятий; современные направления механизации и автоматизации; техническая оснащенность предприятий; современные виды оборудования и тенденции их развития. Организация производственного процесса.

Методы и последовательность проектирования предприятий. Общая структура предприятия, тенденции ее развития. Характеристика производственной деятельности предприятия. Определение профиля производства и техническая характеристика изделий.

 

1.3. Основные формы и цели объединения предприятия

Цели и основные методы интеграции предприятия. Специфика форм интеграции предприятия: концентрация, специализация, кооперация. Концентрация производства: понятие, формы концентрации, показатели уровня концентрации, проявление эффективности концентрации. Специализация производства: понятие, формы специализации, показатели уровня специализации, проявление эффективности специализации. Кооперирование производства: понятие, формы кооперации, показатели уровня кооперирования, проявление эффективности кооперации. Размер предприятия и размер производства.

 

1.4. Уставный капитал и имущество предприятий

 

Характеристика уставного (складочного) капитала предприятий, уставного фонда унитарных предприятий: функциональное назначение, состав, источники образования и пополнения. Понятие имущества предприятия, его состав, источники формирования.

 

1.5. Управление качеством

Понятие качества продукции и конкурентоспособности продукции. Система показателей качества продукции. Показатели конкурентоспособности. Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов в Российской Федерации. Международные стандарты и системы качества.

Политика в области повышения качества продукции. Издержки, связанные с обеспечением и поддержанием определенного уровня качества. Современные проблемы управления качеством. Развитие системы сертификации.

 

1.6. Стратегия развития предприятия

 

Понятие стратегии и тактики производства. Сущность экономической и функциональной стратегии: их различие, виды и типы (корпоративная стратегия, стратегии бизнеса и функциональные стратегии). Классификация факторов, определяющих выбор экономической и функциональной стратегии. Выбор экономической и функциональной стратегии с учетом влияния внешней среды на экономические показатели коммерческой деятельности предприятия.

Характеристика маркетинговой стратегии и основные матричные модели прогноза объема продаж. Товарная стратегия предприятия – план производства и реализации продукции.

Выделение стратегических зон хозяйствования. Учет маркетинговой стратегии как основы (стержня) общефирменной стратегии развития предприятия, оказывающей ключевое воздействие на: планирование доходов и расходов, товарную и производственную стратегию, инвестиционные и финансовые планы и т.п.

 

1.7. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи

Система целей предприятия. Сущность, задачи и функции планирования в управлении предприятием. Основные принципы и методы планирования.

Система планов предприятия, их взаимосвязь. Перспективное (стратегическое) планирование: долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет). Текущее (годовое) планирование. Оперативно планирование. Иерархичность планирования. Планирование "сверху - вниз" и "снизу- вверх". Встречное планирование.

Текущий план предприятия, особенности его разработки. Основные разделы и показатели текущего плана.

Типы экономических стратегий и факторы, определяющие их виды. Этапы разработки стратегии организации. Виды и взаимосвязи функциональных стратегий.

Бизнес планирование и бизнес-план на предприятии. Бизнес-планирование как инструмент принятия управленческих решений на предприятии.

Место бизнес-планирования в процессе управления предприятием. Цели, функции и классификация бизнес-планов. Адресаты бизнес-плана. Структура и информационная наполненность бизнес-плана. Определение горизонта планирования. Выбор шага планирования.

Основные разделы бизнес-плана: резюме, описание продукции, анализ рынка, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый и инвестиционный план, финансовый прогноз и оценка проекта, риски проекта.

 

2. Экономический потенциал предприятия

 

2.1. Основные фонды

 

Экономическая сущность и состав основных фондов. Основные средства и нематериальные активы. Классификация основных средств.

Методы оценки основного капитала. Виды и цели оценки основных средств: натуральная и стоимостная (первоначальная, восстановительная, остаточная, ликвидационная стоимость), порядок переоценки основных средств.

Износ основных средств. Виды износа и способы его оценки. Факторы, влияющие на величину износа. Срок замены основных средств.

Амортизация основных средств. Норма и сумма амортизационных отчислений. Способы начисления амортизации. Расчет среднегодовой стоимости основных средств.

Формирование и воспроизводство основных средств на предприятии. Показатели наличия, движения и состояния основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. Фондоотдача и фондоемкость. Пути улучшение использования основных средств на предприятии.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных средств. Состав и структура капитальных вложений.

 

2.2. Оборотные средства

Оборотные средства: понятие, состав, структура и кругооборот оборотных средств. Классификация оборотного капитала по основным статьям. Факторы, определяющие структуру оборотного капитала. Понятие кругооборота оборотного капитала на предприятии. Источники формирования оборотных средств. Оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Определение потребности предприятия в оборотном капитале. Разработка норм и нормативов оборотных средств. Расчет нормативов оборотных средств по материальным запасам (сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу, таре), запасным частям, незавершенному производству и готовой продукции. Расчет общего норматива оборотных средств. Определения размера инвестиционных вложений в формирования оборотного капитала предприятия. Альтернативные подходы к определению потребности предприятия в оборотных средствах.

Оборачиваемость оборотных средств как главный показатель эффективности их использования. Порядок расчета показателей оценки скорости оборота: коэффициента оборачиваемости, длительности одного оборота, коэффициента загрузки средств в обороте. Высвобождение оборотного капитала из оборота. Пути ускорения оборачиваемости оборотного капитала.

 

2.3. Кадры, производительность и оплата труда

Понятие «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал». Функциональная и профессионально-квалификационная структура персонала. Понятие профессии, специальности, квалификации.

Организация труда на предприятии. Организация и обслуживание рабочих мест. Многостаночное обслуживание.

Виды норм труда и их обоснование. Методы нормирования труда: фотография рабочего дня, хронометраж, метод моментных наблюдений; условия их применения. Расчет, технически обоснованных норм времени.

Оплата и мотивация труда. Принципы организации оплаты труда на предприятии: сдельная и повременная системы оплаты труда.

Виды сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, сдельно-штрафная, сдельно-премиальная, повременно-сдельная, аккордная, брокерская, гонорарная.

Виды повременной оплаты труда: окладная, простая повременная (почасовая, помесячная), повременно-премиальная, повременно-штрафная.

Тарифная система, ее элементы.

Бригадная форма оплаты труда: цели и задачи, особенности формирования. Понятие, роль и способы расчета коэффициента трудового участия при использовании бригадной формы оплаты труда.

Специальные формы материального стимулирования для высшего звена управления: системы бонусов, оплата участием в собственности. Принципы выбора формы оплаты труда.

Производительность труда. Показатели и измерители производительности труда и методы их расчета (выработка, трудоемкость, производительность).

 

 

3. Основные показатели операционной деятельности предприятия

3.1. Затраты и себестоимость продукции и услуг

 

Понятие затрат и расходов и их основные различия. Калькуляция себестоимости продукции, методы ее составления. Назначение планирования и учета затрат в калькуляционном разрезе.

Себестоимость продукции: понятие, виды, функции. Нормативная, плановая и фактическая себестоимость.

Классификация и группировка затрат на производство для целей: определения себестоимости продукции, управления прибылью, эффективного контроля и регулирования затратами.

Понятие и цели анализа динамики предельных издержек (издержек прироста и издержек сокращения). Дискретные и непрерывные предельные издержки. Влияние динамики предельных и средних издержек на общую сумму затрат. Минимум затрат как критерий оптимального объема производства.

Разделение затрат предприятия на производственные издержки и издержки обращения.

Калькуляция затрат и калькулирование себестоимости единицы продукции. Смета затрат: виды, назначение и порядок разработки. Классификация затрат по статьям калькуляции.

Показатели себестоимости продукции. Типовая структура затрат и основные направление её оптимизации. Понятие и роль центров затрат и прибыли в управлении затратами на предприятии.

 

3.2. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

 

Понятие и виды цен. Сущность и функция цены. Состав и структура цен. Классификация цен. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценообразование на предприятии.

Налоги и налоговая система: принципы налогообложения предприятия, сущность налоговой системы, принципы и функции налогов, основные виды налогов.

Товарооборот, доход, выручка и прибыль как основные показатели развития предприятия. Состав и структура товарооборота, закономерности развития предприятия. Товарное обеспечение товарооборота, товарные ресурсы. Виды и классификация основных источников доходов. Выручка от реализации продукции, ее структура. Взаимосвязь выручки за отчетный период, получаемой по фактам отгрузки и оплаты.

Понятие и расчет товарной, валовой и реализованной продукции.

Виды прибыли: валовая, прибыль от основной деятельности, налогооблагаемая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая и нераспределенная прибыль. Формирование и распределение чистой прибыли предприятия.

Валовой доход предприятия (добавленная стоимость).

 

4. Управление деятельностью предприятия

4.1. Теория оптимального объема выпуска продукции

 

Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная мощность, ее виды. Методика расчета производственной мощности: входной, выходной, среднегодовой. Факторы, определяющие динамику мощности. Показатели использования производственной мощности. Понятие и методы расчеты оптимальной производственной мощности.

Расчет минимального объема производства, обеспечивающего выживание предприятия.

Планирование производственной программы предприятия.

 

4.2. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Научно-технический прогресс и инноватика. Параметры, характеризующие инновационный потенциал предприятия.

Новации и инновации, их виды. Специфика инновационной деятельности на различных стадиях жизненного цикла товара.

Типы инновационной стратегии предприятия.

Роль инвестиций в процессе разработки и освоения инноваций. Инвестиционная привлекательность и инвестиционная политика предприятия.

Методы организации и ускорения инновационной деятельности предприятия. Технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы.

Научно-техническая подготовка нового производства, ее стадии: исследовательская, проектно-конструкторская, технологическая, организационно-хозяйственная.

 

4.3. Экономический анализ деятельности предприятия

 

Понятие и виды эффекта и эффективности. Абсолютная и сравнительная экономическая эффективность. Цель расчета и показатели оценки. Бюджетная, коммерческая и экономическая эффективность инвестиционного проекта.

Понятия и сущность коммерческого риска. Пути снижения его негативного воздействия на финансовые результаты предприятия

Показатели оценки эффективности функционирования коммерческого предприятия. Относительные показатели эффективности, рассчитываемые относительно прибыли - рентабельности (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж), "эффект рычага", связь рентабельности продаж и рентабельности активов.

Характеристика состояния балансового отчета предприятия и группировка статей его актива и пассива. Содержание отчета о финансовых результатах и их использование за отчетный год.

Показатели оценки экономической эффективности инвестиционного проекта: срок окупаемости (PBP), рентабельность инвестиций (RoI), чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость, NPV), внутренняя норма доходности (IRR), индекс доходности.

 

4.4. Внутрифирменное планирование предприятия

Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования предприятия, формы планирования. Организационные формы внутрифирменного планирования. Формирование структуры управления предприятием. Выделение центров ответственности: затрат, доходов, прибыли.

Бюджетирование как фактор внутрифирменного планирования и контроля деятельностью отдельных подразделений предприятия. Формирование системы целевых показателей деятельности различных подразделений предприятия. Экономические стимулы достижения целей в рамках отдельных подразделений.

 

 



2015-11-08 896 Обсуждений (0)
Основы технологии, организации и проектирования предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы технологии, организации и проектирования предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)