Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игра «Назови общую часть»



2015-11-09 1180 Обсуждений (0)
Игра «Назови общую часть» 0.00 из 5.00 0 оценок




Чему научится ребенок: правильно произносить безударные гласные.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал:

Листочек — лиственный — лиственница — листья.

Грибной — грибочек— грибница— грибник.

Орешник— орешек— орехи.

Дождик— дождище— дождевик— дождливый.

Желуди — желудевый.

Травяной — травник — травница — травушка — травинка.

Ветряные — ветерок — ветры — ветрище — ветродуй.

Холодок— холодище— холодный — холоднее— холодильник.

Птицы — птичий — птичница — птичник.

Осинка — подосиновик — осины.

Деревце — деревянный — деревья.

 

Игра «Слова»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний». Спросите малыша:

«Куртка какая?» (Осенняя.)

«Дождь какой?» (Осенний.)

«Погода какая?» (Осенняя.)

«Настроение какое?» (Осеннее.)

Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «лесной»:

«Малинка какая?» (Лесная.)

«Орех какой?» (Лесной.)

«Озеро какое?» (Лесное.)

«Яблоки какие?» (Лесные.)

«Тропинка какая?» (Лесная.)

 

Игра «Повар»

Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете.

Лексический материал:

Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп...

Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка...

Морковь — морковный сок, морковные котлеты...

Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...

Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...

Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...

Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...

 

Игра «Назови ласково»

Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал:

Орех крепкий — орешек крепенький.

Лист желтый — листочек желтенький.

Куртка теплая — курточка тепленькая.

Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.

Ягоды кислые — ягодки кисленькие.

Камень чистый — камешек чистенький.

Палка длинная — палочка длинненькая.

Ветка короткая — веточка коротенькая.

 

Игра «Покажи картинку»

Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.

Лексический материал:

Мальчик вошел в лес — мальчик вышел из леса.

Мальчик подходит к елке — мальчик отходит от елки.

Мама открывает окно — мама закрывает окно.

Птицы прилетают — птицы улетают.


Лет

(подготовительная группа)

Игра «Антонимы»

Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: день — ночь, тепло — холодно, большой — маленький.

Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу: «Странный в сентябре лес — в нем рядом веснаиосень. Желтыйлист и зеленаятравинка. Теплоесолнце и холодныйветер. Увяданиеирасцвет. Песниптиц и тишина. Грустноирадостно».

Игра «Прилагательные»

Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой. Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:

 

Задумчивая ласковаяосень

К нам тихо, незаметно подошла,

Багряныйсвой наряд на лес набросив,

Холодныетуманы принесла...

Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.

Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.

 

Игра «Найди быстро ошибку»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)

Лексический материал:

С моря дует (тепло) ветер.

Мы собрали (богатство) урожай яблок.

В пути мы попали под (грибы) дождь.

Ветер дует (холод) осенний.

В лесу рыщут злые (голод) волки.

 

Игра«Слова-синонимы»

Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.

Лексический материал:

Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.

Плохое настроение — грустное, печальное.

Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.

Хорошее настроение — радостное, веселое.

На улице холодно — зябко, морозно.

Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:

Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу,

За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу.

Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу,

А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.

 

Игра «Объясни»

Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е. иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» — это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.

Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.

Лексический материал:

Осенний дождь, осеннее настроение;

золотая осень, золотое кольцо;

поздняя осень, поздний ребенок;

воет ветер, воет волк;

голый лес, голый малыш.

 

Игра «Скажи правильно»

Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.

Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Лексический материал:

Гуси (подплыли, отплыли) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.

Белка (залезла, вылезла) из дупла.

Девочка (вылила, налила) воду из ведра.

Ежик (залез, вылез) в норку.

Люди (вошли, вышли) в лес.

 

Игра«Подбери слово»

Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.

Лексический материал:

Лист упал с куста — ... засох.

Ягодка вкусная — ... душистая.

Яблоко сладкое — ... спелое.

Дует ветер — ... срывает листья с деревьев.

Бежит ручей — ... журчит и звенит.

Цветы исчезли в лесу — ... завяли.

Птицы собираются в дальний путь — ... полетят в теплые края.

 

Игра«Дополни предложение»

Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета.

Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?» (Крупные, сочные, красные.)

Дальнейшая игра строится аналогично.

Лексический материал:

Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.

Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.

Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.

 

Игра «Лишнее слово»

Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря, развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.

Лексический материал:

Куртка, сапоги,шапка, брюки, носки;

тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;

черника, голубика, земляника, клюква, грибы;

береза, ольха, яблоня,рябина, ель;

осень, зима, весна, утро;

утро, день, осень,вечер;

мухомор,лисичка, подосиновик, подберезовик.

 

Игра«Как сказать иначе?»

Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет. Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию. Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».

Лексический материал:

Листья желтеют — желтеющие листья;

птицы улетают — улетающие птицы;

дождь моросит — моросящий дождь;

осень наступила — наступившая осень.


 

 



2015-11-09 1180 Обсуждений (0)
Игра «Назови общую часть» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игра «Назови общую часть»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)