Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема практического занятия № 4.Орфография



2015-11-09 1247 Обсуждений (0)
Тема практического занятия № 4.Орфография 0.00 из 5.00 0 оценок




Из истории русской графики и орфографии

 

В основе русской гражданской азбуки лежит кирилловская азбука, созданная в 60-е годы IХ века н.э. славянскими первоучителями Кириллом /Константином/ и Мефодием. Эта азбука в своей истории пережила ряд изменений:

1. Изменился алфавитно-буквенный состав. Первоначально кириллица включала в себя 43 буквы, из них некоторые были дублетными (обозначали одни и те же звуки) с самого начала, а другие стали дублетными в результате развития фонетической системы. Постепенно дублетные буквы устранялись. Так исчезли буквы пси, кси, омега, ижица, фита, зело и др.;

2. Изменились начертания отдельных букв (я, е, а и др.);

3. Были исключены в связи с фонетическими изменениями некоторые буквы ( с утратой носовых гласных) в 1710 г.; буква Ъ — реформой 1917 г. (совпала с Е);

4. Некоторые буквы изменили свое значение — Ъ(ер) и Ь(ерь). Традиционно употребление Ъ на конце слов сохранились в качестве разделительных знаков, твердого и мягкого разделительного знака, обозначающего мягкость предшествующего согласного;

5. Были введены в русский алфавит новые буквы И, Э(э оборотное), Ё. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г.; буква Ё впервые была принята в 1797 г. русским писателем Н.М.Карамзиным в альманахе «Аониды». Буквы Э является перевернутым кириллическим Е. В современном виде была узаконена Петром 1.

 

 

В истории развития русской орфографии было две реформы. Первая реформа (1710 г. при Петре I) была по сути реформой графики. Вторая - 23 декабря 1917 г. - была проведена Народным комиссариатом посвящения. Она устранила церковнославянские окончания -аго, -яго; у прилагательных, заменив их русскими -ого, -его; унифицировала окончания прилагательных, причастий и местоимений в Именительном и Винительном падежах множественного числа: -ые/ -ие, а не – ыя/ -ия; были упрощены правила переноса слов и т.д. Но эта реформа не решила всех проблем, поэтому в 20-е годы была создана Академическая орфографическая комиссия, позже переименованная в Правительственную орфографическую комиссию. Результатом многолетней работы этой комиссии явилось издание в 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации». Свод «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. действует в качестве обязательного и в настоящее время.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает орфография? Какие разделы принято выделять в орфографии?

2. Какой принцип является ведущим в современной русской орфографии?

3. Охарактеризуйте отступления от морфологического принципа.

4. На каком принципе основано слитное написание слов? Полуслитное? дефисное? Раздельное?

5. Расскажите об употреблении прописных букв в русской орфографии.

6. Сформулируйте основные правила переноса слов в русском языке.

7. Изложите (кратко) историю русской графики и орфографии.

8. Перечислите основные орфографические словари и пособия по орфографии.

 

Задание 1. Сформулируйте 2-З орфографических правила. которые опираются на фонетический принцип написания. Проиллюстрируйте каждое правило 4-5 примерами.

 

Задание 2. Укажите функцию мягкого знака в данных ниже словах и формах слов.

 

Корень, ночь, нельзя, намажь, печь, встаньте, седьмой, польза, день, тишь, медведь, говоришь.

 

Задание З. Сделайте орфографический анализ следующих слов в соответствии с принципами орфографии, используя буквенные обозначения: м- морфологический принцип, ф - фонетический принцип, тр. - традиционный принцип.

 

Молотьба, шелк, сшить, дочь, сторож, собака, мешок, чаща, травка, кожаный, деревянный, прочитанный, молодой, бал, балл, пребывать, прибывать, жир, сшитый, компания, кампания, отрежь.

 

Задание 4. Запишите, раскрывая скобки. Объясните, что положено в основу слитных, полуслитных и раздельных написаний.

 

Пол(листа), пол(ведра), пол(апельсина), темно(красный), бледно(розовый), сложно(подчиненный), в(тихомолку), в(обнимку), в(течение), во(время), по(новому), пол(Куйбышева), телефон(автомат), пол(Европы), по(лисьи), в(продолжение).

 

Задание 5. Выполните орфографический разбор предлагаемых слов.

 

Тяжелый, рассказ, выполнишь, очарованный, контрастного, дилетантская, извозчик, бесстрашие, аккуратность, шестьдесят, бездорожье, обнищавший, поезд, обмакнуть, распрямляется, поохотиться, посмеялись, четверо, посудомойка.

 

Задание б. Сформулируйте правила о правописании после ц, во-первых, букв о и е, во-вторых, букв ы и и. Вставляя в приведенные ниже слова и формы слов пропущенные буквы, сгруппируйте примеры соответственно каждому пункту правил правописания гласных букв после ц.

Покажите, как в одной морфеме употребляются то буква о, то буква е. Выясните, соответствует ли морфологическому принципу орфографии.

 

Образц..ый; ситц..вый; Пшениц..н; ц..ган; купц..; письмец..; креслиц..; глянц..вый; панц..рь; ц..ркуль; облиц..вать; облиц..вка; ц..кать; молодц..; танц..вать; заданьиц..; над креслиц..м; отц..м; станц..я; ц..фра; позиц..и; Ц..млянское водохранилище; ц..ганка; бледнолиц..й; ц..нк; куц..е; глянц..витый; ц..корий; птиц..; комсомольц..; ц..плята; пальц..в; отц..в; Синиц..н; огурц..; Гарц..вать, ц..нга; из столиц..; сестриц..н; кольц..вой; вальц..вщик; ц..новка; вытанц..вывать; кольц..; оконц…

 

Задание 7. Вставьте в следующие иноязычные слова пропущенные буквы. Установите, что в правописании этих слов (в том числе собственных имен) составляет отступление от общих правил правописания гласных букв после шипящих и ц в русском языке.

 

Брош..ра; палац..; ш..ссе; герц..г; ш..колад; ш..винизм; параш ..т; пш..т; ш..фер; ж..кей; скерц..; ш..тландский; ш..кировать; мецц..-сопрано; Коц..бинский; Ж...ль Верн; ж..ри.

 

Задание 8. Вставьте в приведенные ниже слова пропущенные буквы. Сравнивая правописания после приставок с правописанием после аналогичных предлогов, установите, есть ли разница в произношении гласного после предлога и после приставки и есть ли разница в правописании. Какое из написаний (ы или и) отвечает морфологическому, какое - фонетическому принципу орфографии.

 

Из..сканный, небез. интересный, меж. .нститутский, об..ндеветь, Транс. .ордания, воз..меть, пан..сламизм, под..тожить, сверх..з..сканный, без..дейность, без ..деи, Обез..звествленный, без ..звести, пред..стория, с..змала, с..знова, от..граться, от ..гры, с..гранность, с ..грой, без..нициативный, без ..нициативы, с..мпровизировать, с ..мпровизацией, без..сходность, без..скусственность, об..ностранился, об ..ностранцах, контр..гра.

 

 



2015-11-09 1247 Обсуждений (0)
Тема практического занятия № 4.Орфография 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема практического занятия № 4.Орфография

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)