Занятие 9. Логическое ударение
Звуки и скороговорки Упражнение 1.Попробуйте усложнить задания, касающиеся тренировки звуков. Добавляйте в наш ряд гласных (см. главу 1) Ы — Э — А — О — У произвольные ряды предшествующих согласных и тренируйтесь в их произношении. Например, эти ряды могут последовательно браться из букв алфавита, а звуки переставляться: Бвгд-Ы — бвгд-Э — бвгд-А — бвгд-О — бвгд-У Дгвб-Ы — дгвб-Э — дгвб-А — дгвб-О — дгвб-У Упражнение 2. У каждого из вас должен складываться набор любимых скороговорок или стихов, в которых требовалось бы «ломать» язык, доказывая вашу «языковую» ловкость. Добавьте в вашу копилку ещё несколько продолжительных скороговорок, где требуется хорошая работа дыхания и чёткое произнесение звуков. В четверг чётвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж Чрезвычайно чисто.
Забрели цыплята чёрной курицы в детский сад. — Чёрненькая курица, вы ошиблись улицей! Это детский сад, но не для цыплят!
Старайтесь произносить эти тексты заинтересованно, с искренним отношением и «внутренним видением» того, о чём вы говорите. Например, первый текст содержит «интереснейшую» для других информацию, а второй может быть прочитан в духе милицейского протокола-рапорта, извещающего о нарушении общественной дисциплины.
Логическое ударение Логическое ударение выделяет во фразе «главное» слово, которое несёт на себе основную смысловую нагрузку, ту новую информацию, ради которой обычно и произносится текст. Проиллюстрируем на различных текстах, как это может выглядеть и звучать. Упражнение 1. В сущности, логическое ударение (акцент) может быть поставлено на любом слове во фразе, и в зависимости от расставленных акцентов меняется смысл сказанного. Лягушка-путешественница из одноимённого рассказа В. М. Гаршина могла бы произнести свою парадоксальную фразу, по крайней мере, пятью способами: Какая сегодня прекрасная мокрая погода! Какая сегодня прекрасная мокрая погода! Какая сегодня прекрасная мокрая погода! Какая сегодня прекрасная мокрая погода! Какая сегодня прекрасная мокрая погода! Упражнение 2. И всё-таки «правильное» ударение — одно!.. Получая готовый текст, мы обычно задумываемся, где же ставить логическое ударение, какое из слов является главным. Возьмём начало монолога Сальери и поищем, где же «главное слово» в первой строке: Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше…
Построим наше рассуждение следующим образом: · если главное слово все, то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а ты один считаешь, что это не так… · если главное слово говорят, то смысл фразы - другой: «Все говорят: нет правды на земле», а мы не только говорим, мы ещё и напишем большими буквами и вывесим эту фразу как лозунг… · если смысл главное слово нет,то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а я говорю, что она есть… Но это ли хочет сказать Сальери? и т. д. Таким образом, ищите, какой же смысл хотел вложить в данные строки герой Пушкина. И вы его найдёте! Упражнение 3. В предложении могут быть одно главное и несколько второстепенных или третьестепенных ударений. Дочь, / Екатерина Ивановна, / молодая девушка, / играла на рояле. (А. П. Чехов. «Ионыч».) В этом предложении четыре такта, в каждом из них есть свое ударное слово; главный же речевой такт — четвёртый, где главное ударное слово рояле получает наиболее сильное ударение. Прочитайте правильно это предложение и попробуйте найти собственные примеры.
Работа над текстами «Когда вы стоите на моем пути…» Прочитайте стихотворение Александра Блока, расставляя главные и второстепенные ударения: Когда вы стоите на моем пути,
О, нет! Ведь я не насильник, Сколько ни говорите о печальном, Право, я буду рад за вас, «Зодчие» Для отработки навыков правильного выбора главных слов во фразе, как и тренировки дыхания удобно брать нерифмованные стихи с многочисленными стопами. Таково стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие», стилизующее медленный речитатив старинных сказаний. Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье своё Приходить мастерам. И велел благодетель, — Гласит летописца сказанье, — В память оной победы Да выстроят каменный храм! Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный! Звуки и скороговорки Упражнение 1. «Одним махом…»Проговорите все наши изученные скороговорки «одним махом», подряд! Это хорошее упражнение для постановки дыхания и тренировки дикции. Произносите скороговорки заинтересованно, хорошо артикулируя и убыстряя темп только в том случае, если вы уже научились правильно произносить целую скороговорку. Не красна изба углами, а красна пирогами. Сам алый сахарный, а кафтан — зелёный, бархатный. На горе Арарат растёт крупный виноград. От топота копыт пыль по полю летит. У кого что болит, тот про то и говорит. Гордость до добра не доведёт. Все бобры добры для своих бобрят. На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В семеро саней по семеро в сани уселися сами. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб! Шила в мешке не утаишь. Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки. Встанешь пораньше — шагнёшь подальше. Тише едешь — дальше будешь. Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу. Водовоз вёз воду из водопровода.
Тембр и тембрирование Тембром - это особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Мы обычно безошибочно узнаём голоса по телефону именно по особо звучащей окраске, которую можно назвать или характером, или стилем, или манерой, но именно интонационно-голосовые краски сразу вызывают у нас в душе определенную реакцию, связанную с говорящим человеком. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают таким тембральным своеобразием (их и можно характеризовать детским тембром), но с возрастом человек приобретает такой индивидуально-голосовой стиль, то есть происходит формирование индивидуально-тембральных характеристик голоса. Определить, каковы тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральное звучание. Так, говорят о голосе бархатном, звенящем, мягком / твердом, журчащем, нежном – ср. характеристики голоса, которые приводит Т.В.Матвеева: «бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжелый, холодный, шутливый, ясный и др.» Многие из приводимых характеристик, обычно в художественной литературе, на которую также ссылается Т.В.Матвеева, относятся к общей характеристике голоса, а многие имеют традицию описания в русской филологической классике, где говорится о «светлословии, ясногласии, красногласовании, сладкогласии, козлогласии» и т.д. Яркие отрицательные характеристики голоса содержатся уже в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: «егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть между речеточцами (ораторами)». Возможно ли обучение и развитие тембра голоса, если он является «даром естества»? Хотя основной тон голоса, несомненно, сохраняется, всякий человек вправе надеяться, что голос его может развиться – и происходит это не столько вследствие тренировки, сколько вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая бывает отражена во всём образе говорящего и находит непременное выражение в его голосе. Вопросительный знак Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Очень многое, тем не менее, зависит от выразительности и от того смысла, тех чувств, которые вы вложите в ваше высказывание. Причём, не стоит думать о характере интонации, у вас должно быть искреннее желание задать этот вопрос. К.С. Станиславский говорил, что «вопросительный знак обязывает слушателей к ответу».
Упражнение 2. Прочитайте вслух отрывки, расставьте паузы и подчеркните слова, имеющие логические ударения.
1) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда «чёрт побери всё!», его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? (Н. В. Гоголь. Мертвые души.)
2) Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит? (М. Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь.)
Восклицательный знак
Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения или понижения голоса. По мысли К.С. Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста». Восклицание всегда входило в описание всех русских классических риторик как фигура речи, т. е. своеобразный оборот, способствующий повышению выразительности речи. Именно описанием восклицания заканчивается «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского. Восклицание — последняя из «фигур мыслей, пленяющих сердце». Оно есть «невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти». Пример же учитель Пушкина берёт из повести своего ученика «Метель»: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слёзы свидания!»
Упражнение 2. Прочитайте выразительно отрывок, передавая чувствами восклицания.
Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера… О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы. И громы, и сверкания! О, эти тёмные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера. Эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далёкие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звёзд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая «лень»… (И. А. Ильин. О России.)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |