Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 5. Мелодика и интонация





Звуки [б] — [п] и скороговорки

Упражнение 1.Звуки [б] — [п]. «Пробка».Продолжим тренировку согласных звуков, отрабатывая звуки [б] — [п]. Проверим, насколько подготовлены губы к образованию взрывных звуков. Плотно сожмите губы, воздухом прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами: п—б—п—б—п—б (но без выдоха).

Упражнение 2.«Взрыв». Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом. Не напрягайтесь, не стремитесь набрать много воздуха — дело решает не количество, а энергичность толчка и точная собранность выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания чего-либо вроде «пх» или «пппы». Тренируйте обе гласные в паре, сохраняя чёткую разницу в глухости-звонкости: п—б—п—б—п—б.

Упражнение 3.«Настольный теннис».

Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной:

пппы!.. пппэ!.. пппа!.. пппо!.. пппу!..

Упражнение 4.«Прокол».

Отрабатываем звуки [с] — [з]; [ш] — [ж]. Проверьте, нет ли прокола в надутом мяче, сжимая его возле уха. Так и есть… Слышен напряжённый ровный свист выходящего воздуха: сссссс!.. Имитируйте этот звук. Время от времени прижимайте мяч сильнее, тогда звук усиливается.

Упражнение 5.«Паровоз».

Паровоз медленно разводит пары: шшш…шшш…шшш… Вот он сдвинулся с места? Ш—шш—шшш… ш—шш—шшш… Пошёл скорее и скорее: шшш—шшш—шшш—ш… шшш—шшш—шшш—ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы.

Упражнение 6.«Косарь».

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной стороны косы, то с другой: ссс—ззз… ссс—ззз… ссс—ззз…

Коса наточена, теперь можно приниматься за косьбу. Взмах косы — и она косит траву: жжж… жжж… жжж…

Мелодика и интонация (звуковысотный диапазон голоса)

Звуковысотный диапазон служит основным средством интонационно-мелодической выразительности. Он показывает, насколько разнообразно звучит ваш голос, а значит, и насколько глубоко и интересно вы мыслите. Если однообразна и бедна мысль, голос тоже будет блеклым и однообразным. Монотонные голоса никому не нравятся, поэтому выступающего не будут слушать, если голос его не "звучит" в переливах музыкальной выразительности. Не зря говорят о "музыке речи" - и эта музыка может быть либо скучной, либо насыщенной гаммой переживаний, нашего активного отношения к тому, о чем мы говорим.



Существует, конечно, и комплекс упражнений для того, чтобы тренироваться в интонационном звучании. Вы слышите, как в музыке голос то поднимается вверх, то опускается вниз - и всякое богатое переживание окрашивается тем, что мы либо в удивлении, ужасе, умилении, радости "забираемся наверх", либо "опускаемся долу", заканчивая мысль и утверждая при этом нечто значительное и важное.

Человеческий голос способен меняться в очень большом диапазоне. Потренируемся на каком-нибудь "выразительном" тексте, который невозможно читать без эмоционального отношения к герою, а значит, и без богатой и выразительной интонации:

  У Скворцова Гришки Жили-были Книжки - Грязные, Лохматые, Рваные, Горбатые,     Без конца И без начала, Переплеты Как мочала, На листах Каракули. Книжки Горько Плакали!

Вы чувствуете, как нарастает звук к концу стихотворения? Повышайте его от строчки к строчке, создайте кульминацию в постепенном нарастании грустного повествования о судьбе "Гришкиных" книжек. А в конце, словно в спуске по ступенькам лестницы, поставьте три точки:

Книжки

горько

плакали!

 

Работа над текстами

"Барабек". Вы, конечно, помните детскую дразнилку про обжору - прекрасный перевод К.И.Чуковским английской народной песенки. Действительно, это фольклорное преувеличение может вселить "ужас":

Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек. И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: "У меня живот болит!"

***

"Сальери". Прекрасным материалом для тренировки голоса являются стихи, написанные пятистопным ямбом. Они позволяют на протяженной фразе вытренировывать длительное голосовое звучание. Когда читаете, представляйте то, о чем вы говорите. Вот Сальери, мучающийся тем, что, прилагая столько добросовестного труда, он не получает такого вдохновения и результатов творчества, каковы творения ветренного Моцарта:

Все говорят: не правды на земле.

Но правды нет - и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству;

Ребёнком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался - слезы

Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано правздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке...

Расставьте паузы, разделив текст на смысловые группы. Подчеркните главные слова. Объясните, почему вы сделали именно это деление, а не иное.

***

Считалки или что-то похожее... Замечательно использовать для работы над интонацией детские считалки. Они всегда выразительны, ритмичны, мелодичны. Это стихотворение Оскара тоже похоже на считалку:

Карл Иваныч с длинным носом

Приходил ко мне с вопросом:

"Как избавить этот нос,

Чтобы больше он не рос?"

- Вы купите папиросу,

Привяжите ее к носу,

А потом, потом, потом

Отрубите топором.

Совет мастера

Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. (К. С. Станиславский)

Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора. (А. Говоров)

«От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить» — таково требование к ораторскому искусству. Ведь «источник красноречия — в сердце» (Дж. Милль). «Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык» — гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков — все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.

(З.В.Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004)
Занятие 6-е. Дикция

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Продолжим пополнять копилку наших скороговорок. Они могут произноситься на самые разные звуки, и само разнообразие будет способствовать формированию ваших умений.

Перед скороговорками вспомним нашу последовательность гласных звуков, к которым присоединяются отрабатываемые согласные. Звонкие / глухие звуки могут соединяться в парах.

Произношение скороговорок можно тренировать разными способами:

1) повторять одну скороговорку по несколько раз, убыстряя темп, но не забывая о чётком произношении каждого звука;

2) читать все скороговорки подряд, следя за выразительностью и осмысленностью произношения.[A1]

 

[т - т'] ты - тэ - та - то - ту, ти - те - тя - тё - тю

У кого что болит, тот про то и говорит.

В тихом омуте черти водятся.

[н -н'] ны - нэ - на - но - ну, ни - не - ня - нё - ню

Весна красна цветами, а осень снопами.

[п- б] пы - бы, пэ - бэ, па - ба, по-бо, пу - бу

Я про сапоги, а ты про пироги.

Все бобры добры для своих бобрят.

[в - ф] вы - фы, вэ - фэ, ва - фа, во - фо, ву - фу

Водовоз вёз воду из водопровода.

У Феофана Феофаныча три сына Феофаныча.

[с - з] сы - сы, сэ - зэ, са - за, со - зо, су - зу

Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу.

 

Дикция

Дикция (от лат. dico, dixi, dicere «я говорю», «я сказал», «говорить») — ясное и чёткое произношение звуков речи, соответствующее орфоэпической норме.

Всякое обращение к слушателям требует, чтобы речь была понятна и не вызывала затруднений в её восприятии. К сожалению, очень часто мысль говорящего искажается тем, что выражена нечленораздельно, звуки «съедаются», а рот «не открывается». Слушать такую речь (будь это докладчик-политик, ведущий молодёжного радиоканала или школьник у доски) становится неудобно, неприятно, невозможно.

Каковы способы и приёмы выработки хорошей дикции? Постоянная работа над произношением, тренировка чёткого выявления каждого звука в создании естественной красоты звучания. Отработка правильной дикции начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, которая позволяет научиться управлять мышцами губ и языка. Затем переходим к формированию навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков.

Работа над текстами

«Я тоже имел честь сказать вам русским языком…»

Проанализируйте стиль диалога-спора из водевиля А. П. Чехова «Медведь». Насколько корректно ведут себя его участники? Как выражается их неприятие друг друга в стиле речи? Какие уловки используют участники диалога? Разыграйте диалог.

 

Отставной офицер Григорий Степанович Смирнов просит Попову, «вдовушку с ямочками на щеках», вернуть ему деньги, которые взял в долг её покойный супруг. Поскольку она отказывается вернуть ему деньги в данный момент, Смирнов, рассерженный отсутствием денег у всех должников, кричит своему кучеру в окно: чтобы тот «распрягал» — мы, мол, здесь остаёмся. На крик входит Попова.

 

Уловки: Увод от темы Попова: (входит, опустив глаза) Милостивый государь, в своём уединении я давно уже отвыкла от человеческого голоса и не выношу крика. Прошу вас убедительно, не нарушайте моего покоя! Смирнов: Заплатите мне деньги, и я уеду. Попова: Я сказала вам русским языком: денег свободных у меня теперь нет, погодите до послезавтра. Смирнов: Я тоже имел честь сказать вам русским языком: деньги нужны мне не послезавтра, а сегодня. Если сегодня вы мне не заплатите, то завтра я должен буду повеситься. Попова: Но что же мне делать, если у меня нет денег? Как странно! Смирнов: Так вы сейчас не заплатите? Нет? Попова: Не могу… Смирнов: В таком случае я остаюсь здесь и буду сидеть, пока не получу… (Садится.) Послезавтра заплатите? Отлично! Я до послезавтра просижу таким образом.. Вот так и буду сидеть… (Вскакивает.) Я вас спрашиваю: мне нужно заплатить завтра проценты или нет?… Или вы думаете, что я шучу? Попова: Милостивый государь, прошу вас не кричать! Здесь не конюшня! Смирнов: Я вас не о конюшне спрашиваю, а о том, нужно мне платить проценты или нет? Попова: Вы не умеете держать себя в женском обществе. Смирнов: Нет-с, я умею держать себя в женском обществе. Попова: Нет, не умеете! Вы невоспитанный, грубый человек! Порядочные люди не говорят так с женщинами. Смирнов: Ах, удивительное дело! Как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? Мадам, же ву при… как я счастлив, что вы не платите мне денег… Ах, пардон, что обеспокоил вас! Такая сегодня прелестная погода! И этот траур так к лицу вам! Попова: Неумно и грубо.

Совет мастера

Для всякого человека, имеющего дело с речью, чрезвычайно полезны советы мастеров речевой и вокальной педагогики. Вот основные требования, которые предъявляются к «языку тела» говорящего или поющего на сцене:

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. "Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества". Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать "ласковые глаза". Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

 

Педагог Н.М.Малышева в своей работе "О пении" вспоминает, как К.С.Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: "нужно прислониться спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется.

Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)".

У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.

(Из статьи: Е.М.Пекерская. "Вокальный букварь".)

Занятие 7-е. Темп и ритм

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Для отработки ритма, темпа и паузации (а значит и интонации) произнесите скороговорку, делая после каждого слова паузу со счётом «раз, два, три».

Кукушка /1—2—3/ кукушонку /1—2—3/ купила /1—2—3/ капюшон: /1—2—3/ Как /1—2—3/ в капюшоне /1—2—3/ он /1—2—3/ смешон.

 

Постарайтесь интонацией каждого слова оправдать паузу, которую вы держите. Для этого окрасьте каждое слово своим отношением и чувствами, смыслом, которые вкладываете в их произношение. После каждого слова вы как бы ставите восклицательный знак, показывая значительность события. Например:

[Вслух] [Про себя]

Кукушка! (Вот кто совершил это действие — и вы представляете, кому?!.. и да как она могла?.. или что-нибудь в этом роде.)

Кукушонку! (И представить не можете, что она сделала!)

Купила! (И что бы, вы думали, она купила?)

Капюшон!.. и т.д.

 

С такими же паузами-«считалками» произнесите известные вам скороговорки и стихотворные строки:

Не красна /// изба /// углами, /// а красна /// пирогами.

Вороне /// где-то /// Бог /// послал /// кусочек /// сыру…

Гордость /// до добра /// не доведёт.

Учись /// вежливости /// у /// невоспитанного.

 

Темп и ритм

Многие люди страдают «пулемётностью» речи. О них так и говорят: «строчит как из пулемёта». Слушатели не успевают следить за содержанием произносимой речи. Правда, бывает так, что говорящий специально увеличивает темп речи, чтобы слушающий не успевал осмыслить его речь: он (говорящий) якобы слишком взволнован, когда говорит о предмете своей речи. Так, в частности поступают, в рекламе: говорят столь взволнованно и псевдо увлечённо — не говорят, а «частят» так, что слушающему впору бросать все дела и бежать что-нибудь «покупать», куда-нибудь «ехать» или кому-нибудь «звонить».

Так поступают в новомодных радиопередачах молодые дикторы: им кажется, что темп речи показывает, как они особым образом умеют быстро и выразительно сопрягать слова, например, на одном дыхании выпаливают длиннющую фразу из множества предложений. Зато как только «выпулили», так начинаются заминки вроде «э-э-э-ммм», «м-да-а-а…», потому что измождённому дыханию требуется передышка.

Если хотите, чтобы вас понимали и слушали, вкладывайте ваши слова в разум слушателей осмысленно и не торопясь. Можете быть взволнованными, но позволяйте слушателям успевать обдумывать сказанное, а это возможно только в паузах, на которые делится поток речи.

Мы начали наши советы в 1-м занятии с того, что «пауза — великое проявление мастерства», поэтому учитесь «держать паузу». Как только вы научитесь ценить каждое произносимое вами слово, так сразу же у вас появятся богатые интонации, потому что паузу надо будет оправдывать. Поэтому темп речи необходимо сдерживать, размышляя над смыслом следующих после паузы слов, а затем энергично доносить этот смысл в речи-звучании.

 

Совет мастера

Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных её козырей (К.С.Станиславский)

Паузы – не пустые, а – заполненные. (В.И.Немирович-Данченко)

 

О логических и психологических паузах:

… В то время как логическая пауза формирует такты, целые фразы и помогает выяснить их смысл, психологическая пауза даёт жизнь этой мысли, фразе такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна.

Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству. (…)

Знаете ли вы, как высоко ценится психологическая пауза?

Она не подчиняется никаким законам, а ей подчиняются все без исключения законы речи.

Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там её смело вводит логическая пауза. Например, представьте себе, что наш театр едет за границу. Всех учеников берут в поездку, за исключением двух. – Кто они? – спрашиваете вы в волнении у Шустова. – Я и… (психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся удар или, напротив, чтобы усилить негодование)… и… ты! – отвечает вам Шустов.

Вам известно, что союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но психологическая пауза не стесняясь нарушает этот закон и вводит незаконную остановку.

(К.С.Станиславский. Работа актёра над собой)

Занятие 8-е. «Тянем-потянем…»: протяжённость голоса и речи

Звуки и скороговорки

 

Упражнение 1. Предлагаем несколько тренировочных упражнений для развития силы и гибкости голоса.

Прочитайте какую-либо из наших «прежних» или приводимых ниже новых скороговорок, сначала - постепенно усиливая звучание до максимума, затем - нисходя до среднего уровня и опускаясь до хорошо слышимого шёпота. Хорошо открывая рот, следите прежде всего за осмысленностью произносимого текста – в первой скороговорке просите, во второй – побуждайте, в третьей – предупреждайте о последствиях

Мам, мёду нам!

Вставай, Архип, петух охрип.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Упражнение 2.«Тянем-потянем…» Во время максимального звучания мы часто растягиваем гласные звуки, придавая речи торжественность и значительность. Но в полной тишине, медленно и протяжно читаются философские сочинения. И во всём этом — музыка русской речи!

· Помните начало всякой сказки — сколь оно певуче-растянуто, музыкально: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря…» или «Репка: тянут-потянут — вытянуть не могут…»

· Прочитайте «страшную» скороговорку соответствующим голосом:

«Уж полночь — жуть! Под жёлтым жгучим абажуром жужжит, кружит окружно жук».

· Прочитайте торжественно и протяжно скороговорку «Не красна изба углами, а красна пирогами», будто вы действительно хотите пригласить слушателей к вашим «красивым» пирогам.

 

Работа над текстами

Какие философские стихи вам знакомы? Найдите собственное или выберите из приведенных ниже, прочитав неторопливо, «думая» о каждом новом рождающемся слове и словосочетании.

***

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя

И, погасив свечу, опять отправлюсь я

В необозримый мир туманных превращений,

Когда мильоны новых поколений

Наполнят этот мир сверканием чудес

И довершат строение природы,

Пускай мой бедный прах покроют эти воды,

Пусть приютит меня зелёный этот лес…

Н. А. Заболоцкий

***

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

А.С.Пушкин

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лист шумит при звуке ветерка

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

М.Ю. Лермонтов

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)