Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 9. Логическое ударение





Звуки и скороговорки

Упражнение 1.Попробуйте усложнить задания, касающиеся тренировки звуков. Добавляйте в наш ряд гласных (см. главу 1) Ы — Э — А — О — У произвольные ряды предшествующих согласных и тренируйтесь в их произношении. Например, эти ряды могут последовательно браться из букв алфавита, а звуки переставляться:

Бвгд-Ы — бвгд-Э — бвгд-А — бвгд-О — бвгд-У

Дгвб-Ы — дгвб-Э — дгвб-А — дгвб-О — дгвб-У

Упражнение 2. У каждого из вас должен складываться набор любимых скороговорок или стихов, в которых требовалось бы «ломать» язык, доказывая вашу «языковую» ловкость. Добавьте в вашу копилку ещё несколько продолжительных скороговорок, где требуется хорошая работа дыхания и чёткое произнесение звуков.

В четверг чётвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж

Чрезвычайно чисто.

 

Забрели цыплята чёрной курицы в детский сад.

— Чёрненькая курица, вы ошиблись улицей!

Это детский сад, но не для цыплят!

 

Старайтесь произносить эти тексты заинтересованно, с искренним отношением и «внутренним видением» того, о чём вы говорите. Например, первый текст содержит «интереснейшую» для других информацию, а второй может быть прочитан в духе милицейского протокола-рапорта, извещающего о нарушении общественной дисциплины.

 

Логическое ударение

Логическое ударение выделяет во фразе «главное» слово, которое несёт на себе основную смысловую нагрузку, ту новую информацию, ради которой обычно и произносится текст. Проиллюстрируем на различных текстах, как это может выглядеть и звучать.

Упражнение 1. В сущности, логическое ударение (акцент) может быть поставлено на любом слове во фразе, и в зависимости от расставленных акцентов меняется смысл сказанного. Лягушка-путешественница из одноимённого рассказа В. М. Гаршина могла бы произнести свою парадоксальную фразу, по крайней мере, пятью способами:

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!



Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Какая сегодня прекрасная мокрая погода!

Упражнение 2. И всё-таки «правильное» ударение — одно!.. Получая готовый текст, мы обычно задумываемся, где же ставить логическое ударение, какое из слов является главным. Возьмём начало монолога Сальери и поищем, где же «главное слово» в первой строке:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и выше…

 

Построим наше рассуждение следующим образом:

· если главное слово все, то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а ты один считаешь, что это не так…

· если главное слово говорят, то смысл фразы - другой: «Все говорят: нет правды на земле», а мы не только говорим, мы ещё и напишем большими буквами и вывесим эту фразу как лозунг…

· если смысл главное слово нет,то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а я говорю, что она есть… Но это ли хочет сказать Сальери?

и т. д.

Таким образом, ищите, какой же смысл хотел вложить в данные строки герой Пушкина. И вы его найдёте!

Упражнение 3. В предложении могут быть одно главное и несколько второстепенных или третьестепенных ударений.

Дочь, / Екатерина Ивановна, / молодая девушка, / играла на рояле. (А. П. Чехов. «Ионыч».)

В этом предложении четыре такта, в каждом из них есть свое ударное слово; главный же речевой такт — четвёртый, где главное ударное слово рояле получает наиболее сильное ударение. Прочитайте правильно это предложение и попробуйте найти собственные примеры.

 

Работа над текстами

«Когда вы стоите на моем пути…»

Прочитайте стихотворение Александра Блока, расставляя главные и второстепенные ударения:

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?

 

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Всё же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908

«Зодчие»

Для отработки навыков правильного выбора главных слов во фразе, как и тренировки дыхания удобно брать нерифмованные стихи с многочисленными стопами. Таково стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие», стилизующее медленный речитатив старинных сказаний.

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье своё

Приходить мастерам.

И велел благодетель, —

Гласит летописца сказанье, —

В память оной победы

Да выстроят каменный храм!

Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный!

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. «Одним махом…»Проговорите все наши изученные скороговорки «одним махом», подряд! Это хорошее упражнение для постановки дыхания и тренировки дикции. Произносите скороговорки заинтересованно, хорошо артикулируя и убыстряя темп только в том случае, если вы уже научились правильно произносить целую скороговорку.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Сам алый сахарный, а кафтан — зелёный, бархатный.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

От топота копыт пыль по полю летит.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Гордость до добра не доведёт.

Все бобры добры для своих бобрят.

На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В семеро саней по семеро в сани уселися сами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб!

Шила в мешке не утаишь.

Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.

Тише едешь — дальше будешь.

Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу.

Водовоз вёз воду из водопровода.

 

Тембр и тембрирование

Тембром - это особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Мы обычно безошибочно узнаём голоса по телефону именно по особо звучащей окраске, которую можно назвать или характером, или стилем, или манерой, но именно интонационно-голосовые краски сразу вызывают у нас в душе определенную реакцию, связанную с говорящим человеком.

Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают таким тембральным своеобразием (их и можно характеризовать детским тембром), но с возрастом человек приобретает такой индивидуально-голосовой стиль, то есть происходит формирование индивидуально-тембральных характеристик голоса. Определить, каковы тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральное звучание. Так, говорят о голосе бархатном, звенящем, мягком / твердом, журчащем, нежном – ср. характеристики голоса, которые приводит Т.В.Матвеева: «бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжелый, холодный, шутливый, ясный и др.» Многие из приводимых характеристик, обычно в художественной литературе, на которую также ссылается Т.В.Матвеева, относятся к общей характеристике голоса, а многие имеют традицию описания в русской филологической классике, где говорится о «светлословии, ясногласии, красногласовании, сладкогласии, козлогласии» и т.д. Яркие отрицательные характеристики голоса содержатся уже в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: «егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть между речеточцами (ораторами)».

Возможно ли обучение и развитие тембра голоса, если он является «даром естества»? Хотя основной тон голоса, несомненно, сохраняется, всякий человек вправе надеяться, что голос его может развиться – и происходит это не столько вследствие тренировки, сколько вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая бывает отражена во всём образе говорящего и находит непременное выражение в его голосе.

Вопросительный знак

Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Очень многое, тем не менее, зависит от выразительности и от того смысла, тех чувств, которые вы вложите в ваше высказывание. Причём, не стоит думать о характере интонации, у вас должно быть искреннее желание задать этот вопрос. К.С. Станиславский говорил, что «вопросительный знак обязывает слушателей к ответу».

 

Упражнение 2. Прочитайте вслух отрывки, расставьте паузы и подчеркните слова, имеющие логические ударения.

 

1) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда «чёрт побери всё!», его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? (Н. В. Гоголь. Мертвые души.)

 

2) Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит? (М. Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь.)

 

Восклицательный знак

 

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения или понижения голоса. По мысли К.С. Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста».

Восклицание всегда входило в описание всех русских классических риторик как фигура речи, т. е. своеобразный оборот, способствующий повышению выразительности речи. Именно описанием восклицания заканчивается «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского. Восклицание — последняя из «фигур мыслей, пленяющих сердце». Оно есть «невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти».

Пример же учитель Пушкина берёт из повести своего ученика «Метель»:

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слёзы свидания!»

 

Упражнение 2. Прочитайте выразительно отрывок, передавая чувствами восклицания.

 

Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера…

О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы. И громы, и сверкания! О, эти тёмные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера. Эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далёкие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звёзд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая «лень»… (И. А. Ильин. О России.)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)