Требования к промежуточной аттестации по дисциплинеОсновные понятия Адаптация – процесс привыкания к новым условиям и осваивания новых способов взаимодействия с окружающей действительностью. Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного влияния индивидов друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и взаимосвязь. Внутренние ресурсы - качества человека, на которые он может опираться при решении жизненных затруднений. Внутриролевой конфликт– конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности. Внушение (лат. suggestio – сугге́стия) – механизм межличностного воздействия на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Групповая поляризация– вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Или: Сдвиг к риску – один их эффектов группы на принятие решений ее членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые в одиночку. Гуманистическое общение – личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Деиндивидуализация– утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность членов группы. Конгруэнтность - согласованность и соразмерность элементов, образующих некоторое целое. В практической психологии, конгруэнтность - согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию. Коммуникация– информационный аспект общения, заключающийся в установлении контактов между людьми посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её. Конфликт – столкновение двух и более сторон, вызванное противоречиями в их интересах, ценностях, сопровождаемое негативными переживаниями и действиями друг против друга. Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Нормативное влияниеимплицитно содержит в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой – стремлением человека быть "как все", его боязнью непохожести, отличия от других. Обратная связь — это реакция получателя на сообщение. Она может быть вербальной и невербальной, письменной и устной. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации. Перцептивная сложность– свойство личности, определяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-перцептивных оценок другой личности и самого себя (Гончаров А.И.). Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца. Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Ритуал -исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми. Совесть– моральное «я» человека, осуществляющее контроль и критическую оценку любых поступков человека путем сравнения со шкалой моральных принципов и законов. Социальный стереотип – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Социально-перцептивный стиль личности – относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению. Социальная установка (аттитюд)– предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям, детерминирующим социально принятые формы поведения; отношение человека к социальным объектам, сложившееся на основе знания и оценки. Социальная фасилитация (социальное способствование)– 1) первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; 2) современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других. Сплочение - процесс формирования в группе установки на поиск общих целей, ценностей, взглядов. Сплочение группы– это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований – у членов группы формируется чувство «мы». Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения. В течение тренинга участники учатся четче осознавать свой внутренний мир, ставить цели, планировать пути их достижения, соотнося с потребностями и целями других людей. Они отрабатывают навыки, позволяющие понимать других людей, расширять набор стратегий установления контактов с партнерами в группе, выражать свое мнение, говорить о своих желаниях, чувствах. Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Фасцинация – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия». Фрустрация– 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эффект последовательности – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Эффект авансирования – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются. Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном. Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Эффект узнавания– эффект, суть которого в том, что повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Примерный перечень вопросов к АТТЕСТАЦИИ
1. Основные феномены коммуникации (самораскрытие и самопредъявление (самопрезентация), самомониторинг). 2. Обратная связь в межличностном общении (понятия и параметры обратной связи). 3. Понимание как проблема. Точность понимания другого человека. 4. Механизм взаимопонимания. 5. Возрастные, индивидуальные, и профессиональные особенности восприятия человека человеком. 6. Межличностная аттракция. 7. Механизмы воздействия в процессе общения. 8. Виды общения. Диалогическое общение. 9. Виды общения. Гуманистическое общение. 10.Манипуляция в общении. Манипулятивные техники. 11.Педагогическое общение. Особенности коммуникации и взаимодействия. 12.Факторы, определяющие успешность межличностного понимания в системе отношений учитель-ученик. 13.Общение в условиях массовой коммуникации. 14.Компетентность в общении. Критерии компетентности в общении. 15.Трудности и барьеры общения. 16.Общая характеристика социально-психолгического тренинга (СПТ). 17.Понятие групповой динамики в СПТ. 18.Способы развития компетентности в общении. 19.Коммуникативная составляющая общения. 20.Преодоление барьеров общения. 21. Техники активного слушания. 22. Психологическая совместимость. 23. Общение в стрессовой ситуации. 24. Конфликтное взаимодействие. 25. Факторы межличностного восприятия. 26. Эффекты межличностного восприятия. 27. Вербальная и невербальная коммуникация. 28. Эффективные технологии общения.
Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Каковы аспекты анализа общения? 2. Раскройте различные трактовки связи общения и деятельности. 3. Какова роль обратной связи в коммуникации? 4. Охарактеризуйте уровни коммуникации в социальной психологии? 5. В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации? 6. Опишите речь как средство общения. 7. Покажите роль невербальной коммуникации в процессе общения. 8. Дайте характеристику понятия «барьеры общения». В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении? 9. Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему? 10.Какова структура взаимодействия? 11.Назовите условия продуктивного учебного взаимодействия. 12.Изложите основные положения теории трансактного анализа. 13.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия? 14.Охарактеризуйте «симметричность» и «дополнительность» как базовые категории взаимодействия. 15.Охарактеризуйте основные виды и типы взаимодействия. 16.В чем специфика педагогического взаимодействия? 17.Проанализируйте стили педагогического взаимодействия. 18.Назовите исходные основания межличностного познания. 19.Дайте характеристику уровней понимания учителем особенностей личности ученика. 20.Роль социальных установок учителя в восприятии личности ученика. 21.В чем различие между идентификацией и эмоциональной идентификацией? Какие еще механизмы межличностного восприятия вы можете назвать? 22.Назовите важнейшие правила взаимоотношений, следование которым способствует формированию культуры восприятия и понимания. 23.Назовите основные феномены коммуникации. 24.Каковы механизмы воздействия в процессе общения? 25.Охарактеризуйте основные виды общения. 26.Раскройте феномен манипулятивного общения. 27.Назовите способы противостояния манипуляции в общении. 28.Назовите факторы общения в различных сферах деятельности. 29.Каковы способы развития компетентности в общении? 30.Охарактеризуйте конструктивное общение. 31.Назовите формы активного социально-психологического обучения. 32.Назовите особенности социально-психологического тренинга. 33.Какова роль обратной связи в коммуникации? 34.В чем проявляется асимметрия процесса коммуникации? 35.В чем различия между барьерами и трудностями общения и затруднениями в общении? 36.Могут ли трудности общения выполнять позитивную функцию и почему? 37.Каковы роль и место отношений в структуре взаимодействия? 38.Какова роль социальных установок в восприятии личности партнера по общению? 39.Каковы необходимые условия возникновения конфликта? 40.Каковы основные способы и приемы изменения своего поведения в предконфликтной ситуации? 41.Какие способы и приемы воздействия на партнера вы знаете? 42.В чем заключаются отличительные особенности конструктивной критики? 43.Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику? 44.Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса? 45.Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов? 46.Каковы условия, при которых субъект конфликта выбирает: · стратегию борьбы; · стратегию ухода; · стратегию компромисса; · стратегию уступки; · стратегию сотрудничества? 47.В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте? 48.Что следует понимать под разрешением конфликта? 49.В чем заключаются предпосылки разрешения конфликта? 50.Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте? 51.Какие основные правила эффективного общения в конфликте Вы знаете? 52.Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте? 53.Какие основные способы избавления от гнева выделил Д.Скотт? 54.Как правильно осуществлять самоконтроль эмоций? 55.Что понимают под манипуляцией? 56.Какие манипуляции основаны на правилах приличия? 57.Какие манипуляции направлены на унижение оппонента.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |