Тема: фазы коммуникативной деятельности
Риторика
Искусство убеждения - греческое; Искусство говорить правильно, хорошо - римское; Искусство крашения речи - средние века. Риторика - учение об ораторском искусстве, искусном владении спором, мастерство устного публичного выступления. Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ. Оратор - человек, уоторый произносит речь или обладает красноречием(греч - ритор(и учитель и ученик). Основной предмет - устная публичная речь - монолог особого типа. Монолог особого типа - его специфика диалогичность.
Риторика связана с философией, языкознанием, психологией, логикой, социологией, теорией текста.
История развия ораторского искусства. 5-4 век донэ - древн грец. Софисты - странствующие мастера красноречия. Они отказались от абсолютизации традиций и законов и выдвинула учение о всеобщей относительности. По мнению софистов цель оратора - не раскрытие .., а убедительность. Задача софиста - научить делать слабое мнение сильным. Человек - мера всех вещей - Протогор. Три рода красноречия: 1)для политических институтов народного собрания совета - совещательное красноречие. 2)судебное красноречие - Логограф - составители речей на заказ(было в гречки). Они должны быть психологами. Выполняли функции следователей прокуроров адвокатов(разбирали материалы дела). Учитывали специфику толпы, особенности большой аудитории при написании текста. 3)торжественное красноречие Самым выдающимся афинским оратором был Лисий - написал до 400 речей под заказ. Он впервые разработал структуры судебной речи, заложил основу жанра и создал эталон стиля. Он не опускался до унижения противника. Сократ является первоначальником метода открытия истины в споре - эристика. Эвристический метод: два компонента: 1)ирония - умение философа остроумной системой вопросов и ответ завести противника в логический тупик. 2)пайевтика - вопросно-ответный метод, который способствовал рождению правильной мысли. Платон - ученик сократа. "Каждая речь должна быть составлена как живое существо. У нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны соответсвовать друг другу и отвечать целому" - платон. Он изобрел композиционное сопоставление.
Вершина древнегреческого красноречия - демосфен. Отличительные черты ораторской деятельности демосфена: 1)глубина и тщательность предварительной подготовки - оратор очень боялся импровизировать; 2)свобода и гибкость построения; 3)отточенность стиля - у демосфена ничего нельзя было вычеркнуть. 4)темпераментность исполнения.
Аристотель Выделяет восемь частей: 1)предисловие(вступление) - цель которого расположить удиторию. 2)называние - формулировка темы; 3)рассказ(повествование) - изложение предмета речи; 4)описание - анализ предмета речи; 5)доказательство - центральная часть(для каждого из трех видов красноречия свое: у совещательного - исторические факты; судебные - показания свидетелей, прецеденты; торжественное - преувеличение). 6)опровержение - доказательство от противного: ...;полемика(вопросы аудитории - ответы лектора); Эристика 7)обращение к сердцам слушателей; 8)заключение
Цицерон: 6 этапов подготовки речи: 1)приискать содержание для речи; 2)расположить найденное по порядку, оценив каждый довод; 3)облечь и украсить мысли словами; 4)укрепить речь в памяти; 5)определить ритм произношения; 6)закончить речь с достоинством и приятностью.
След пара - фазы коммуникативной деятельности. Риторика
Тема: фазы коммуникативной деятельности Риторический канон - классическое правило, которое определяет правило "от мысли к слову". Классический риторический канон включает пять этапов: 1)инвенция(инвенцио - изобретение); 2)диспозиция( - расположение, обдумывание плана, композиции) - расположить содержание по-порядку; 3)элукуция - словесное выражение; 4)меморио(мемозида - богиня памяти) - запоминание; 5)акцио - произнесение. На соверменном этапе подготовку речи можно разделить на 4 фазы: 1)докуммуникативная фаза - это определение темы и цели выступления; оценка аудитории; подбор материалов и их оценка; композиционно-логическое оформление; работа над языком и стилем; создание текста и его редактирование. 2)предкоммуникативная фаза - на данном этапе осуществляется запоминание текста; репитиция; рассмотрим приемы психологической самокоррекции. 3)коммуникация - произнесение речи(не чтение); возможная модификация первоначального замысла(если вдруг, вы видите, что материал не пошел, то надо по ходу выступления поправляться); осуществление обратной связи со слушающими(субъектно-объектные отношения). 4)посткоммуникативная(итоговая) фаза - на данном этапе проводим анализ причин недочетов на основе собственных впечатлений; изучение мнений слушателей; анализ и последующее совершенствование речи(выступления).
Тема - это название предмета речи, которая формулируется в названии выступления. Ошибки в формулировке названия: 1)в названии содержаться не понятные для аудитории слова; 2)слишком длинное название; 3)не содержит опорных понятий(название должно отражать суть речи); 4)хорошее название должно убеждать(это скорее не ошибка, а недочет). Концепция - система взглядов на вопрос.
Композиция речи Общие законы композиции: 1)закон универсального деления - предполагает трехчастное деление(вступление, основная(главная), заключение). 2)правило золотого сечения - оно направляет поиск оптимальных пропорций или частей речи(Леонардо да Винчи). Вступление + заключение =< 1/3 всей речи. 3)закон усиления - он требует, чтобы интерес к речи нарастал. Самая интересная часть - заключение; 4)закон края - согласно ему, в любой последовательности запоминается лучше всего начало и конец. Это касается не только выступлений.
Структурные компоненты речи: 1)сотавление плана(планы бывают простые и сложные(в научных выступлениях(имеют вступление середину и заключение)). Также есть цитатный план и тезисный); 2)вступление: -элемент: начальная часть(его назначение - установить контакт и привлечь внимание с помощью: приветствие и обращение и представление; дисциплинировать(просьба о внимании, начальная пауза); подготовить аудиторию к восприятию и завладеть вниманием(положить кирпич)); собственно выступление(поставить проблему и ознакомить с планом; пробелмы и тезисы; показактуальности выступления; представление плана речи, краткое описание речи. -назначения и целевые действия; -приемы и средства Виды вступлений: 1)прямое вступление(оратор, ограничившись приветствием и представлением, сразу приступает к изложению предмета речи("высокий суд, я хочу предоставить доказательства и сделать выводы")); 2)исскуственное или косвенное всутпление(оригинальный и развернутый зачин, который готовит слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием, тема затрагивается опосредовано("высокий суд, в одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, корый обладал волшебным звоном, когда его слышали, каждый слышал то, что хотел...")); 3)внезапное вступление - оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает свою речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившие его чувства("я должен говорить, но я еще слушаю"). Фильм "Момент истины". Вступление создается в самом конце, это та часть, корая требует возвышенности всей речи.
Основная часть Требования при развертывании главной части: 1)ясно сформулировать тезис; 2)заботиться не о количестве, а о качестве аргументов; 3)избегать нисходящего порядка аргументов. Середина речи не должна включать более 5 положений(3 мало, больше 5 много).
Заключение Оно предполагает напоминание и закрепление мысли и направление деятельности собравшихся. Виды заключений: 1)прямое заключение - логически вытекает из основной части; 2)косвенное - содержит эффект новизны(по мнению Кони, заключение должно закруглиться и связать речь с началом). Ошибка заключений: 1)слишком длинное заключение
Структура публичной судебной речи: 1)общественно политическая проверка деяния; 2)изложение фактических обстоятельнтсв дела; 3)анализ собранных и исследованных доказательств; 4)характеристика подсудимого(а иногда и потерпевшего); 5)анализ причин и условий совершения преступления; 6)обоснование квалификации преступления; 7)рекомендации о мере наказания.
Будем анализировать фразы из речей, будем говорить о их корректности, а также будем Принести мел и тряпочку
Риторика
Тема: речевая сторона выступления
Книга Ивакиной: "судебная речь представляет собой сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства всех функциональных стилей. Специфическая стилистическая черта современной судебной речи это разговорность. Разговорность - простота построения фразы в сочетании с безупречностью произношения. Разговорность создается с помощью: 1) более коротких, по сравнению с книжной речью, фраз. 2) С помощью диалогизации речи(надо не выступать перед людьми, а говорить с ними). Обстановка диалога помогает втянуть аудиторию в мыслительный процесс. Привлекает внимание глаголы повелительное наклонения(посмотрите, представьте - по-другому глаголы визуализации). Использование вводных конструкций, которые подчеркивают определенные объекты. Определиться порядком компонентов. 3) Качество хорошей речи. - найти эту тему на сайте и распечатать. -Правильность речи(обеспечивается соблюдением литературных норм); -ясность(доступность материала для слушателей); -точность(мысли должны соответствовать словам, которые вы употребляете. Чем больше активный словарный запас, тем больше точность); -уместность речи(соответствие речи ситуации общения и аудитории); -краткость; -богатство и эмоциональность. Официально-деловые выступления - нейтральны. Если в них используется хоть капельку эмоциональности. У подготовленного человека около 15000 - активный словарный запас, а пассивны - 4. Троп - употребление слова или выражения в переносном смысле(то, что делает нашу речь образной). Особенности: 1)выражают эмоции говорящего; 2)создают образ; 3)кратко передают сложное содержание; 4)троп нагляден; 5)хорошо понимается, быстро запоминается. Виды тропов: 1)метафора - это троп на основе сравнения(может сравниваться цвет, форма предмета, сравнения действия); 2)синестезия - воздействует сразу на несколько областей чувств. Пример: женщины любят ушами. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок; 3)аллегория(иносказание) - этот троп переводит сложную мысль в картинку(басни). Пример: метрофаны судебной профессии; фемида, потерявшая весы. 4)сравнение. Пример: эксперт по транспортным вопросам... 5)метонимия - ассоциативная связь. Этот троп легко узнается между членам метонимии: творец и творение(читать произведение пушкина - читать пушкина), предмет и ..(ел на посуде из серебра и золота - ел на серебре и золоте); ..(жители города ликуют - год ликует); 6)синекдоха - часть вместо целого(в очереди: -вы за кем? -я за бородой; -когда ты будешь зарабатывать себе на жизнь); 7)антономазия - это использование собственного имени, признаки которого общеизвестны, вместо нарицательного. Если хочется подчеркнуть жадность собеседника - ну ты и Плюшкин. 8)тропы, основанные на иронии - игра словами. Ирония - эффект насмешка(работает только, если в голове собеседника работают прямое и переносное значение). Ирония: антифразы - употребление слова в противоположном смысле(ну ты Геркулес, Аполлон); 9)парадокс - это утверждение(изречение), которое на первый взгляд противоречит смыслу, но на самом деле таит глубокое значение. Философ Джефферсон - лучше правительство то, которое меньше всего правит. Оскар Уальд: не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня(можно сделать послезавтра / не делать совсем). Речевые фигуры - это особые синтаксические конструкции, которые усиливают выразительность речи и увеличивают силу воздействия на слушателей. Группы речевых фигур: 1)повторы: а)лексические повторы: -анафора(единоначалие). Пример: "счатливы бедные. Счастливы те, кому нечего терять; -эпифора(единоокончание). Пример: "спереди посмотришь - русский, сзади посмотришь - русский, а внутри - новый русский"; -парономазия(паронимы - слова похожие, но не тождественные). Пример: "мы равноправны, но не равны". -анадиплозис - повтор на стыке предложения(помогает связать два предложения). Пример: "даю вам честное слово. Честное слово, я тут ни при чем". -полиптотон(помогает видеть значение в разных падежах). б)синтаксические повторы: -синтаксический параллелизм(однотипность(одинаковость) синтаксических структур). Пример: "дедка за репку, бабка за дедку ...". -безсоюзие(асиндетон). Помогают сделать фразу более резкой. -многосоюзие(синдетон). Помогает подчеркнуть фразу. Пример: "пациенты приходят, а врачей нет. А врачи на забастовке. А забастовка-то против пациентов". 2)противопоставления. Хорошо воспринимается контрастность. Виды: -антитеза(анти - против, теза - положение). Пример: "тише едешь дальше будешь", "семь раз отмерь, один раз отрежь", "сделай дело - гуляй смело". И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели. Сколько антитез? Ответ: 5; -оксюморон(остро-глупое, соединение несоединимого). Пример: старый новый год; живой труп; горячий снег; "открытие закрытия выставки". -эллипсис - разрушительная конструкция(в переводе - нехватка чего-либо). Допускает выбрасывать фрагменты высказывания, которые легко восстанавливаются по смыслу. Пример: "-Где твоя тетрадь? - Здесь". -речевой период - сложноподчиненное предложение, которое распадается на две части: первая часть - однородные придаточные, построенные на основе синтаксического параллелизма(то есть одинаково); вторая часть - вывод. Пример: "если я буду видеть вас на всех лекциях, если вы будите готовиться на всех практических, если напишите все контрольные работы, то вы успешно сдадите экзамен(зачет)". -градация(в переводе - лестница) - постепенное усиление или ослабление признака. Если признак растет, то такая градация называется восходящая, если наоборот - нисходящая. Полисигдетон придает поветсвованию разнообразие или размеренность(и в комнату заходила, и разговаривала с кухаркой), а асиндетон придает резкость(пришел, увидел, победил; колет, рубит, режет).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (801)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |