Кафедра конфликтологии
Рассмотрено на заседании Ученого совета факультета конфликтологии Протокол № 6 от 31.01.2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ Председатель Методического совета ________________ Розова Т.Н. «___»________________2013 г.
|
Опубликовано на основании решения
заседания кафедры конфликтологии
от 25 февраля 2013г.,пр. №7
Рабочая программа
учебной дисциплины
СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Направление подготовки 034000.62 Конфликтология»
Профиль подготовки – Социально-трудовые конфликты
Квалификация выпускника - Бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Курс 4
Семестр 7, 8
Количество зачетных единиц – 6
Количество часов – 216
Санкт-Петербург
2013
- Цель и задачи освоения учебной дисциплины:
Цель курса «Семейные конфликты» – научить студентов анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить их к использованию стратегий разрешения конфликтов, по вопросам, связанным с семьей.
Задачи учебного курса:
- познакомить студентов со структурой основных понятий, используемых в работе с семьей;
- сформировать у студентов знания об основных подходах и стратегиях разрешения семейных конфликтов;
- на основе современного состояния научного знания познакомить студентов с психологическими механизмами основных процессов, происходящих в семье;
- сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина по выбору «Семейные конфликты» предназначена для студентов 4 курса, обучающихся по направлению 034000.62 «Конфликтология», и соответствует общим требованиям государственных стандартов, предъявляемым к подготовке бакалавров конфликтологии в высшей школе.
Данная дисциплина тесно связана с такими социальными и гуманитарными науками, как философия, психология и педагогика, социология, этика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Семейные конфликты» студент должен обладать следующими компетенциями:
- владение научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию анализа, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);
- знаниями основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
- способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);
- умением обосновать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-8).
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
- знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК- 1);
- способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогеннности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9);
- способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представления: об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье;
знать: основные методы и стратегии работы с наиболее типичными формами запроса применительно к работе с семьей, где можно при необходимости найти подробные и алгоритмизированные описания сложных форм работы;
уметь:с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание помощи по семейным проблемам, решать практические задачи.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
№
п/п
| Наименование разделов
| семестр
| Трудоемкость (часов)
| Формируемые компетенции
| Формы текущего контроля
(по неделям семестра)
|
всего
| аудиторные
| СР
|
всего
| лекц.
| Практ/ лаб
| сем.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| Внутрисемейные отношения
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-1,2,8
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Супружеские отношения
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-2,3
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Детско-родительские отношения
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-4,5,7
ПК-1,9,10
| Реферат
|
| Психодиагностика семейных отношений
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-5,7,9
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Стратегии, стили поведения в семейных конфликтах
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-1,7,8
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Социометрические техники работы с семьей
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-7,8,9
ПК-1,9,10
| Тестирование
|
Итоговая аттестация
| -
| Форма итоговой аттестации: ЗАЧЕТ
|
Итого
|
|
|
| -
|
|
| Всего зачетных единиц: 6
|
Зачная форма обучения
№
п/п
| Наименование разделов
| курс
| Трудоемкость (часов)
| Формируемые компетенции
| Формы текущего контроля
|
всего
| аудиторные
| СР
|
всего
| лекц.
| Практ/ лаб
| сем.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| Внутрисемейные отношения
|
|
|
|
| -
| -
|
| ОК-1,2,8
ПК-1,9,10
|
|
| Супружеские отношения
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-2,3
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Детско-родительские отношения
|
|
|
|
| -
| -
|
| ОК-4,5,7
ПК-1,9,10
|
|
| Психодиагностика семейных отношений
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-5,7,9
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Стратегии, стили поведения в семейных конфликтах
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-1,7,8
ПК-1,9,10
| Доклад
|
| Социометрические техники работы с семьей
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК-7,8,9
ПК-1,9,10
| Тестирование
|
Итоговая аттестация
| -
| Форма итоговой аттестации: ЗАЧЕТ
|
Итого
|
|
|
| -
|
|
| Всего зачетных единиц: 6
|
4.2. Тематическое содержание дисциплины
Раздел 1. Внутрисемейные отношения
Позитивность и негативность в семейных отношениях. Сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция в семейных отношениях. Попустительский, авторитарный, демократический стиль семейных отношений. Специфика внутрисемейных личностных взаимодействий. Характеристики счастливых и несчастливых семей. Понятие конфликтных, кризисных и проблемных семей. Критерии устойчивости семьи. Основные потребности мужчин и женщин в браке. Внешние объективные и субъективные факторы устойчивости семьи. Внутренние субъективные источники стабильности семьи. Определение семейного конфликта. Типология основных семейных конфликтов: позитивные и негативные, конструктивные или деструктивные конфликты. Дифференциация конфликтов по семейно-ролевому основанию. Критерии зрелых и проблемных семей. Основные пути и стратегии разрешения конфликтов.