Этические принципы работы тренера
а) определяются его личными принципами б) четко регламентированы и юридически закреплены в) содержатся в его должностной инструкции г) определяются этическим кодексом поведения психолога
Ключи к тестам для самоконтроля
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие “психологический тренинг”. 2. Общее и отличие психологического тренинга и других видов групповой работы. 3. История возникновения тренинговых групп. 4. Виды тренингов: варианты классификации. 5. Основные методы работы в тренинге. 6. Групповая дискуссия как метод групповой работы. 7. Ролевая игра как метод групповой работы. 8. Психотехнические упражнения как метод групповой работы. Классификации упражнений. 9. Требования к тренинговым упражнениям. 10. Основные принципы формирования тренинговой группы. 11. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами. 12. Особенности работы с группами обязательными и добровольными. 13. Типы поведения участников в группе. Групповые роли. 14. Формирование структуры группы. 15. Понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе. 16. Механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе. 17. Фазы развития группы, их особенности (различные подходы). 18. Окно “Джогари”: проявления в ходе тренинга. 19. Подготовка к началу тренинговой группы, разработка программы тренинга. 20. Начало новой тренинговой группы: первое занятие. Способы разогрева группы. 21. Групповые нормы и правила, их влияние на группу. 22. Конфликт и его использование в работе с группой. 23. Рефлексия, обратная связь и другие элементы групповой работы. 24. Причины и профилактика психологических травм в процессе тренинга. 25. Уровни завершения тренинга. 26. Функции психотренера в группе. Стили руководства группой. 27. Необходимые психотренеру личностные качества. 28. Этические принципы тренера. 29. Гибкость поведения психотренера. 30. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.
ГЛОССАРИЙ «Окно Джогари» - модель, используемая для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития. Активные методы группового социально-психологического обучения - любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач. Арена - открытая область или «публичное» я, поведение явное и для себя, и для других. Бизнес-тренинг - курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный разными формами и методами занятий, предназначенный для обучения сотрудников и руководства компаний Ведомый – человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера. Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.). Гетерогенная группа – группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам. Гомогенная группа – группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам. Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития. Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. Конструктивный конфликт – конфликт, экологично разрешенный в ходе тренинга; стимулирует развитие группы, дает участникам новые эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Коррекционные тренинги – тренинги, имеющие целью решить психологическую проблему обратившегося человека; включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме. Лидирующий – лидер группы, отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой. Личностно-развивающие тренинги – тренинги, имеющие целью выявить индивидуальность человека, а затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные Неизвестное - непознанная область, закрытая как от себя, так и от других; нераскрытые способности и возможности, неосознаваемые проблемы. Неконструктивный конфликт – конфликт, который не был грамотно разрешен; разрушает группу, приводит к личным обидам у участников, мешает групповой работе. Образовательные тренинги – тренинги, имеющие целью максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии. Обратная связь – процесс, в ходе которого одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей. Ограничения – это спорные ситуации, каждая из которых разрешается исходя из специфики конкретной группы или участника. Люди этой категории представляют риск при работе в группе (для себя либо для группы), поэтому каждый случай рассматривается индивидуально. Отстраняющийся (отвергаемый) – тот, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку); Отстраняющийся (самоотстраняющийся) – участник, который добровольно не вступает в эмоциональные контакты с участниками группы. Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.) Противопоказания – это категорический запрет на участие в тренинге. Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта). Психологическая травма - это реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия). Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д. Психологический тренинг– это вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности. Психотерапия - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. Психотехнический потенциал – способность тренинговых упражнений приводить к запланированным изменениям в психике участников; возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов. Рефлексия – организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга. Ролевая игра – форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета. Скрытое - скрытая область или «частная» жизнь, вещи, скрываемые от других, очень личные чувства, воспоминания. Слепое пятно - закрытая область, то, что видят другие и о чем не знаю я сам (привычки, мимика, жесты, черты характера и т.д.). Сотрудничающий – участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими. Сотрудничающий способен на некоторое время брать на себя лидирующие функции для достижения цели, вступать в противоречие с лидером при необходимости. Тренер – ведущий тренинговой группы. Тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели. Тренинги общих умений – тренинги, имеющие целью формирование коммуникативных умений и навыков, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.) Тренинги развития группы – тренинги, предназначеные для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций. Тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.). Тренинги развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности. Тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе. Тренинги частных умений – тренинги, имеющие целью формирование узконаправленных навыков и умений, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.). Тренинговая группа – любая специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |