Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к промежуточной аттестации по дисциплине



2015-11-09 570 Обсуждений (0)
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия

Адаптацияпроцесс привыкания к новым условиям и осваивания новых способов взаимодействия с окружающей действительностью.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению.

Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного влияния индивидов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и взаимосвязь.

Внутренние ресурсы - качества человека, на которые он может опираться при решении жизненных затруднений.

Внутриролевой конфликт– конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.

Внушение (лат. suggestio – сугге́стия) – механизм межличностного воздействия на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Групповая поляризация– вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Или: Сдвиг к риску – один их эффектов группы на принятие решений ее членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые в одиночку.

Гуманистическое общение – личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.

Деиндивидуализация– утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность членов группы.

Конгруэнтность - согласованность и соразмерность элементов, образующих некоторое целое. В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

Коммуникация– информационный аспект общения, заключающийся в установлении контактов между людьми посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её.

Конфликт – столкновение двух и более сторон, вызванное противоречиями в их интересах, ценностях, сопровождаемое негативными переживаниями и действиями друг против друга.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Нормативное влияниеимплицитно содержит в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой – стремлением человека быть "как все", его боязнью непохожести, отличия от других.

Обратная связь — это реакция получателя на сообщение. Она может быть вербальной и невербальной, письменной и устной. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации.

Перцептивная сложность– свойство личности, определяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-перцептивных оценок другой личности и самого себя (Гончаров А.И.).

Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Ритуал -исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми.

Совесть– моральное «я» человека, осуществляющее контроль и критическую оценку любых поступков человека путем сравнения со шкалой моральных принципов и законов.

Социальный стереотип – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Социально-перцептивный стиль личности – относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению.

Социальная установка (аттитюд)– предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям, детерминирующим социально принятые формы поведения; отношение человека к социальным объектам, сложившееся на основе знания и оценки.

Социальная фасилитация (социальное способствование)– 1) первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других.

Сплочение - процесс формирования в группе установки на поиск общих целей, ценностей, взглядов.

Сплочение группы– это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований – у членов группы формируется чувство «мы». Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

В течение тренинга участники учатся четче осознавать свой внутренний мир, ставить цели, планировать пути их достижения, соотнося с потребностями и целями других людей. Они отрабатывают навыки, позволяющие понимать других людей, расширять набор стратегий установления контактов с партнерами в группе, выражать свое мнение, говорить о своих желаниях, чувствах.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».

Фрустрация– 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Эффект последовательности – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь.

Эффект авансирования – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.

Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Эффект узнавания– эффект, суть которого в том, что повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность.

Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

 

Примерный перечень вопросов к АТТЕСТАЦИИ

 

1. Основные феномены коммуникации (самораскрытие и самопредъявление (самопрезентация), самомониторинг).

2. Обратная связь в межличностном общении (понятия и параметры обратной связи).

3. Понимание как проблема. Точность понимания другого человека.

4. Механизм взаимопонимания.

5. Возрастные, индивидуальные, и профессиональные особенности восприятия человека человеком.

6. Межличностная аттракция.

7. Механизмы воздействия в процессе общения.

8. Виды общения. Диалогическое общение.

9. Виды общения. Гуманистическое общение.

10.Манипуляция в общении. Манипулятивные техники.

11.Педагогическое общение. Особенности коммуникации и взаимодействия.

12.Факторы, определяющие успешность межличностного понимания в системе отношений учитель-ученик.

13.Общение в условиях массовой коммуникации.

14.Компетентность в общении. Критерии компетентности в общении.

15.Трудности и барьеры общения.

16.Общая характеристика социально-психолгического тренинга (СПТ).

17.Понятие групповой динамики в СПТ.

18.Способы развития компетентности в общении.

19.Коммуникативная составляющая общения.

20.Преодоление барьеров общения.

21. Техники активного слушания.

22. Психологическая совместимость.

23. Общение в стрессовой ситуации.

24. Конфликтное взаимодействие.

25. Факторы межличностного восприятия.

26. Эффекты межличностного восприятия.

27. Вербальная и невербальная коммуникация.

28. Эффективные технологии общения.

 

Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы

 

1. Каковы аспекты анализа общения?

2. Раскройте различные трактовки связи общения и деятельности.

3. Какова роль обратной связи в коммуникации?

4. Охарактеризуйте уровни коммуникации в социальной психологии?

5. В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?

6. Опишите речь как средство общения.

7. Покажите роль невербальной коммуникации в процессе общения.

8. Дайте характеристику понятия «барьеры общения». В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?

9. Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?

10.Какова структура взаимодействия?

11.Назовите условия продуктивного учебного взаимодействия.

12.Изложите основные положения теории трансактного анализа.

13.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?

14.Охарактеризуйте «симметричность» и «дополнительность» как базовые категории взаимодействия.

15.Охарактеризуйте основные виды и типы взаимодействия.

16.В чем специфика педагогического взаимодействия?

17.Проанализируйте стили педагогического взаимодействия.

18.Назовите исходные основания межличностного познания.

19.Дайте характеристику уровней понимания учителем особенностей личности ученика.

20.Роль социальных установок учителя в восприятии личности ученика.

21.В чем различие между идентификацией и эмоциональной идентификацией? Какие еще механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?

22.Назовите важнейшие правила взаимоотношений, следование которым способствует формированию культуры восприятия и понимания.

23.Назовите основные феномены коммуникации.

24.Каковы механизмы воздействия в процессе общения?

25.Охарактеризуйте основные виды общения.

26.Раскройте феномен манипулятивного общения.

27.Назовите способы противостояния манипуляции в общении.

28.Назовите факторы общения в различных сферах деятельности.

29.Каковы способы развития компетентности в общении?

30.Охарактеризуйте конструктивное общение.

31.Назовите формы активного социально-психологического обучения.

32.Назовите особенности социально-психологического тренинга.

33.Какова роль обратной связи в коммуникации?

34.В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации?

35.В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении?

36.Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему?

37.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия?

38.Какова роль социальных установок в восприятии личности партнера по общению?

39.Каковы необходимые условия возникновения конфликта?

40.Каковы основные способы и приемы изменения своего поведения в предконфликтной ситуации?

41.Какие способы и приемы воздействия на партнера вы знаете?

42.В чем заключаются отличительные особенности конструктивной критики?

43.Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

44.Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса?

45.Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов?

46.Каковы условия, при которых субъект конфликта выбирает:

· стратегию борьбы;

· стратегию ухода;

· стратегию компромисса;

· стратегию уступки;

· стратегию сотрудничества?

47.В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

48.Что следует понимать под разрешением конфликта?

49.В чем заключаются предпосылки разрешения конфликта?

50.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

51.Какие основные правила эффективного общения в конфликте Вы знаете?

52.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

53.Какие основные способы избавления от гнева выделил Д.Скотт?

54.Как правильно осуществлять самоконтроль эмоций?

55.Что понимают под манипуляцией?

56.Какие манипуляции основаны на правилах приличия?

57.Какие манипуляции направлены на унижение оппонента.

 

 



2015-11-09 570 Обсуждений (0)
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к промежуточной аттестации по дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)