Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ





Пояснительная записка

 

Учебная программа преддипломной практики по биохимии с клинико-биохимическими исследованиями составлена на основании Типовой учебной программы преддипломной практики, утвержденной начальником управления кадровой политики, учреждений образования Министерства здравоохранения Республики Беларусь12.03..2012 года.

Преддипломная практика по специальности в качестве фельдшера-лаборанта является завершающим этапом обучения и проводится после окончания курса теоретического и практического обучения, сдачи переводных экзаменов, предусмотренных учебным планом.

Преддипломная практика направлена на формирование профессиональной компетентности специалиста и подготовку его к выполнению профессиональных функций в соответствии с образовательным стандартом “Среднее специальное образование специальность 2-79 01 04 Медико-диагностическое дело”.

Целью и задачами преддипломной практики является обобщение и систематизация теоретических знаний, закрепление и совершенствование приобретенных умений и практических навыков самостоятельной работы, выполнение нормативных правовых актов по безопасности труда, окружающей среды и пожарной безопасности, развитие клинического мышления, ответственного отношения к своим функциональным обязанностям, умение быстро принимать решение в сложной практической обстановке, получение навыков научной организации труда при одновременном массовом исследовании различных объектов, воспитание этических и деонтологических норм по общению с коллегами по работе, пациентами.

Продолжительность преддипломной практики по биохимии - 72 учебных часа (10 рабочих дней). Общая продолжительность рабочей недели не должна превышать 36 учебных часов.

Преддипломная практика по дисциплине проводится на базе областных, городских, районных клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических организаций, в которых оснащение, объём работы и квалификация руководителей-специалистов позволяет обеспечить рабочее место для самостоятельной работы практикантов и полное выполнение программы. До начала прохождения практики руководитель лечебной организации, являющейся базой преддипломной практики, своим приказом назначает общего и непосредственного руководителей практики.



Общее руководство возлагается на одного из ведущих специалистов учреждения здравоохранения, обладающего необходимыми организационными навыками и опытом работы. В его обязанности входит: контроль за работой непосредственного руководителя практики, составление графика прохождения практики учащимися, обеспечение практикантам рабочих мест, оформление характеристик на каждого студента.

Непосредственный руководитель назначается из числа специалистов с высшим образованием, работающих в лаборатории или из опытного среднего персонала. Он следит за выполнением программы практики в полном объёме, ежедневно контролирует работу и оформление дневников учащимися, подписывает дневники, выставляет оценки, дает задания для повторения материала.

Учащиеся в период преддипломной практики обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лаборатории. Сначала учащиеся работают под контролем опытных лаборантов, затем самостоятельно. Самостоятельная работа учитывается как усвоение методики или практического навыка. Практиканты ежедневно ведут дневник, где записывают проведенную работу: выполненные анализы, их количество, необходимые расчёты, результаты анализа.

По окончании практики учащийся обязан представить в учреждение образования: характеристику с оценкой по дисциплине, цифровой отчёт о выполненной работе, путёвку (лично или на группу), дневник. Все документы должны быть заверены печатью лечебной организации, подписью общего и непосредственного руководителей практики.

 

Примечание: в распределение учебных часов (рабочих дней), порядок изучаемых разделов руководитель преддипломной практики может вносить изменения в пределах 15 % общего бюджета времени, отведённого на преддипломную практику.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Раздел, тема Количество часов
    2.1     2.2   2.3 2.4   Раздел 2 Биохимия с клинико-биохимическими исследованиями Организация работы биохимического отдела клинико-диагностической лаборатории. Подготовка биологического материала к биохимическим исследованиям. Контроль качества биохимических исследований Определение субстратов в биологических жидкостях Определение активности ферментов Исследование системы гемостаза     Итого            

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цели изучения темы Содержание темы Результат
Раздел 2. Биохимические исследования
Тема 2.1. Организация работы биохимического отдела КДЛ. Подготовка биологического материала к биохимическому исследованию. Контроль качества биохимических исследований
Сформировать профессиональную компетентность специалиста по вопросам санитарно-противоэпидемического режима, ведения документации в биохимической лаборатории, порядке взаимодействия лабораторно-диагностической службы с лечебными подразделениями учреждений здравоохранения. Закрепить знания о методах внутрилабораторного контроля качества в биохимической лаборатории. Развить умения получения плазмы, сыворотки без следов гемолиза, построения калибровочного графика, приготовления химических реактивов. Совершенствовать умения по обеззараживанию биологического материала. Обучить ведению первичной учетной медицинской документации. Методическое, техническое, организационное обеспечение выполнения биохимических исследований в клинико-диагностической лаборатории. Порядок взаимодействия биохимического отдела клинико-диагностической лаборатории с лечебными подразделениями учреждений здравоохранения. Изучение инструкций по безопасности труда, противопожарной безопасности в биохимической лаборатории, изучение основных приказов и инструкций МЗ РБ, регламентирующих санитарно-противоэпидемический режим и другую деятельность биохимической лаборатории. Порядок ведения первичной учетной медицинской документации. Методы контроля качества биохимических исследований в клинико-диагностической лаборатории. Правила получения плазмы, сыворотки крови без следов гемолиза. Трактует основные нормативные документы и инструкции МЗ РБ, регламентирующие работу биохимической лаборатории. Аргументирует порядок взаимодействия биохимической лаборатории с другими подразделениями учреждения здравоохранения. Знает правила приема, учета биологического материала. Оформляет первичную учетную медицинскую документацию. Строит калибровочный график под руководством сотрудника лаборатории. Готовит по инструкции реактивы для биохимических исследований. Умеет получать плазму, сыворотку без следов гемолиза. Применяет основные методы внутрилабораторного контроля качества биохимических исследований.
Тема 2.2. Определение субстратов в биологических жидкостях
  Систематизировать знания о свойствах белков, белковом обмене, компонентах остаточного азота крови. Совершенствовать знания о белках плазмы крови, соотношении их фракций как маркеров патологических процессов в организме.   Закрепить знания о свойствах углеводов, углеводном обмене. Совершенствовать умение определять глюкозу в биологических жидкостях, уровень гли-колизированных белков. Понятие о роли лабораторной диагностики в исследовании углеводного обмена.     Систематизировать знания о классе липидов, их биологическом значении, свойствах, лежащих в основе биохимических методов их определения. Совершенствовать умение определять уровень общих липидов, холестерина, фракций липопротеинов.   Систематизировать знания об электролитах, как важнейших компонентах функционирования клеток, органов и их систем. Совершенствовать понятие о роли лабораторной диагностики в исследовании водно-солевого обмена.     Исследование белков Определение субстратов в биологических жидкостях унифицированными методиками, применяемыми в биохимической лаборатории клинико-диагностической лаборатории. Пробы коллоидоустойчивости: тимоловая проба. Биохимические исследования количественного содержания белков в биологических жидкостях: -определение количества общего белка, альбумина, билирубина и его фракций, серогликоидов; -качественное определение содержания в крови тропонина Т, миоглобина, С-реактивного белка. Определение мочевины, креатинина, мочевой кислоты в сыворотке крови; в моче. Проведение геморенальных проб (креатинин - клиренс теста).   Исследование углеводов Количественное определение глюкозы в сыворотке, цельной крови, моче; методика проведения тестов толерантности к глюкозе (ТТГ), построение гликемических кривых.     Исследование липидов Определение содержания в исследуемой сыворотке пациента уровня триацилглицеринов (ТАГ), общих липидов, холестерина, липопротеины высокой плотности (ЛПВП), липопротеины очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеины низкой плотности (ЛПНП) унифицированными методиками. Расчет коэффициента атерогенности.   Исследование электролитов Количественное определение электролитов крови: хлоридов (Сl), кальция (Са), фосфора (Р), калия (К), натрия (Na), магния (Mg), железа (Fe) на биохимических анализаторах. Определение параметров кислотно-основного состояния (КОС) на анализаторе. Определение общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС), расчёт ненасыщенной железосвязывающей способности сыворотки (НЖСС), Fe в сыворотке крови.       Определяет общий белок, альбумин, мочевину, креатинин, мочевую кислоту, серогликоиды, С-реактивный белок в сыворотке крови. Проводит тимоловую пробу. Владеет методикой постановки тропонинового теста, определения средних молекул, миоглобина, проведения геморенальных проб (креатинин - клиренс теста). Умеет количественно определить билирубин и его фракции. Даёт начальную интерпретацию полученных результатов.     Определяет количественно глюкозу в сыворотке, цельной крови, моче унифицированными методами. Владеет методикой проведения ТТГ, знает типы гликемических кривых. Определяет количественно фруктозамин, гликолизированный   Дает начальную интерпретацию полученных результатов. Проводит количественное определение ТАГ, холестерина, общих липидов, ЛПВП, ЛПОНП и ЛПНП. Умеет рассчитать коэффициент атерогенности. Дает начальную интерпретацию полученных результатов.     Определяет К, Nа, Сl, Fe на анализаторе. Определяет параметры КОС на биохимическом анализаторе. Дает начальную интерпретацию полученных результатов исследований.
Тема 2.3. Определение активности ферментов
Совершенствовать знания учащихся о механизмах ферментативного катализа, о биохимических исследованиях активности ферментов как о наиболее прогрессивном подходе в современной лабораторной диагностике. Закрепить умение количественно определять активность ферментов в сыворотке (плазме) крови, моче унифицированными методами, применяемыми в биохимической лаборатории. Биохимические исследования активности ферментов, условий протекания ферментативного катализа. Определение активности в биологических жидкостях: -панкреатической амилазы; -аспартатаминотрансферазы (АсАТ); -аланинаминотрансферазы (АлАТ); -общей лактатдегидрогеназы (ЛДГ) и ее изоферментов (НВДН); -креатинкиназы и ее изоферментов (КК); -щелочной фосфатазы (ЩФ); -кислой фосфатазы (КФ); -гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТП).   Выполняет правила проведения ферментативных исследований. Определяет активность ферментов в сыворотке (плазме) крови, моче: панкреатической амилазы, АсТ, АлТ, ЛДГ, НВДН, КК, ЩФ, КФ, ГГТП. Дает начальную интерпретацию полученных результатов.
Тема 2.4. Исследования системы гемостаза
Систематизировать знания учащихся о системе гемостаза. Совершенствовать знания учащихся о роли биохимических исследований в лабораторной диагностике гемостазиопатий. Закрепить умения методик по исследованию каждой фазы вторичного гемостаза.   Биохимические исследования по количественному определению функционального состояния системы гемостаза: -определение активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ); -определение протромбинового времени (ПТВ), расчет протромбинового индекса (ПТИ); -определение тромбопластинового времени (ТВ); -определение фибриногена А и В в плазме крови; -определение растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК) в плазме крови.   Умеет работать на гемокоагулометре. Определяет активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ). Определяет протромбиновое время (ПТВ), рассчитывает ПТИ. Определяет тромбопластиновое время (ТВ). Определяет фибриноген А и В в плазме крови. Определяет растворимые фибрин-мономерные комплексы (РФМК) в плазме крови.
       

ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

1. Умение работать на фотометре, спектрофотометре, центрифуге, с автоматической пипеткой (дозатором), биохимическом анализаторе

2. Построение калибровочного графика

3. Применение основных методов внутрилабораторного контроля качества биохимических исследований

4. Проведение необходимых расчетов и разведений реактивов

5. Умение работать с наборами реактивов по предложенной методике

6. Получение плазмы, сыворотки крови без следов гемолиза

7. Умение подготовить биоматериал для хранения

8. Обеззараживание биологического материала, инструментария, посуды

9. Обнаружение в биологических жидкостях моносахаридов (глюкозы, галактозы, фруктозы), дисахаридов (мальтозы, лактозы)

10. Определение уровня общих липидов в сыворотке

11. Определение уровня холестерина в биологических жидкостях

12. Определение уровня триацилглицеринов (ТАГ) в сыворотке

13. Определение уровня липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеинов низкой плотности (ЛПНП)

14. Умение рассчитывать коэффициент атерогенности

15. Определение активности панкреатической амилазы в сыворотке крови и моче

16. Определение активности аспартатаминотрансферазы (АсАТ) в сыворотке крови

17. Определение активности аланинаминотрансферазы (АлАТ) в сыворотке крови

18. Определение активности общей лактатдегидрогеназы (ЛДГ) и ее изоферментов (НВДН) в сыворотке крови

19. Определение активности креатинкиназы и ее изоферментов (КК) в сыворотке крови

20. Определение активности щелочной фосфатазы (ЩФ) в сыворотке крови

21. Определение активности кислой фосфатазы (КФ) в сыворотке крови

22. Определение активности гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТП) в сыворотке крови

23. Определение концентрации глюкозы в сыворотке крови, цельной крови ферментативным методом

24. Определение концентрации гликозилированного гемоглобина

25. Определение концентрации фруктозамина

26. Проведение теста толерантности к глюкозе

27. Определение количества общего белка в сыворотке крови по биуретовой реакции

28. Определение уровня альбумина в сыворотке крови с бромкрезоловым зеленым

29. Проведение тимоловой пробы коллоидоустойчивости

30. Проведение теста на присутствие тропонина в сыворотке крови

31. Проведение теста на присутствие миоглобина в сыворотке крови и моче

32. Определение количества мочевины в сыворотке крови

33. Определение количества креатинина в сыворотке крови

34. Определение количества мочевой кислоты в сыворотке крови

35. Определение С-реактивного белка латекс-тестом

36. Определение количества билирубина и его фракций в сыворотке крови

37. Определение уровня средних молекул в сыворотке крови

38. Определение активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ)

39. Определение протромбинового времени

40. Умение рассчитывать протромбиновый индекс (ПТИ)

41. Определение тромбопластинового времени

42. Определение фибриногена А и В в плазме крови

43. Определение растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК) в плазме крови

44. Определение содержания хлоридов в крови фотометрическим методом

45. Определение содержания кальция в сыворотке крови

46. Определение содержания фосфора в сыворотке крови

47. Определение содержания калия в сыворотке крови

48. Определение содержания натрия в сыворотке крови

49. Определение содержания магния в сыворотке крови

50. Определение содержания железа в сыворотке крови

51. Определение общей железосвязывающей способности (ОЖСС) сыворотки

 

 


 

КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)