Б3.Б2.4_«Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами»
Направление подготовки050100.62 « Педагогическое образование»
Профиль подготовкиИсторическое образование и Правовое образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обученияочная
Составители: к.п.н., доценты Сечкарева Г.Г.
Терсакова А.А.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое обеспечение осуществляется в процессе изучения дисциплины «Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами». На практических и лабораторных занятиях формируются умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельного изучении курса «Педагогика-4» могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов, рефератов, эссе; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение педагогических задач, составление структурно-логических схем, подготовка презентаций, выполнение творческого задания и т.д.
Таблица 3
Тема (раздел)
Содержание заданий, выносимых на СРС
Количество часов, отводимых на выполнение заданий
Учебно-методическое обеспечение
Раздел 1. Теории и технологии воспитания.
Тема 1: Педагогическая антропология как основа воспитания
Составление логической схемы по теме.
Определение факторов, влияющих на воспитание, развитие и самоопределение личности.
Конспектирование (конспект лекции) список основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсы-первоисточники, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям
Тема 2: Воспитание в целостном педагогическом процессе
Анализ подходов к определению понятий «воспитание», «воспитательный процесс» в различных учебных пособиях.
Описание собственного педагогического опыта деятельности воспитателя (вожатого-воспитателя, организатора летнего отдыха детей и подростков) в период летней практики по организации направлений воспитания и формированию основ здорового образа жизни.
Составление логической схемы, таблицы по теме
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций о направлениях воспитания школьников: гражданском, патриотическом, правовом, нравственном, умственном, эстетическом, трудовом, экономическом, экологическом, физическом.
Тема 3 Воспитание базовой культуры личности
Составление логической схемы по теме.
Определение факторов, влияющих на воспитание базовой культуры личности.
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций
Тема 4: Воспитательные системы
Сравнительный анализ понятий воспитательные системы и система воспитания
Составление логической схемы «Структура воспитательной системы».
Анализ взаимосвязи основных структурных элементов воспитательной системы.
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Школа как воспитательная система», «Система воспитания в РФ», «Зарубежные воспитательные системы» (по выбору студента).
Подобрать в копилку «Классного руководителя» различные педагогические технологии организации воспитательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Написание эссе: «Особенности использования педагогических технологий в деятельности классного руководителя, воспитателя детского коллектива».
Тема 5:
Сущность методов воспитания и их классификации
Определение сущности методов воспитания
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций
Тема 6: Технологии организации воспитательного процесса
Анализ различных подходов к определению понятий «метод воспитания», «прием воспитания», формы воспитательной работы в различных учебных пособиях.
Составление логической структуры воспитательного процесса
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подбор в копилку «Классного руководителя» различных форм воспитательной работы с учетом возрастных особенностей воспитанников, типа ОУ и др. условий для предстоящей педагогической практики и диагностические методики изучения эффективности воспитательной работы.
Тема 7:
Национальное своеобразие воспитания
Дать характеристику своеобразия национального воспитания
Проанализировать возможности этнопедагогики в воспитательном процессе современной школы.
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Составление методических разработок классных часов, родительских собраний, направленных на формирование культуры межнационального общения, толерантности
Тема 8: Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе
Анализ различных подходов к определению понятий «группа», «коллектив составление таблицы по теме
Описать и проанализироватьвклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива.
Составление таблицы(этапы развития группы и коллектива, а также основные цели, задачи деятельности учителя-предметника, классного руководителяна каждом из этапов развития группы и коллектива)
Определение основных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании.
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив», «Личность и коллектив, их взаимосвязь» и др. по изучаемой теме
Тема 9: Основы деятельности классного руководителя в ВС школы
Определение вариантов классного руководства в школе, задач, решаемых классным руководителем
Определение особенностей, целей, форм ученического самоуправления
.
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Взаимодействие классного руководителя с родителями воспитанников», «Основные направления деятельности классного руководителя», «Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме).
Подготовка видеороликов и презентаций работы на темы: «Мое призвание Учитель», «Мое призвание - Воспитатель», «Мой идеал Классного руководителя».
Раздел 2: Основы управления образовательными системами
Тема 10: Государственно-общественный характер управления системами образования
Анализ по проблеме: «Система образования в РФ – инновации и перспективы развития», Изучение Закона РФ «Об образовании» Определение проблем организации воспитательной системы в современной школе.
Описание структуры воспитательной системы школы, ДОУ (учитывая опыт педагогической и летней педпрактики) Составление схемы или таблицы(компоненты: концепции, принципы, педагогические теории, дидактическая подструктура, воспитательная подструктура)
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по теме. Составление «листа сжатия информации». Написание педагогического эссе на тему: «Ценности, лежащие в основе воспитательной системы (ВС) школы, образовательного учреждения». Написание резюме(что понимается под Воспитательной Системой ОУ;как взаимосвязаны ВС и ЦПП; какими признаками обладает ВС; основные компоненты ВС; этапы становления ВС)
Тема 11: Методологические и теоретические основы управления образовательными системами.
Составление таблицы: «Развитие управленческой мысли в мировой истории» Изучение и обобщение материала по проблеме: «Управление функционированием и развитием современных образовательных систем».
Составление «Характеристики управленческой педагогической деятельности».
Составление структурно-логической схемы управления образовательным процессом
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов и (или) презентации по темам: «Эволюция управленческой мысли: от Шумерского царства до наших дней», «Системный анализ и теория информации в менеджменте», «Педагогический менеджмент: история становления и перспективы развития», «Исследовательский характер управленческого труда», «Функции руководителя ОУ», «Инновационные и традиционные подходы к управлению человеческими ресурсами в системе образования» и др. (по выбору студентов).
Тема 12: Функции педагогического управления.
Анализ и сопоставление в различных первоисточниках определения основных понятий темы, дополнение «словаря педагогических терминов»
Представление специфики педагогического управления в
виде логической схемы
Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентации по изучаемой теме. Написание педагогического эссе на тему: «Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы школы, ОУ или ДОУ». Подготовка проекта: «Управление развитием воспитательной системы школы, ОУ – инновационные подходы»
В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.