Этапы развития ребенка первого года жизни
Предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и не ограничивайте его движения. Уже к концу 1-го началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки. В таком костюме он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5-6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке. Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на полу. Для младенца первых 3 месяцев жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает. Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и ноги, прогибает спину. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5-3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше. К 2-3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе. Если вы делаете это регулярно, к 3 месяцам он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья. Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову. Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого. Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку. В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2-3-месячного ребенка, даже поддерживая его подмышки, еще рано. В возрасте от 3-6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его. Вначале ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение. 3-4 месячный ребёнок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.
Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях. До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5-4,5 мес. К 4,5-5 мес. он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5-6 мес. ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе. К 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их. Когда ребенок умеет уже брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность - достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые. Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берётся за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них. В возрасте от 3-6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке. Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот. Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым. Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию. Ребенок, который к 5-6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки. Игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние. Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать. Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее. Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку. Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею. Ребенок, который своевременно, к 7 мес., начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору. Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую, руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно, осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо. К 7-8 мес. малыш начинает, и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати. Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь. Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки. Если ребенок к 9-10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11-13 мес. он начинает самостоятельно ходить. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует. Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата!!! Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности больше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него. Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть. Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели. Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры. Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал. Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Вначале он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол. В 9-10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает, и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно 1-2 шага. Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |