Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка на основании письменных характеристик



2015-11-08 1430 Обсуждений (0)
Оценка на основании письменных характеристик 0.00 из 5.00 0 оценок




В ряде случаев руководителю требуется подготовить развернутую характеристику на подчиненного. Это обычно делается при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва на замещение руководящих должностей и при назначениях на должность и перемещениях в другие подразделения.

Важной составной частью оценки, которая осуществляется в ходе аттестации, является написание письменной характеристики на работника его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены (например, рабочие достижения, уровень профессиональной подготовки, сильные и слабые стороны работника, потребность в обучении и повышении квалификации, возможность перевода на более сложную и ответственную работу и др.).

Ниже приводится пример стандартной формы, которая предлагается руководителям для подготовки письменной характеристики на работника для аттестационной комиссии.

 

Руководитель подразделения _________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТНИКА

(готовится непосредственным руководителем)

Ф.И.О.______________________

• Рабочие достижения, производительность и качество труда работника

_______

• Профессиональные знания и навыки работника

_______

• Способность взаимодействовать с другими работниками

_______

• Сильные стороны работника

_______

• Слабые стороны работника

_______

• Необходимость дополнительного обучения, повышения квалификации

_______

• Рекомендации по повышению в должности или переводу на другую работу

_______

• Рекомендации по оплате труда

_______

Дополнительные сведения

_______

Тот факт, что руководителю при подготовке письменной характеристики на подчиненных приходится давать свои предложения и рекомендации по оплате труда, повышению в должности, переводу на другую работу или высказывать свое мнение по поводу их обучения и повышения квалификации, сам по себе является важным стимулом к анализу работы персонала и выявлению факторов, негативно влияющих на итоговые рабочие показатели.

Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:

• Их объем и содержание могут сильно различаться. Например, один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Другой может все внимание направить в основном на недостатки работника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характеристик иногда очень затруднительно.

• На оценку также могут влиять навыки письменного изложения, которыми обладает руководитель, производящий оценку. Руководитель, умеющий хорошо "подать" своего подчиненного, при желании может добиться того, что средний работник будет на бумаге выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.

• Серьезной проблемой для многих организаций является отсутствие практики работы с информацией, содержащейся в письменных характеристиках.

Шкалы оценки

Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развитияу работников деловых качеств, склонности к определенным видам поведения или готовности к достижению определенных рабочих результатов. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, таких как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и др.

При заполнении оценочной формы следует на основании предлагаемой шкалы оценить деловые качества работников или их готовность к определенным видам рабочего поведения.

Ниже представлены разные варианты оценочных форм, использующих балльную шкалу оценки. Эти формы могут использоваться как при проведении аттестации, так и в практике работы оценочных центров.

Форма 1 представляет собой бланк оценки работы руководителя, форма 2 - исполнителя. В обоих формах использована 5-балльная шкала.

Оценочная форма 1

(для оценки работы руководителей)

Инструкция для оценивающего: Для оценки работы подчиненного Вам следует обвести нужную цифру в графе "Оценка" для каждого из перечисленных показателей работы, используя предлагаемую шкалу:

5 - отлично,

4 - хорошо,

3 - средне (удовлетворительно),

2 - ниже среднего,

1 - плохо.

Фамилия И. О. работника ___________________________

Должность______

Подразделение___

Оцениваемые показатели работы Оценка
1. Планирование деятельности и распределение ресурсов
Планирование, постановка целей 5 4 3 2 1
Корректировка этих целей в случае необходимости 5 4 3 2 1
Распределение и контроль ресурсов 5 4 3 2 1
Учет всей доступной информации для своевременного принятия решений 5 4 3 2 1
2. Управление в критических ситуациях
Выявление критических ситуаций 5 4 3 2 1
Выбор курса действий при возникновении чрезвычайных ситуаций 5 4 3 2 1
Определение отклонений в работе подчиненных, требующих немедленного вмешательства руководителя 5 4 3 2 1
Своевременное принятие решений в критических ситуациях 5 4 3 2 1
3. Работа с документами
Подготовка документов 5 4 3 2 1
Работа с документами, требующими принятия решений 5 4 3 2 1
Составление отчетов 5 4 3 2 1
Контроль и поддержание на должном уровне состояния документооборота в своем подразделении 5 4 3 2 1
4. Делегирование
Обеспечение подчиненных четкими указаниями и разъяснениями при поручении им тех или иных заданий 5 4 3 2 1
Такое распределение поручений и заданий между подчиненными, при котором достигается максимальная экономия сил, времени, финансов и др. 5 4 3 2 1
Установление сроков выполнения порученной работы и наиболее подходящей формы контроля за ее выполнением 5 4 3 2 1
Оказание подчиненным необходимой помощи при выполнении порученной работы 5 4 3 2 1
5. Мотивация подчиненных
Использование методов материального стимулирования (доплаты, премии, льготы и др.) 5 4 3 2 1
Использование нематериальных стимулов (похвала, благодарность, признание достижений) 5 4 3 2 1
Учет и нейтрализация факторов, негативно влияющих на мотивацию подчиненных 5 4 3 2 1
Мотивация подчиненных силой собственного примера 5 4 3 2 1
6. Обучение подчиненных
Своевременное обеспечение работников информацией, необходимой им для выполнения порученной работы 5 4 3 2 1
Обеспечение надлежащего введения в должность (адаптации) и обучения новых работников 5 4 3 2 1
Помощь работникам в освоении новых видов работ, организация обучения на рабочем месте 5 4 3 2 1
Организация обучения и повышения квалификации подчиненных 5 4 3 2 1
7. Внимание к подчиненным
Тактичность и внимательность в обращении с подчиненными, демонстрация уважения по отношению к подчиненным 5 4 3 2 1
Поддержание хороших отношений в трудовом коллективе 5 4 3 2 1
Внимание к вопросам удовлетворенности работников своей работой и к их личным проблемам 5 4 3 2 1
Индивидуальный подход в работе с подчиненными 5 4 3 2 1
8. Коммуникация
Обмен деловой информацией с другими подразделениями 5 4 3 2 1
Доведение до работников информации, необходимой им для выполнения порученной работы 5 4 3 2 1
Взаимодействие с клиентами, поставщиками, общественностью 5 4 3 2 1
Обеспечение вышестоящих уровней управления полной, надежной и своевременной информацией 5 4 3 2 1
9. Координация, взаимодействие с другими подразделениями организации
Ведение переговоров и сотрудничество с другими руководителями и специалистами в интересах организации 5 4 3 2 1
Координация усилий различных рабочих групп или подразделений для достижения целей организации 5 4 3 2 1
Поддержание ровных и хороших отношений с руководителями других подразделений организации 5 4 3 2 1
Оказание необходимой помощи другим подразделениям организации 5 4 3 2 1
10. Трудовая мораль
Патриотизм, преданность своей организации 5 4 3 2 1
Приверженность целям организации 5 4 3 2 1
Поддержание высоких этических стандартов в своей работе 5 4 3 2 1
Готовность брать на себя ответственность, работать с полной отдачей сил, на высоком профессиональном уровне 5 4 3 2 1
11. Профессиональные знания
Поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний 5 4 3 2 1
Готовность выступать в качестве эксперта или консультанта, на чьи советы полагаются при принятии решений 5 4 3 2 1
Достаточный уровень знаний, квалификации, позволяющий правильно решать даже самые трудные проблемы 5 4 3 2 1
Осведомленность о последних достижениях в своей профессиональной области 5 4 3 2 1
12. Нововведения
Поддержка нововведений 5 4 3 2 1
Поиск новых подходов к решению старых проблем 5 4 3 2 1
Творческое отношение к порученной работе 5 4 3 2 1
Способность преодолевать сопротивление новому со стороны подчиненных 5 4 3 2 1

Фамилия И.О. оценивающего _______________________

Дата _______

Оценочная форма 2

для исполнителей

Инструкция для оценивающего: Для оценки работы подчиненного Вам следует обвести нужную цифру в графе "Оценка" для каждого из перечисленных показателей работы, используя предлагаемую шкалу:

5 - отлично,

4 - хорошо,

3 - средне,

2 - ниже среднего,

1 - плохо.

Фамилия И. О. работника ___________________________

Должность______

Подразделение___

Оцениваемые показатели работы Оценка
Качество работы
Поддержание приемлемых стандартов качества 5 4 3 2 1
Точность и тщательность в работе 5 4 3 2 1
Обеспечение экономии материалов и забота о снижении затрат 5 4 3 2 1
Отсутствие переделок и исправлений в работе 5 4 3 2 1
Производительность труда
Поддержание стабильного и приемлемого уровня производительности (производственных показателей) 5 4 3 2 1
Выполнение порученной работы в установленные сроки 5 4 3 2 1
При необходимости, ускорение темпа работ, позволяющее уложиться в намеченные сроки 5 4 3 2 1
Эффективная работа при неожиданных увеличениях рабочей нагрузки 5 4 3 2 1
Выявление проблем и обнаружение неполадок
Выяснение причин возникновения проблем на уровне отдельных блоков или систем 5 4 3 2 1
Знание потенциальных ошибок или возможных трудностей при работе в данной области 5 4 3 2 1
Обнаружение ошибок или выявление причин неисправностей в работе оборудования 5 4 3 2 1
Профилактика причин, вызывающих неполадки при эксплуатации оборудования или трудности в работе 5 4 3 2 1
Безопасность труда и правильная эксплуатация оборудования и инструментов
Обеспечение безопасности путем надлежащей эксплуатации оборудования и поддержания порядка на рабочем месте 5 4 3 2 1
Следование инструкциям и правилам в работе с оборудованием и инструментами 5 4 3 2 1
Осведомленность о потенциальных источниках опасности при эксплуатации оборудования и инструментов 5 4 3 2 1
Поддержание инструментов и оборудования в рабочем состоянии, бережное отношение к ним 5 4 3 2 1
Работа с документами
Точность при ведении рабочей документации, баз данных, их своевременное обновление 5 4 3 2 1
Соблюдение установленных сроков при работе с документами и при подготовке отчетов 5 4 3 2 1
Следование установленным правилам при подготовке и оформлении отчетов, документов 5 4 3 2 1
Своевременная регистрация входящих и исходящих документов 5 4 3 2 1
Сотрудничество
Взаимодействие с другими работниками для решения задач, стоящих перед подразделением и организацией в целом 5 4 3 2 1
Планирование и организация собственной работы с учетом целей и задач, решаемых другими работниками подразделения 5 4 3 2 1
Активное участие в делах подразделения 5 4 3 2 1
Установление и поддержание хороших личных отношений с товарищами по работе, клиентами, поставщиками и др. 5 4 3 2 1
Профессиональные знания
Соответствие профессиональных знаний работника сложности и ответственности выполняемой работы 5 4 3 2 1
Знание процедур, методов, технологии, используемых в работе 5 4 3 2 1
Стремление к приобретению новых знаний, к повышению квалификации 5 4 3 2 1
Понимание целей и задач, решаемых подразделением и организацией в целом 5 4 3 2 1
Мотивация к труду
Интерес к выполняемой работе 5 4 3 2 1
Заинтересованность в том, чтобы внести вклад в достижение целей подразделения, организации 5 4 3 2 1
Напряженная работа и готовность принять на себя дополнительные обязанности 5 4 3 2 1
Настойчивость в преодолении трудностей 5 4 3 2 1
Трудовая дисциплина
Рациональное использованию рабочего времени 5 4 3 2 1
Своевременный приход на работу и уход с работы 5 4 3 2 1
Четкое и своевременное выполнение требований и распоряжений непосредственного руководителя 5 4 3 2 1
Соблюдение установленного времени для регламентированных перерывов 5 4 3 2 1

 

Фамилия И.О. оценивающего _______________________

Дата _______

В форме 3 также использована 5-балльная шкала, но при этом для каждой градации шкалы даны комментарии, облегчающие проведение оценки.

Оценочная форма 3

Инструкция для оценивающего: По каждому показателю отметьте знаком "u " тот вариант, который наиболее точно характеризует Вашего подчиненного.

Фамилия И.О. работника __________________________

Должность ___

Подразделение ________________________________

 

• Производительность труда и объем работы , который работник выполняет за рабочий день (неделю, месяц)

(1) (2) (3) (4) (5)
Не отвечает минимальным требованиям Производительность соответствует минимальным значениям установленных стандартов Объем работы удовлетвори-тельный Высокая производительность. Делает больше, чем требуется Отличные показатели производительности труда

• Самостоятельность – способность хорошо выполнять требуемую работу при минимальном руководстве и контроле

(1) (2) (3) (4) (5)
Несамостоятельный, требует постоянного жесткого контроля Иногда нуждается в том, чтобы его подталкивали Обычно выполняет необходимые задания с достаточным рвением Самостоятельно решает большинство возникающих рабочих проблем Самостоятельно решает все возникающие рабочие проблемы

• Профессиональные знания – информация, которой должен владеть работник, чтобы успешно выполнять свою работу

(1) (2) (3) (4) (5)
Плохо разбирается в по­рученной работе Имеет недостаточные знания о некоторых на­правлениях своей работы Достаточно подготовлен; может ответить на большинство вопросов по выполняемой работе Хорошо разбирается во всех направлениях выполняемой работы Отлично разбирается во всех направлениях выполняемой работы

• Трудовая дисциплина – точность в ежедневном приходе на работу и ухода с работы, присутствие на рабочем месте в рабочее время

(1) (2) (3) (4) (5)
Часто отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, постоянно опаздывает на работу, часто уходит с работы раньше времени Иногда отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, опаздывает на работу или уходит с работы раньше времени Редко отсутствует на ра­бочем месте без уважительной причины Практически не опаздывает и не уходит с работы раньше времени, практически нет случаев отсутствия на рабочем месте без уважительных причин Всегда приходит на работу вовремя, добровольно вызывается на сверхурочные работы, когда это требуется

• Надежность, исполнительность – своевременное доведение до конца порученной работы

(1) (2) (3) (4) ( 5)
Ненадежный, на него нельзя положиться. Срывает сроки выполнения работ Требует частых проверок и постоянного контроля Обычно доводит начатое до конца, хотя нуждается в регулярном контроле Надежный, нуждается в минимальном контроле Очень надежный и исполнительный. Все начатое доводит до конца. Высокий уровень самоконтроля

6. Аккуратность – тщательность, точность в выполнении порученной работы

(1) (2) (3) (4) ( 5)  
Неаккуратный, очень часто делает ошибки Часто делает ошибки, недостаточно аккуратен в работе Делает среднее количество ошибок в работе, достаточно тщателен Аккуратен и тщателен в работе Высокая точность, тщательность и аккуратность при выполнении всех рабочих заданий
             

• Качество работы – выполнение работы в соответствии с установленными стандартами качества

(1) (2) (3) (4) (5)
Неприемлемое качество работы, высокий уровень ошибок, брака Выполняет работу по нижней границе установленных стандартов качества, допускает ошибки и брак в работе Работа в основном соответствует установленным стандартам качества, иногда допускает ошибки и брак в работе Высокое качество работы, ошибки, брак в работе встречаются редко Исключи­тельно высокое качество работы

 

Фамилия И.О. оценивающего _________________________

Должность _____

Подразделение___

Дата __________

Форма 4 оценивает способность к планированию, используя 7-балльную шкалу оценки с развернутой характеристикой каждого пункта шкалы.

Оценочная форма 4

Инструкция:прочитайте список поведенческих характеристик по всем пунктам шкалы и найдите ту группу характеристик, которая наилучшим образом описывает профессиональное поведение работника за определенный период времени (месяц, год) и отметьте нужный пункт на шкале оценки.

Шкала оценки Характеристика
7 [ ] Отлично Разрабатывает всесторонний план выполнения работ, хорошо документально оформляет его, получает необходимое одобрение (согласование) и доводит этот план до всех заинтересованных лиц
6 [ ] Очень хорошо Планирует и отслеживает выполнение основных направлений работ. Производит оценку достигнутых результатов и определяет необходимость внесения тех или иных изменений в график выполнения работ
5 [ ] Хорошо Выделяет основные направления работы и составляет графики их выполнения; ищет пути ускорения работ относительно установленного графика, но может допустить и отставание от графика Обычно укладывается в установленные сроки работ. Задержки и перерасход средств случаются редко
4 [ ] Средне Составляет список необходимых обязанностей и обращается к нему по мере выполнения работ. Может иметь хороший обоснованный план, но не отслеживает основные его этапы; не сообщает о задержках в графике прохождения работ или других проблемах по мере их возникновения
3 [ ] Ниже среднего Планы определены плохо; обычным делом являются нереалистические графики Не может планировать больше, чем на 1-2 дня вперед; не имеет понятия о реальных сроках выполнения работ
2 [ ] Очень плохо Не имеет ни плана, ни графика работ, которые должны быть выполнены
1 [ ] Неприемлемо Редко завершает или никогда не завершает полученные рабочие задания из-за неумения планировать свою работу Постоянно терпит неудачи в работе, но это его не волнует. Не проводит анализа того, как можно было бы улучшить свою работу

Источник:C.E.Scheiner and R.W. Beatty , "Developing Behaviorally Anchored Rating Scales (BARS)", Personnel,August 1979, p. 60.



2015-11-08 1430 Обсуждений (0)
Оценка на основании письменных характеристик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка на основании письменных характеристик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)