Тема практического занятия №2. Орфоэпия
Тема практического занятия №1. Фонетика. Фонетическая транскрипция.
Задание 1. Транскрибируйте следующие примеры с предлогами из, под, с, от и укажите, в каких случаях происходит ассимиляция согласных в этих предлогах и в чем она выражается.
Задание 2. Рассмотрите следующие парные слова и словосочетания и установите, на чем основывается их различие в устной речи; для этого транскрибируйте примеры. Выделите случаи, когда звуковое различие между сравниваемыми словами или к словосочетаниями сводится: 1) к долготе согласного в одном слове и краткости в другом; 2) к твердости и краткости согласного в одном и мягкости в другом; 3) к твердости и краткости согласного в одном и мягкости в другом; 4) когда различие в произношении отсутствует и, таким образом, сравниваемые единицы являются омофонами.
1) сыпать – ссыпать; 2) шумом – с шумом; 3) жать – сжать; 4) браться – братца; 5) налиться – на лица; 6) столкнутся – столкнуться; 7) рожь – рощ; 8) оцепить – отцепить; 9) (достань) и щей; 10) сор – ссор; 11) из ссоры – и ссоры; 12) низшую – нищую; 13) прошу – прощу; 14) запушу – запущу; 15) тупиться – тупица; 16) шить – сшить; 17) спится – спица; 18) с шелком – шелками; 19) потянут – подтянут; 20) страны – странны; 21) длина – длинна; 22) жжеными – с женами; 23) ссыпкой (занимались) – с ссыпкой (задержались); 24) оточить – отточить; 25) очистить – отчистить.
Задание 3. В предлагаемом отрывке выделите все случаи ассимиляции, согласных по звочкости и глухости, а также случаи оглушения согласных на конце слова.
Уходили все дальше в лес, в синеватую мглу... Изумрудные лягушата прыгают под ногами: между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их... Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры людей и исчезают в зеленой густоте; сквозь нее просвечивает голубое, в серебре небо. Под ногами пышным ковром лежит мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом. (М.Г.)
Задание 4. Подчеркните буквы, на месте которых произносится:
1) звук [ъ]: колокольчик, табуретка, пригород, пароходство, заниматься, молодая; 2) звук [и] : мясник, вылет, японец, появление, веретено, решительно, чарующий: З) звук [а]: большой, апельсин, воображать, жаркое.
Задание 5. Затранскрибируйте тексты.
1. Теперь уж тишина другая: Прислушайся — она растет. А с нею, бледностью пугая. И месяц медленно встает. (Бун.). 2. Соседский сад сквозится по скатам за рекою. Еще густой, весенний, он грустен, как всегда. Вот голая аллея с заветною скамьею, Стволы берез поникших белеют в два ряда (Бун.). 3. Блуждали полночью в пустыне, Тропинку, щупая огнями. Нас было четверо в машине, И караван столкнулся с нами (Берг.). 4. И все-таки я юность повстречала — Мою прекрасную, но ставшую иной: Мы встретились у черных свай причала, В донской степи, завьюженной, ночной (Берг.).
Задание 6. Результатом действия, каких фонетических процессов является неправильное по сравнению с литературным языком просторечное произношение следуюших слов?
1. Колидор (коридор), секлетарь (секретарь), лаболатория (лаборатория), легистратура (регистратура), плонба (пломба), анпула (ампула), конпания (компания). 2. Инциндент (инцидент), компроментировать (компрометировать), дермантин (дерматин), какава (какао), Явуза (Яуза), идиёт (идиот). 3. Друшлаг (дуршлаг). 4. Перерина (пелерина), коклеты (котлеты).
Слог. Ударение.
Задание 1. Разбейте следующие слова на слоги. Проследите, как проходит слоговое деление при стечении согласных. Установите открытый или закрытый характер каждого слога.
Разрублю, прополка, отогнуть, обойти, отстирать, рассмеяться, корка, норма, преломление, уборка, избрание, отделать, долгий, хвойные, дождавшийся, созерцание, обернулись. впервые, узнал, возникли, заспорили, деньги, искательница. лекарство, украсил, подчинились.
Задание 2.Определите место слогораздела в словах, состоящих из звуков следующей звучности:
2 4 2 4 2 3 4; 1 1 4 3 2 4 1 4; 4 3 2 4 2 3 4 3,5. Подберите слова, состоящие из подобных звуков.
Задание 3. Затранскрибируйте текст, разбейте слова на слоги.
Кто открывал материк чужой, Кто умирал от стрелы случайной, - Все покрывалось морской водой. Все заливалось прохладной тайной (Багр.).
Задание 4. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях различие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лексическом значении.
Хаос и хаос, электрик и электрик, мокрота и мокрота, угольный и угольный, иначе и иначе, языковой и языковый, наголо и наголо, творог и творог.
Тема практического занятия №2. Орфоэпия.
Задание 1. Затранскрибируйте следующие фразы. Подчеркните все случаи орфоэпической вариантности. Найдите в каждой фразе по 4-5 примеров действия фонетических законов. Сформулируйте, что является областью фонетики, а что — областью орфоэпии.
1. Осенний дождь, тихий и мелкий, не стихая, шелестел за окном. 2. Бесчисленные лепестки жасмина белой массой лежали на дорожках старого парка. З. Он недоволен неудавшейся поездкой в город и брюзжит с четверга.
Задание 2. Определите, точная ли рифма в данных стихотворных строчках. Какой звук произносится в соответствии с «г» в позиции конца слова в речи автора этих стихотворений? Какова современная произносительная норма?
1. О, если б мимолетный дух, Во мгле вечерней тихо вея. Меня унес скорей, скорее Туда, туда, на теплый Юг... (Тютч.). 2. Хотя б признался я в безумиях своих, Что стоит робкого вам не пугать признанья, Что стоит шелк ресниц склонить вам в этот миг, Чтоб не блестел в очах огонь негодованья (Фет). З.Забившись на диван, сижу; воспоминания Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья, И люди движутся, и глубже каждый миг... (Майк.). 4.Твой глас незримый, как дым в избе. Смиренным сердцем молюсь тебе. Овсяным ликом питаю дух. Помощник жизни и тихий друг (Ес.). 5.Листья падают, листья падают. Стонет ветер. Протяжен и глух. Кто же сердце порадует? Кто его успокоит, мой друг? (Ес.). б.Вдруг света хитрые морщины Сбирались щупальцами в круг. Прожектор несся всей махиной На оглушенный виадук (Паст.). 7. Облака — вокруг, Купола — вокруг. Надо всей Москвой — Сколько хватит рук! (Цв.). 8.Шла весна в могучей силе. По ночам крошила снег. Разлилися по России Воды всех морей и рек (Тв.).
Задание 3. Затранскрибируйте данные слова и распределите их на три группы: 1)возможно только произношение [шн]или [шн’] на месте орфографического чн 2)возможно только [ч’н] или [ч’н’]; З) допускается оба варианта произношения. Башмачник, беспечный, библиотечный, горчичник, двоечник, конечно, конечный, копеечный, крошечный, Кузьминична. лавочник, молочная каша, молочная кислота. отличник, подмышечный, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, скучно, сливочный, собачник, стрелочник, троечник, убыточный, черничный, шапочное знакомство, яблочный, яичница.
Задание 4. Каковы «старшая» и «младшая» нормы произношения прилагательных, оканчивающихся на -кий, -гий, -хий? Попробуйте произнести следующие прилагательные с обоими вариантами: тонкий, гибкий, глубокий, строгий, упругий, долгий, тихий, ветхий, лопоухий. Какой вариант свойствен вашей речи?
Задание 5. О каком варианте произношения прилагательных на -кий, -гий, говорят рифмы в следующих стихах?
1 .Его отец был лекарь жалкий, Он только бить любил да палкой К ученью сына поощрял (Н.). 2.И с колокольни одинокой Разнесся благовест протяжный и глухой; Прохожий слушает — и колокол далекий С последним шумом дня сливает голос свой (Тютч.). 3.Сижу и смотрю я дорогой На серый и пасмурный день. На озера берег отлогий, На дальний дымок деревень (А.К.Т.). 4.Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет (Цв.). 5.Ты пришел меня утешить, милый, Самый нежный, самый кроткий... От подушек приподняться нету сил, А на окнах частые решетки (Ахм.).
Задание 6. На какое произношение обратного постфикса глаголов указывают следующие рифмы? 1.Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!.. И радость в душу пролилась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас (Тютя.). 2.Вы видели: я не боюсь Ни пуль, ни дротика куртница: Лечу стремглав, не дуя в ус, На нож и шашку кабардинца (д.давыдов). 3.Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге (Ес.). 4.Идешь, на меня похожий, Глаза, опуская вниз. Я их опустила - тоже! Прохожий, остановись! (Цв.).
Задание 7. Расставьте ударения в следующих словах. Затем проверьте, как в этих словах поставлены ударения в «Орфоэпическом словаре русского языка». Отметьте все случаи расхождения ударений в вашем произношении с указаниями словаря.
Абзац, автограф, агрономия, алкоголь, апостроф, археолог, баржа, барометр, библиограф, биолог, брались, вакцина, верба, взяла, взялся, включена, внесены, норы, втридорога, высоко, выборы, выборов, вьюга, госпиталь, дворовые [люди], дебаркадер, добыча, договор, документ, донельзя, доставка, единство, еретик, жемчуг, заговор, задал, задала, задался [целью], задолго, занесло, занял, заняла, заржаветь, засуха, звонит, звонишь, знахарка, зоолог, иероглиф, иначе, индустрия, истерия, казаки, камбала, каталог, квартал, кета, километр, китовый [ус], кладбище, комбайнер, красивее, лютые, магазин, медикамент, металлургия, молодежь, назло, на босу ногу, намерения, наперегонки, начал, начала, начало, начался, начат, недоимка, нефтяник, обеспечение, облегчить, община. озимый, осведомить, отдал, отдала, отдан, отдана, отраслей, партнер, передал, передала, передан, перистые [облака), подал, подала, подало, подан, подано, поднял, подняла, подняло, поднят, поднята, поднято, положить, понял, поняла, поняло, понят, понята, понято, портфель, похороны, похоронами, предложить, преподал, прибыл, приговор, призыв, принудить, принял, приняла, принялся, принят, принята, приобретение, пробили, продал, продала, продало, продан, пролил, процент, псевдоним, разряженный, револьвер, ржаветь, роздал, роздан, роман, руководит, русло, сантиметр, свекла, средства, статуя, творог, удилище, философ, феномен, щавель.
Задание 8. Установите, твердое или мягкое произношение согласных перед е рекомендует Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова в следующих иноязычных словах:
Пенсне, пюре, купе, кашне, декольте, коттедж, темп, пионер, шинель, академия, одессит (Одесса), агрессия, конференция, адекватный, анемия, антенна, антитеза, тезис, атеист, текст, тематический, тенденция, теннис, тент, интендант, интеллект, невроз, претендент, инцидент, темперамент, прецедент, оппонент, интернат, протекторат, потенциальный, суверенитет, отель, ателье, декан, декалитр, компресс, турнепс, экспресс, прогресс, префикс, катехизис, генезис, деликатес, сепсис, декадентский, дедукция, геодезия, фонетика.
Задание 9.Прочитайте затранскрибированные слова и словосочетания. Установите, какие нарушения норм литературного произношения отражены в записанных примерах и чем в каждом случае обусловлено неправильное произношение (влияние диалектов, орфографического образа слова или влиянием других языков). Распределите примеры по четырем группам: а)нарушение литературного произношения в области ударных гласных; б)безударных гласных; в)согласных; г)отдельных грамматических категорий. В каждом случае укажите в транскрипции правильное произношение слова. Пр’иташшу; йис’т хач’у; кан’еч’нъ; пр’ив’ажы; зъйавл’ен’йъ; пасод’им; чытал; вс’о: снапоу; ж’ур’и; дажжа н’ет; м’ешеч’ьк; ч’то; чугун; пъзыр’ок; фстан’-к’а; вдрух; сушшыс’т’в’ит’ьл’нъйъ; к’ивану(К Ивану)» дорYа; надо; д’ен’ьх; дорога; утопр’и; ъддахн’и; умойс’и; дайут’; ж’ил’и; вз’ел’и в руки; б’из ручък; шынел’; академийа.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |