Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод



2015-11-09 826 Обсуждений (0)
Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод 0.00 из 5.00 0 оценок




Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон­ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражда­нина,одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г.Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе­ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право­вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции, так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра­нение во Франции в период, предшествующий Великой француз­ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час­тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко­лы физиократов относительно собственности и свободы предприни­мательства и целый ряд других. Декларация 1789 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая те позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ­ных прав и свобод.

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло­виях столкновения разных подходов и мнений и в очень корот­кий срок (на ее создание было истрачено всего 9 дней), в этом документе излагается довольно стройная доктринальная концеп­ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че­ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри­мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле­ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра­ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво­его рода общественный договор, в результате которого и возни­кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени­тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ­ления прав человека и гражданина служит существование пуб­личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь­зование всех средств для противодействия неправомерным акци­ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство сво­их представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад­лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря­мо не запрещено законом.

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж­дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра­вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен­ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес­печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож­ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва­ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран­тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак­тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион­ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, в соответствии с которой при осуществлении своих прав, при ре­шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты­вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло­вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об­щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли­берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци­ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са­мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро­вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль­ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле­нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо­жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе­ре правовой это приводит к появлению и закреплению на консти­туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946 г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес­публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, которые уточнили само понимание от­дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран­цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На­конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци­онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам­ки правомерной деятельности высших государственных органов, и прежде всего законодательного органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци­онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука­занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се­годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол­нительную власть. Соответственно функция контроля за их со­блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга­ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци­онный совет даже путем толкования может признать те или иные принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, превращая их тем самым в положения, как бы приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль­ные самому Конституционному совету.

 



2015-11-09 826 Обсуждений (0)
Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)