1. Диагностика воспитания. Критерии воспитанности.
2. Социализация подростков в современном мире.
3. Правовое воспитание детей.
4. Экологическое воспитание учащихся.
5. Экономическое воспитание подростков и старшеклассников.
6. Особенности социально-педагогической ситуации и проблемы воспитания детей.
7. Гражданское воспитание школьников.
8. Формирование политической культуры детей.
9. Умственное воспитание учащихся.
10. Особенности физического воспитания подростков.
11. Физическое воспитание старшеклассников (допризывников).
12. Содержание и направления воспитания.
13. Эстетическое воспитание школьников.
14. Особенности семейного воспитания.
15. Этнопедагогические аспекты воспитания (традиции и современность).
16. Методы стимулирования активной творческой деятельности детей и подростков в деятельности учителя-классного руководителя.
17. Патриотическое воспитание детей и подростков.
18. Формирование основ здорового образа жизни, как одно из приоритетных направлений воспитательной работы.
19. Профилактика вредных привычек у детей и подростков.
20. Нравственное воспитание подростков и старшеклассников.
21. Основные направления деятельности классного руководителя.
22. Особенности работы классного руководителя с родителями школьников.
23. Специфика воспитательной работы в старших классах.
24. Значение деятельности детских и юношеских организации в реализации молодежной политики в РФ.
25. Закономерности, принципы и методы воспитания.
26. Подготовка школьников к семейной жизни.
27. Анализ первоисточников по проблемам воспитания детей и подростков. (В.А. Сухомлинский, Дон Элиум, Джоан Элиум, А. Лиханов, Л.и Б. Никитины, М. Щетинин, О. Газман и др.)
Раздел «Основы управления образовательными системами»:
1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
2. Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
3. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Технология постановки и решения педагогических задач.
4. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
5. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
6. Коммуникативные умения и навыки педагога. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
7. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. Управление педагогом своим эмоциональным состоянием.
8. Основные направления преобразования системы образования.
9. Сущность принципов управления и особенности их реализации в условиях демократизации и гуманизации образования.
10. Специфика управления школьными системами.
11. Особенности школы как социально-педагогической системы.
12. Сущность системно-деятельностного подхода к управлению.
13. Пути демократизации аналитической деятельности руководителя школы.
14. Принципы и методы педагогического анализа.
15. Виды педагогического анализа.
16. Пути демократизации долгосрочных и оперативных планов работы школы.
17. Принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы.
18.Характеристика оперативного и итогового регулирования.
19. Связь регулирования с другими функциями управления.
20.Показатели оценки работы школы.
21.Характеристика видов, форм, методов внутришкольного контроля.
22.Типичные недостатки в осуществлении внутришкольного контроля.
23.Студент может выбрать свою тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Содержание СРС (ЗАочное)
Темы и разделы
| Содержание заданий, выносимых на самостоятельную подготовку
| Кол-во часов отводимых на выполнение заданий
| Сроки выполнения ре СРС
| Примечания
|
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| сентябрь
|
|
Классические и современные концепции воспитания
| Работа с дополнительной литературой и словарями
|
|
|
|
Взаимодействие воспитательной системы школы с семьей, социальной средой учащихся
| Работа с дополнительной литературой и словарям
| 0,5
| октябрь
|
|
Закономерности и принципы гуманистического воспитания
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Общие методы и средства воспитания , их роль в воспитательном процессе
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Формирование базовой культуры личности
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Воспитательная система: сущность, структуры и основы функционирования
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Воспитательная система школы. Сущность инновационных воспитательных систем
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Диагностика воспиания
Самовоспитание и самосовершенствование личности
| Составьте « диагностический чемоданчик», подобрав в него 10 различных диагностических методик
Подготовить реферативное выступление на темы:
«Диагностика обученности учащихся», «Диагностика обучаемости», «Диагностика достижений», «Использование диагностики в целях оказания педагогической поддержки старшеклассникам», « Взаимосвязь диагностики и целеполагания», и др. по выбору студента.
|
| октябрь
|
|
Теории воспитания в коллективе и других группах образовательного учреждения
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| октябрь
|
|
Воспитательная работа, ее характерологические особенности.
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
|
|
|
Планирование воспитательной работы
| Выпишите из словарей и сгруппируйте термины, отражающие основные понятия теории воспитания.
Подготовить сообщения о воспитательных системах европейских стран и Соединенных Штатов Америки. Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов).
|
| октябрь
|
|
Методика и технология воспитательной работы в школе.
| Выпишите из словарей и сгруппируйте термины, отражающие основные понятия темы.Подготовить сообщения о программах воспитания в современной школе, с указанием основных задачи и направлений работы.
Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов
|
| октябрь
|
|
Функции и основные направления работы классного руководителя
| Составить примерный план воспитательной работы на четверть.
Создать подборку диагностических методик.
Подготовить презентацию: классный руководитель: требования к нему, задачи, содержание работы классного руководителя
|
| октябрь
|
|
Практические вопросы организации педагогического общения в традиционной и инновационной формах
| Разработать беседу (иную форму общения по выбору студента) с воспитанниками (с трудным ребенком, представителем неформального объединения, лидером класса, аутсайдером класса и др.)
Спроектируйте педагогическое наставление на любом материале, по вашему выбору.
Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов).
|
| ноябрь
|
|
Воспитание у школьников культуры межнационального общения
| Дать классификацию противоречий, перечислить основные противоречия, возникающие в процессе воспитания.
Сообщения на тему: «Типы. Модели и стили воспитания», «Сущность авторских воспитательных систем
|
| ноябрь
|
|
Традиции и обычаи воспитания у разных народов России
| Законспектировать декларацию Юнеско.
| 0,5
| ноябрь
|
|
Воспитательные дела как системные образования.
| Проведение творческого конкурса «Человек 21 века – как его воспитать?»
Представить разработки мероприятий, дел, игр различной воспитательной направленности.
Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов).
|
| ноябрь
|
|
Коллективно-творческая деятельность учителя и учащихс
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| ноябрь
|
|
Педагогическая технология в воспитательном процессе
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| ноябрь
|
|
Основы технологии воспитания с компьютерной поддержкой
| Подготовить рефераты по теме лабораторно практического занятия №4
| 0,5
| ноябрь
|
|
Образовательные системы. Сущность педагогического управления.
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| ноябрь
|
|
Управленческая культура руководителя школы
| Из журнала «Народное образование» № 1 за 2002г. С.94-99 выпишите определение «управленческая культура», её основные компоненты.
Дайте характеристику трем основным стилям руководства ( теория лидерства) и заполните таблицу
|
| ноябрь
|
|
Повышение квалификации и аттестация работников школы
| Работа с дополнительной литературой и словарями
| 0,5
| декабрь
|
|
Диагностико-проектировочная деятельность
| Диагностика личностного роста школьников
| 0,5
| декабрь
|
|
Моделирование образовательных и педагогических ситуаций
Решение психолого-педагогических задач
| Ознакомьтесь с различными классификациями педагогических ситуаций. Сравните их.
Подберите 2-3 педагогические ситуации, опишите и проанализируйте их. • Используя книгу Спирина Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.М.: 1997 познакомтесь с описанием ситуации-задачи «Вовка-1 и Вовка-2» (с. 85-87). Проанализируйте её сначала самостоятельно, а потом сравните свой анализ с анализом автора ( с. 130-141).
Познакомьтесь с описанием ситуаций-задач «Незадачливый герой» и «Можно войти» (с. 100). В каждой сформулируйте проблему и ведущие педагогические задачи; предложите сво вариант решения; сравните с вариантом автора (с. 143-144)
Подготовьте реферативное выступление на тему « Педагогическое разрешение и создание конфликта» ( используя пособие Питюкова В.Ю. Основы педагогической технологии и Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций.)
Подготовьте 3-5 педагогических ситуаций для коллективного обсуждения на занятии
| 0,5
| декабрь
|
|
Ценностно-ориентировочная деятельность
| Подготовить презентацию по видам воспитательной работы
| 0,5
| декабрь
|
|
Управленческая культура руководителя
| Подготовить рефераты по теме лабораторно практического занятия №4
| 0,5
| декабрь
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
|