Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация и функции предприятий розничной торговли




Розничные торговые предприятия - это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).

Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. окончательно завершают товарное обращение от изготовителя продукции. Для реализации в розницу необходимы не только специальные торговые помещения, оборудованные и приспособленные для сервисного обслуживания населения, но необходимо сформировать торговый ассортимент и изменять его в соответствии с быстро меняющимся спросом и пожеланиями покупателей.

Таким образом, предметом розничной торговли является не только целенаправленная продажа товаров, но и торговое обслуживание покупателей, и предоставление дополнительных торговых и послепродажных услуг.

Розничные торговые предприятия классифицируются по видам, предлагаемому ассортименту товаров, размещению и концентрации магазинов и другим признакам. Для осуществления розничной торговли необходима определенная материальная база, основой которой выступают розничные предприятия.

Функции и задачи

Задачами розничного торгового предприятия являются:

§ изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;

§ определение ассортиментной политики;

§ формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

§ обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациямипо отношению к поставщикам(предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:

§ предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);

§ обеспечение оптовикам сбыта их товара;



§ осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

§ осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

§ принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

§ маркировка товара;

§ транспортировка товара;

§ финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функциипо отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:

§ демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

§ разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;

§ формирование товарного ассортимента;

§ складирование, хранение, упаковку товара;

§ доставку крупногабаритных товаров;

§ кредитование (продажу в кредит);

§ создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Классификация предприятий

Число предприятий розничной торговли в настоящее время превышает 1 млн. Многообразие предприятий вызывает необходимость систематизировать их.

Для их классификации и изучения используют разные признаки. Границы между видами предприятий очень размыты — многие предприятия розничной торговли подвергаются изменениям в связи с применением маркетинговых усилий, поэтому четкую классификацию представить трудно. В пределах одной классификации розничный магазин может попасть сразу в несколько категорий.

По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на:

§ хозяйственные товарищества в форме:

§ полного товарищества,

§ товарищества на вере,

§ хозяйственные общества (50%) в форме:

§ с ограниченной ответственностью,

§ с дополнительной ответственностью,

§ акционерных обществ (15%);

§ унитарные предприятия (менее 10%);

§ потребительские кооперативы;

§ индивидуальное предпринимательство (~ 20%).

Потипам (форматам):

§ универмаг;

§ универмаг «Детский мир»;

§ универсам (супермаркет);

§ гипермаркет;

§ гастроном;

§ мини-маркст (продукты);

§ магазин-склад;

§ магазин товаров повседневного спроса;

§ специализированные и узкоспециализированные магазины;

§ комиссионный магазин;

§ дом торговли;

§ промтовары;

§ фирменный магазин;

§ стоковый магазин;

§ магазин-салон;

§ магазин типа «бутик»;

§ магазин «секонд хенд»;

§ магазин «Кэш энд керри»,

§ дисконтный магазин.

Пометодам продажитоваров:

§ индивидуальное обслуживание (через прилавок);

§ открытая выкладка;

§ продажа по образцам;

§ самообслуживание;

§ по предварительным заказам.

Поценовой политике:

§ ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;

§ соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;

§ превосходящие прожиточный минимум (элитные):

§ продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;

§ непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

Поразмерам торгового предприятия:

§ крупные (более 150 м2);

§ средние (до 150 м2);

§ мелкие (до 50 м2).

По виду реализуемого ассортимента:

§ универсальные;

§ специализированные (узкоспециализированные);

§ неспециализированные:

§ со смешанным ассортиментом,

§ с комплексным ассортиментом.

По формам интеграции:

§ горизонтальная:

§ корпоративная,

§ добровольная;

§ вертикальная:

§ розничные предприятия с изготовителем,

§ розничные и оптовые предприятия,

§ смешанная интеграция.

Поуровню территориальной концентрации:

§ изолированные;

§ сгруппированные:

§ торговый комплекс,

§ торговый центр,

§ молл,

§ торговая галерея.

По виду здании:

§ в отдельно стоящем здании;

§ встроенное в жилое здание;

§ встроено-пристроенное;

§ пристроенное.

Повидам оказываемых услуг:

§ связанные с покупкой товара;

§ связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;

§ связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.

Поособенностям размещения (месту расположения):

§ регионального значения (региональный торговый центр);

§ общегородского значения (центральный деловой район);

§ районного значения (районный торговый центр);

§ жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

По форме обслуживания:

§ салонное обслуживание;

§ индивидуальное обслуживание.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)