Анализ комплектования за 3 года (статистика на начало года)
Количество классов комплектов в параллели 5–х классов увеличивается в связи с договорными обязательствами лицея с прогимназией № 131. По договору, действующему с 2004 года, ежегодно в лицей переходят в 5-й класс выпускники начальной школы прогимназии и продолжают обучение в основной школе лицея, это около 11% учащихся 5-9 классов лицея. Лицей является ОУ краевого набора (профильные классы). Так, на основании трехстороннего договора (2008г.) о сотрудничестве между ЗАО «Ванкорнефть», «Сибирским Федеральным университетом» и Лицеем №7 - действуют 10а и 11а «Роснефть-классы» (5% учащихся), это классы физико-химического профиля, сформированные в результате конкурсного городского отбора, работающие по углубленным программам, ориентированные на выбор профессий, востребованных нефтяным бизнесом. В соответствии с соглашением о сотрудничестве в области образования от 12 мая 2011 года между Министерством образования и науки Красноярского края, Главным управлением образования администрации г.Красноярска, МБОУ «Образовательное учреждение лицей № 7» г. Красноярска и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» в лицее действуют физико-математические классы 10б и 11б (около 4% учащихся), обучающиеся по углублённой образовательной программе физико-математической направленности. Анализ комплектования лицея с одной стороны свидетельствует о востребованности учреждения, и свидетельствует о позитивном отношении к деятельности лицея со стороны родителей и учащихся, с другой стороны, это рождает проблему перегруженности учреждения, что в свою очередь ставит вопросы: · об оптимизации в построении графика работы лицея (лицей работает в II смены) · о выборе направлений развития материально-технической базы лицея · о поиске партнеров в области дополнительного образования для реализации государственных стандартов в области внеурочной деятельности.
Организационно-педагогические условия
3.3.1.Управление учебно-воспитательным процессом Управление учебно-воспитательным процессом (далее УВП) в лицее имеет определенную организационную структуру и приемы. Под организационной структурой управления УВП в лицее №7 понимается совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые взаимосвязи и отношения.
«Структура управления УВП в лицее»
- коллегиальные органы - персональные - прямое подчинение Управления
Организационная структура управления учебно-воспитательным процессом в лицее представляет собой линейно-функциональную структуру, где выделяются три уровня (вертикальная структура). Первый уровень – уровень директора школы – на котором определяется стратегия учебно-воспитательного процесса. Поскольку директор является звеном взаимодействия с органами государственно-общественного управления, то это позволяет в рамках стратегии УВП учитывать «социальные заказы» всех участников образовательного процесса. Второй уровень – уровень тактических действий представлен заместителями директора школы по УВР и ВР, педагогическим советом и предметными методическими объединениями. На данном уровне определяются задачи, связанные с внедрением стратегических приоритетов в УВП, определяются проблемы УВП лицея и разрабатываются решения, снимающие проблематику. Третий уровень – педагогов и функциональных служб, сопровождающих функционирование образовательного процесса. Это оперативный уровень, где реализуются поставленные задачи. На каждом из уровней по горизонтали развернута структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой. В управлении учебно-воспитательным процессом в школе существуют функции, в которых отражаются содержание и ожидаемые результаты управленческого воздействия на учебно-воспитательный процесс и его субъектов: · определение целевых и содержательных приоритетов образовательного процесса · ресурсное обеспечение образовательного процесса · подготовка педагогических и управленческих кадров для осуществления учебно-воспитательного процесса · стимулирование и координация деятельности педагогов · контроль за образовательным процессом · анализ результатов деятельности ОУ в режиме развития. В качестве приемов (способов) управления УВП в лицее реализуется проектно-программный способ управления – управление, направленное на создание и реализацию проекта в определенной области путем применения современных методов, техник и технологий управления на протяжении проектного цикла. На начальном этапе - выделяется отдельное направление развития (в рамках долгосрочной программы), под которое собирается рабочая группа, разрабатывается проект. Далее определяется этап пилотируемого запуска проекта, т.е. период времени (1-2 года), когда он апробируется и считается приоритетным при распределении человеческих и материальных ресурсов. За период действия Программы развития 2011-2015 гг. в лицее функционируют и реализованы следующие проекты и программы: · проект «Одаренный ребенок» Администрации Железнодорожного района, лицей осуществляет кураторство площадок по предметам (математика, физика, информатика) · программа «Положение о качестве образования как основание для проектной деятельности образовательного учреждения», лицей стал базовой образовательной площадкой ККИПКРО для реализации этой программы · с 2008 лицей реализует инновационный проект «Школа-ВУЗ-работодатель» в рамках договора с ЗАО «Ванкорнефть» и СФУ о совместной деятельности по организации Роснефть-классов · с 2010 г. Лицей победил в конкурсе проектов, инициированном корпорацией "Schlumberger" (Шлюмберже), в результате чего лицей получил мультимедийную лабораторию «Наблюдай и Исследуй» и теперь является участником международной образовательной программы «SEED» · с 2011 лицей является базовым учреждением по организации физико-математических классов при СФУ в рамках краевой программы "Одаренные дети Красноярья" · с 2013г. – городской проект повышения качества физико-математического образования · с 2015г. региональная инновационная площадка по реализации Проекта «Интерактивная школа» Лицей неоднократно являлся пилотной площадкой по ключевым нововведениям в системе образования: · Эксперимент по переходу на НСОТ · Эксперимент по переходу лицея в автономное учреждение. Продолжают успешно функционировать подпрограммы развития лицея: · «Технологенезис» -программа развития технологического образования · «Сообразование» - программа, направленная на расширения образовательной практики, которая меняет роль ученика · «Ноосфера» - программа развития инновационной образовательной среды · «IT-формация» - программа формирования развивающей информационной образовательной среды В целом можно говорить о том, что лицей имеет опыт успешной проектной деятельности, в том числе в отчетности по проектам, презентации результатов и распространению опыта, сотрудничества и т.п. В ходе анализа управления учебно-воспитательным процессом выявлен ряд проблем, которые требуют дальнейшей корректировки. 1. С одной стороны широкий спектр реализуемых проектовв лице позволяет улавливать изменения, происходящие в общественном развитии и в развитии системы образования, с другой стороны, периодическая консолидация сил на одном из приоритетных участков управления УВП, снижает степень включенности и уровень контроля других участков, возможно не столь инновационных, но так же необходимых для обеспечения качества образования 2. Увеличение нагрузки заместителей директора и педагогов вопросами участия лицея в статусных мероприятиях (проектах, конкурсах, сетевом взаимодействии, олимпиадах, методических семинарах и т.п.) приводит к снижению уровня полноценной вовлеченности в осуществление образовательного процесса и функции контроля 3. Увеличение объема внешней отчетности (зачастую авральной, внеплановой) приводит к сложностям в планировании рабочего времени как высшего руководства, так и менеджеров среднего звена и, как следствие, перегрузке, нарушении сроков плановой работы, профессиональному выгоранию.
3.3.2. Организация учебного процесса Организацию учебно-воспитательного процесса в лицее №7 выстроена в рамках широкой и узкой трактовки термина УВП. Широкая трактовка – включает в себя разработку и утверждение учебных и рабочих планов, формирование программ учебных дисциплин и практик, их методическое обеспечение, создание надлежащих условий для организации учебных занятий. Узкая трактовка – охватывает отношения, участниками которых являются обучающиеся и преподаватели, т. е. собственно педагогические отношения. Содержание общего образования определяется образовательными программами, утверждаемыми и реализуемыми лицеем самостоятельно. Основная образовательная программа лицея разработана на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и направлена на обеспечение достижения обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Организация образовательного процесса в лицее осуществляется в соответствии с расписаниями занятий. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Основанием приёма в лицей является заявление гражданина, достигшего совершеннолетнего возраста, или родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан по установленной форме. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в лицее осваиваются в различных формах:очной, домашнего обучения, дистанционной форме (в «Роснефть-классе» для получения рабочей специальности). Лицей обеспечивает организацию обучения больных детей на дому на основании медицинского заключения и в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ, определяющими количество учебных часов в неделю (разрабатывается учебный план, расписание, определяется персональный состав педагогов, организуется учет проведенных занятий). В лицее действуют группы продлённого дня по запросам родителей (законных представителей) с 1 по 4-ый классы. Наполняемость классов и групп продлённого дня лицея устанавливается в количестве 25 обучающихся. Обучение и воспитание в лицее ведутся на русском языке, в качестве иностранных языков – преподается английский язык. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели 2-8 класс не менее 34 учебных недель 9 класс – не менее 33 учебных недель 10 класс – не менее 35 учебных недель (учитывая 2 зачетные недели и военные сборы) 11 класс – не менее 33 учебных недель (учитывая 2 зачетные недели) Учебный план составляется из расчета 5-дневной учебной недели в 1-х классах и 6-дневной учебной недели во 2-11 классах. Обучение в лицее ведется в две смены:
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается лицеем по согласованию с органами местного самоуправления. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (1-11 классы), «Информатике и ИКТ» (1-11 классы), а также по «Физической культуре» (10-11 классы – юноши и девушки), «Физике» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на группы (при общей численности класса равной или превышающей 25 человек). В связи с введением углубленного изучения предметов лицейской направленности предусмотрено деление классов на уроках физики с 7 по 9 класс, а так же деление на профильные предметы в физико-математическом классе при СФУ и «Роснефть-классе». Лицейская образовательная программа реализуется: ü через расширенное изучение предметов математики и информатики с 1 по 11 класс ü через пропедевтику, а затем расширенное изучение предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология), технологии; ü через углубленное изучение математики и физики (с 7 класса), химии (с 8 класса). Становление деятельностных компетентностей, навыков проектной деятельности, а также предпрофильное обучение происходит за счет: ü введения практикоориентированных курсов из образовательной области технологий: «Основы естественно-научных исследований», «Робототехника», ТРИЗ, «Швейное дело». ü расширения практической направленности курсов математики, информатики (программирование), химии, физики, биологии и т.д. за счет регионального и школьного компонентов плана; ü предложения большого выбора элективных курсов, модульных курсов по выбору, позволяющих осуществлять дифференциацию и индивидуализацию образовательных траекторий учащихся. С 2008г. в лицее получила развитие идея «средо-ориентированного обучения и воспитания» (ЕNVIRОNМЕNТАL - ОRIЕNТАТЕD ТRАINING) - посредством особой «воспитывающей среды» как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред. Средо-ориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей, воспитывающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. Проектируемая образовательная среда «НООСФЕРА» - это специально-организованное социокультурное пространство лицея, в котором самостоятельная осознанная разумная деятельность учащегося становится решающим фактором его успешного развития. Данный подход отвечает современным требованиям обучения и воспитания через проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. В лицее в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Особенности программ лицея:начальной, основной и старшей школы:
Сильными сторонами организации образовательного процесса в лицее являются: · многолетние педагогические наработки в таких предметных областях, как математика, физика, информатика, химия · наработки в области дифференциации процесса обучения уровням освоения программы: базовая, профильная, углубленная · разработка и апробация программ повышения качества физико-математического образования (математика и физика для всех) · введение инновационных педагогических технологий: средо-ориентированный подход, ТРИЗ-технологии · создание современной концептуальной образовательной среды, способной обеспечить комплекс возможностей для развития универсальных и специальных компетенций учащихся (инновационная программа «Ноосфера»; «Технологенезис»; IT-формация) · выстраивание практико-ориентированной линии непрерывного лицейского образования(математика, физика, химия, информатика) с 7 по 11 класс с профильной подготовкой по направлениям: теоретическая математика и физика, инженерные специальности и специальности в области информационных технологий · последовательное совершенствование процесса формирования специализированных и профильных классов · расширение форм взаимодействия с преподавателями высшей школы: участие преподавателей в работе лицейской научно-практической конференции 8-11 х классов; проведение внеурочных занятий с учащимися 7-11-х классов · организация внеурочной деятельности 5 – 8 классов по математике и физике В ходе анализа организации учебного процесса были выявлены следующие проблемы и задачи: 1) завершается использование «Программы 2100» в 1-4 классах , т.к. учебник математики для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г.Петерсон, исключен из федерального перечня учебников, соответственно, происходит вынужденная замена и использование в образовательном процессе образовательной программы «Перспектива». В связи с этим, требуется корректировка ООП НОО лицея, создание новых рабочих программ и тематического планирования для 1 – 4 классов. 2) реализация ФГОС второго поколения в начальной школе требует корректировки в таких направлениях, как: ü решение проектных задач в начальной школе (сегодня они носят эпизодический характер) ü совершенствование системы организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования ü повышение качества образования в начальной школе через ликвидацию предметной запущенности и достижения метапредметной результативности учащихся 3) введение ФГОС с 2015 г. в основной школе требует проведения всего комплекса мероприятий по завершению процесса перехода на ФГОС в основной школе. 4) отрицательная динамика абсолютной успеваемости лицеистов требует повышение качества образования в школе основной ступени через ликвидацию предметной запущенности и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий обучения 5) требует внесения корректив система воспитательно-профилактической работы на отдельных уровнях взаимодействия как внутри педагогического коллектива, так с социумом: учащимися, родителями, другими организациями, способствующими профилактической работе с учащимися «группы риска» 6) имеются негативные показатели отдельных направлений сопровождения учащихся 7-9-х классов углубленного обучения физики и математики (учащиеся пришедшие отличниками и ударниками, теряют в классе с углубленным изучением предметов «личную успешность» 6-го класса). 7) наблюдается снижение количества учащихся на It профиле, что объясняется узкой направленностью данного профиля; требуется расширения этого профиля за счет дополнения предметами смежных профессии (например, экономика, менеджмент).
3.3.3. Внутренняя система оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования в лицее включает в себя систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. Цель - достижение качества образования, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приведения педагогических условий образовательного учреждения в соответствие с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования. Методы оценки: · субъективные (портфолио, опросы, творческие, научно-исследовательские работы) · объективные (зачетные работы, тестирование, аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательного учреждения) · мониторинговые исследования (стартовый, текущий и итоговый контроль успеваемости, практические работы, проекты) Оцениваются не только знания каждого школьника, но и организация системы доступности образовательных услуг школьникам в зависимости от их реальных запросов – от одаренных детей до детей со специальными потребностями, влияние школы на здоровье детей и на их социализацию, функционирование систем дошкольного и дополнительного образования. Основными видами контроля в лицее являются:
1. Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью. 2. Промежуточный, тематический контроль(урока, темы, раздела, курса), проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Промежуточная аттестация проводится в 9,11-ых классах в форме ЕГЭ и ГИА. Промежуточная аттестация в 9,11-ых классах включает: · административные контрольные срезы (диагностические, тренировочные и др. работы), проводящиеся согласно графику, утверждённому директором школы · зачётные работы, проводящиеся два раза в год (декабрь – конец марта, апрель). Итоговая оценка (за полугодие, четверть) выставляется не выше оценки за зачет по данному предмету. Повышение итоговой оценки (полугодие, четверть) возможно: · через решение педсовета (ходатайство на педсовет готовит учитель - предметник) · через повторную сдачу зачета в установленные сроки при получении допуска у заместителя директора. Учащийся, получивший на промежуточной аттестации неудовлетворительную отметку: - должен самостоятельно решить все выданные ему варианты, наличие которых у него обязательно - имеет право в рамках консультационных часов учителя-предметника получить консультацию по интересующим его вопросам - должен ликвидировать свою задолженность по предмету( -ам) контрольной работе в срок, установленный администрацией школы. Если учащийся не ликвидирует свою задолженность по промежуточной аттестации до начала следующей зачётной недели, то он признаётся неуспевающим по данному предмету и получает неудовлетворительную отметку за четверть или за полугодие. Если учащийся, допущенный к зачётной неделе, вновь получает отметку неудовлетворительно, то процедура, прописанная выше, повторяется для того, чтобы он был допущен к следующей зачётной неделе, причём неудовлетворительная оценка за зачёт выставляется за четверть или за полугодие. 3) Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио). В лицее действует конкурс портфолио по итогам которого в конце года формируется рейтинговый список учащихся получающих статус «Лидера года». 4) Итоговый контроль – предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. Для определения уровня знаний, умений и навыков используются отметки: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно». Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметки в классный журнал и дневник. Промежуточные отметки выставляются за каждую четверть со 2 по 9 класс, 10-11-ый по итогам полугодия. В конце учебного года выставляются итоговые отметки. Обучающиеся первого класса не аттестуются. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников 9-х и 11-х классов. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Результаты единого государственного экзамена признаются как результаты государственной итоговой аттестации. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Лицей выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования, заверенные печатью Лицея. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в лицее. Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс с академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, а Лицей обязан создать условия обучающимся для ликвидации задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей)оставляются на повторное обучение, переводятся в другие общеобразовательные учреждения в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, продо
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |