Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

К занятию 6. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория





 

1. Прочтите дайджест, составленный из рассуждений на тему «Устная речь». Выделите главные мысли текста, основные понятия расположите по мере «вхождения» одного в другое. Составьте памятку.

 

Первая наша задача – выяснить, что мы делаем, когда говорим. Речь – это общение.

Устная речь возможна в определенной обстановке и при определенных условиях. Она ограничена во времени и в пространстве, ибо существует лишь в момент произнесения. Чтобы объясниться, нужно быть по крайней мере вдвоем. При этом один говорит, а другой слушает. Речь собеседников не должна быть одновременной, иначе они ничего не поймут и ни о чем не договорятся. В процессе речи собеседники, говорящий и слушающий, меняются ролями.

В отличие от слова письменного, устное исчезает мгновенно, поэтому слушающий понимает, «схватывает» речь.

Собеседники должны быть разделены расстоянием, достаточным, чтобы слышать, не напрягая слуха, и говорить, не напрягая голоса. Это расстояние – примерно полтора-два метра. Поэтому речь обладает свойством, называемым линейностью, – слова произносятся и осмысливаются последовательно одно за другим.

…Всякий говорящий слушает самого себя. Контроль собственной речи обязателен. Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз. Поэтому собеседники устанавливают темп речи, приноравливаясь друг к другу. Изменение его одним из собеседников значимо. Оно связано или с поворотом темы, или с возникшей в процессе беседы новой эмоцией.

Темп речи зависит от предмета разговора. Услышав реплику собеседника, мы некоторое время обдумываем ее, прежде чем ответить. Скорость ответа зависит от новизны и сложности сказанного.

Правильная тактика речи, в особенности в дискуссии и полемике, во многом зависит от того, сумеем ли мы навязать собеседнику нужный темп речи. Каждый из нас вольно или невольно подражает собеседнику. Если один из участников разговора заранее продумал его, хорошо знает, о чем пойдет разговор, и представляет себе, как будет отвечать собеседник, то он станет быстрее реагировать на речь. У него останется больше времени на обдумывание реплик, и он сможет владеть беседой. Устная речь подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывание хода не задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот, кто оказался в цейтноте, обязан сделать ход или отложить партию. Если же мы хотим понять собеседника, узнать, что он собой представляет, следует замедлить темп его речи вопросительными репликами.



Устная беседа состоит из трех частей: выяснения предмета разговора и взаимного приспособления собеседников, обсуждения вопроса, принятия решения. Если в речи меньше частей, она недостаточна, если больше – избыточна. Речь – особого рода часы. Если она правильно организована, ее темп – мера умственной работы человека.

 

 

2. Соотнесите с целевым назначением публичной речи высказывание П.С. Пороховщикова:

«В слове или речи заключаются три намерения автора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием».

 

 

3. «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление», – говорил Цицерон.

Спроецируйте это высказывание великого ритора на оратора и ораторскую речь с позиций цели речевого общения.

 

 

4 «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, но направление его политики», – утверждал Демосфен в «Речи о венке».

Спроецируйте эту мысль великого трибуна Древней Греции на ораторскую ответственность за сказанное.

 

 

5. А.Ф. Кони говорил, что всегда играл три роли: первого любовника – был всю жизнь влюблен в Фемиду; резонера – постоянно учил и напутствовал молодежь; злодея – требовал казни для преступников. Какова была его социальная роль?

 

 

6. «Каков человек, такова и его речь», – говорил Сократ. Перечислите все известные вам риторические позиции, по которым можно понять, каков собеседник.

 

 

7. «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы», – заметил однажды Р. Эмерсон. Что это значит? Перечислите ораторские «плюсы» и «минусы». Дайте рекомендации по превращению «минусов» в «плюсы».

 

 

8. Как вы понимаете выражение В. Гофмана «Оратор не актер, но и не простак-говорун, он тактик и стратег»? В чем, по вашему мнению, тактика и стратегия оратора?

 

9. Главный герой комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», говорил о себе, что в минуту опасности он оратор, когда хочется отдохнуть – поэт, при случае – музыкант. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с таким соотнесением ролей и ситуаций? Ответ аргументируйте.

 

 

10. «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить», – гласит восточная мудрость. А в вашей коммуникативной практике говорению или слушанию вы отдаете предпочтение? И почему?

 

 

11. «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает», – учит русская пословица. Согласны ли вы с этим? Уместно ли в данном контексте вспомнить другую пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь»? Приведите доказательные примеры.

 

 

12. «Если можете установить профессию большинства слушателей, – советовал А. Аджаров, – ищите опоры в их профессиональных интересах». К содержанию или форме речи относится совет известного ритора 20-х годов XX века?

 

 

13.Однажды Уинстон Черчилль заметил: «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». Как, по вашему мнению, сказывается нарушение этого правила на восприятии речи и самого оратора?

 

 

14. Проанализируйте два высказывания Скилефа: «Красноречие начинается с умения слушать» и «Аудитория – лучший учитель красноречия». Какое из них вам кажется большим по объему? Приведите примеры.

 

 

15. А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» так описал «работу» лектора:

 

…Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива.

Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот[26].

 

Представьте себя таким дирижером-оратором перед большой аудиторией. Каким образом собираетесь вы контролировать ее внимание?

Выберите для выступления (регламент 1-2 минуты) любую из тем: «Аудитория», «Ее Величество Аудитория» или «Многоголовая гидра». Умейте отстоять выбор темы.

 

 

16. Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»[27] стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Блиц-урок 16.

«В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления».

Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.

Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.

Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.

Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.

Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».

Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.

Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».

11 способов завоевать аудиторию

1. Почему данная группа пригласила меня выступить (мотивировка, указанная в приглашении)? Какая предварительная информация о моем выступлении и с каким уклоном была предоставлена данной аудитории?

2. Какую цель ставит перед собой данная группа?

3. Какими основными особенностями характеризуется данная группа (с профессиональной стороны, с социальной стороны, с демографической стороны, по служебному положению и т. п.)?

4. Кто недавно выступал перед этой группой? Как были приняты эти ораторы? Могу ли я получить копии их текстов?

5. Кто те ораторы, которые с наибольшим успехом выступали перед данной группой в недалеком прошлом? Почему они имели успех?

6. Каким путем я могу подать свое выступление так, чтобы оно соответствовало особенностям именно данной группы? Какого рода юмор будет оправдан? Что категорически возбраняется?

7. Кто те люди, которые являются в данной группе неформальными лидерами? Кто из них будет присутствовать на моем выступлении? Как мне установить с ними контакт?

8. Кто представит меня аудитории? Как он (или она) меня охарактеризует? Какие комплименты я смогу сделать ему (или ей)?

9. Ожидается ли, что я буду отвечать на вопросы? Какие основные вопросы могут быть заданы? Существуют ли какие-либо нежелательные вопросы, которые не должны застать меня врасплох?

10. Какие именно положения, высказанные в моем выступлении, будут действительно полезными для данной группы? Следует ли мне для большей доходчивости использовать какие-либо наглядные пособия (графики, сводки и т.п.)?

11. Кто является «моим человеком» в данной группе, способным помочь мне в работе над выступлением, а также обеспечить надежную «обратную связь» при оценке моего выступления?

 

 





Читайте также:

I Лабораторное исследование функции почек
Абстрактные (широкие) корпорации, или корпорации-институты - это социальные образования с неопределенным кругом лиц, объединенных общими интересами и нормативными установлениями.
АННОТАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАКТИКУМА
Важнейшие клинико-лабораторные способы оценки коагулограммы.
Важнейшие клинико-лабораторные способы оценки коагулограммы.
Вероятностный формализм описательной статистики. Случайность и вероятность. Событие. Вероятность событий.
ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ГРУНТОВ ПРИ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЯХ
Г л а в а 21. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Глава 3. Речевое богатство и функциональные стили
Деловые игры, хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий, лабораторных работ, в том числе и мультимедийные.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)