Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: фазы коммуникативной деятельности



2015-11-07 801 Обсуждений (0)
Тема: фазы коммуникативной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Риторика

 

Искусство убеждения - греческое;

Искусство говорить правильно, хорошо - римское;

Искусство крашения речи - средние века.

Риторика - учение об ораторском искусстве, искусном владении спором, мастерство устного публичного выступления.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ.

Оратор - человек, уоторый произносит речь или обладает красноречием(греч - ритор(и учитель и ученик).

Основной предмет - устная публичная речь - монолог особого типа.

Монолог особого типа - его специфика диалогичность.

 

Риторика связана с философией, языкознанием, психологией, логикой, социологией, теорией текста.

 

История развия ораторского искусства.

5-4 век донэ - древн грец.

Софисты - странствующие мастера красноречия. Они отказались от абсолютизации традиций и законов и выдвинула учение о всеобщей относительности. По мнению софистов цель оратора - не раскрытие .., а убедительность. Задача софиста - научить делать слабое мнение сильным.

Человек - мера всех вещей - Протогор.

Три рода красноречия:

1)для политических институтов народного собрания совета - совещательное красноречие.

2)судебное красноречие -

Логограф - составители речей на заказ(было в гречки). Они должны быть психологами. Выполняли функции следователей прокуроров адвокатов(разбирали материалы дела). Учитывали специфику толпы, особенности большой аудитории при написании текста.

3)торжественное красноречие

Самым выдающимся афинским оратором был Лисий - написал до 400 речей под заказ. Он впервые разработал структуры судебной речи, заложил основу жанра и создал эталон стиля. Он не опускался до унижения противника.

Сократ является первоначальником метода открытия истины в споре - эристика.

Эвристический метод: два компонента: 1)ирония - умение философа остроумной системой вопросов и ответ завести противника в логический тупик. 2)пайевтика - вопросно-ответный метод, который способствовал рождению правильной мысли.

Платон - ученик сократа.

"Каждая речь должна быть составлена как живое существо. У нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны соответсвовать друг другу и отвечать целому" - платон. Он изобрел композиционное сопоставление.

 

Вершина древнегреческого красноречия - демосфен.

Отличительные черты ораторской деятельности демосфена:

1)глубина и тщательность предварительной подготовки - оратор очень боялся импровизировать;

2)свобода и гибкость построения;

3)отточенность стиля - у демосфена ничего нельзя было вычеркнуть.

4)темпераментность исполнения.

 

Аристотель

Выделяет восемь частей: 1)предисловие(вступление) - цель которого расположить удиторию.

2)называние - формулировка темы;

3)рассказ(повествование) - изложение предмета речи;

4)описание - анализ предмета речи;

5)доказательство - центральная часть(для каждого из трех видов красноречия свое: у совещательного - исторические факты; судебные - показания свидетелей, прецеденты; торжественное - преувеличение).

6)опровержение - доказательство от противного: ...;полемика(вопросы аудитории - ответы лектора); Эристика

7)обращение к сердцам слушателей;

8)заключение

 

Цицерон:

6 этапов подготовки речи:

1)приискать содержание для речи;

2)расположить найденное по порядку, оценив каждый довод;

3)облечь и украсить мысли словами;

4)укрепить речь в памяти;

5)определить ритм произношения;

6)закончить речь с достоинством и приятностью.

 

 

След пара - фазы коммуникативной деятельности.

Риторика

 

Тема: фазы коммуникативной деятельности

Риторический канон - классическое правило, которое определяет правило "от мысли к слову". Классический риторический канон включает пять этапов:

1)инвенция(инвенцио - изобретение);

2)диспозиция( - расположение, обдумывание плана, композиции) - расположить содержание по-порядку;

3)элукуция - словесное выражение;

4)меморио(мемозида - богиня памяти) - запоминание;

5)акцио - произнесение.

На соверменном этапе подготовку речи можно разделить на 4 фазы:

1)докуммуникативная фаза - это определение темы и цели выступления; оценка аудитории; подбор материалов и их оценка; композиционно-логическое оформление; работа над языком и стилем; создание текста и его редактирование.

2)предкоммуникативная фаза - на данном этапе осуществляется запоминание текста; репитиция; рассмотрим приемы психологической самокоррекции.

3)коммуникация - произнесение речи(не чтение); возможная модификация первоначального замысла(если вдруг, вы видите, что материал не пошел, то надо по ходу выступления поправляться); осуществление обратной связи со слушающими(субъектно-объектные отношения).

4)посткоммуникативная(итоговая) фаза - на данном этапе проводим анализ причин недочетов на основе собственных впечатлений; изучение мнений слушателей; анализ и последующее совершенствование речи(выступления).

 

Тема - это название предмета речи, которая формулируется в названии выступления.

Ошибки в формулировке названия:

1)в названии содержаться не понятные для аудитории слова;

2)слишком длинное название;

3)не содержит опорных понятий(название должно отражать суть речи);

4)хорошее название должно убеждать(это скорее не ошибка, а недочет).

Концепция - система взглядов на вопрос.

 

Композиция речи

Общие законы композиции:

1)закон универсального деления - предполагает трехчастное деление(вступление, основная(главная), заключение).

2)правило золотого сечения - оно направляет поиск оптимальных пропорций или частей речи(Леонардо да Винчи).

Вступление + заключение =< 1/3 всей речи.

3)закон усиления - он требует, чтобы интерес к речи нарастал. Самая интересная часть - заключение;

4)закон края - согласно ему, в любой последовательности запоминается лучше всего начало и конец. Это касается не только выступлений.

 

Структурные компоненты речи:

1)сотавление плана(планы бывают простые и сложные(в научных выступлениях(имеют вступление середину и заключение)). Также есть цитатный план и тезисный);

2)вступление:

-элемент: начальная часть(его назначение - установить контакт и привлечь внимание с помощью: приветствие и обращение и представление; дисциплинировать(просьба о внимании, начальная пауза); подготовить аудиторию к восприятию и завладеть вниманием(положить кирпич)); собственно выступление(поставить проблему и ознакомить с планом; пробелмы и тезисы; показактуальности выступления; представление плана речи, краткое описание речи.

-назначения и целевые действия;

-приемы и средства

Виды вступлений:

1)прямое вступление(оратор, ограничившись приветствием и представлением, сразу приступает к изложению предмета речи("высокий суд, я хочу предоставить доказательства и сделать выводы"));

2)исскуственное или косвенное всутпление(оригинальный и развернутый зачин, который готовит слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием, тема затрагивается опосредовано("высокий суд, в одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, корый обладал волшебным звоном, когда его слышали, каждый слышал то, что хотел..."));

3)внезапное вступление - оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает свою речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившие его чувства("я должен говорить, но я еще слушаю"). Фильм "Момент истины".

Вступление создается в самом конце, это та часть, корая требует возвышенности всей речи.

 

Основная часть

Требования при развертывании главной части:

1)ясно сформулировать тезис;

2)заботиться не о количестве, а о качестве аргументов;

3)избегать нисходящего порядка аргументов.

Середина речи не должна включать более 5 положений(3 мало, больше 5 много).

 

Заключение

Оно предполагает напоминание и закрепление мысли и направление деятельности собравшихся. Виды заключений:

1)прямое заключение - логически вытекает из основной части;

2)косвенное - содержит эффект новизны(по мнению Кони, заключение должно закруглиться и связать речь с началом).

Ошибка заключений:

1)слишком длинное заключение

 

Структура публичной судебной речи:

1)общественно политическая проверка деяния;

2)изложение фактических обстоятельнтсв дела;

3)анализ собранных и исследованных доказательств;

4)характеристика подсудимого(а иногда и потерпевшего);

5)анализ причин и условий совершения преступления;

6)обоснование квалификации преступления;

7)рекомендации о мере наказания.

 

 

Будем анализировать фразы из речей, будем говорить о их корректности, а также будем

Принести мел и тряпочку

 

 

Риторика

 

Тема: речевая сторона выступления

 

Книга Ивакиной: "судебная речь представляет собой сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства всех функциональных стилей.

Специфическая стилистическая черта современной судебной речи это разговорность. Разговорность - простота построения фразы в сочетании с безупречностью произношения. Разговорность создается с помощью:

1) более коротких, по сравнению с книжной речью, фраз.

2) С помощью диалогизации речи(надо не выступать перед людьми, а говорить с ними). Обстановка диалога помогает втянуть аудиторию в мыслительный процесс. Привлекает внимание глаголы повелительное наклонения(посмотрите, представьте - по-другому глаголы визуализации). Использование вводных конструкций, которые подчеркивают определенные объекты. Определиться порядком компонентов.

3) Качество хорошей речи. - найти эту тему на сайте и распечатать.

-Правильность речи(обеспечивается соблюдением литературных норм);

-ясность(доступность материала для слушателей);

-точность(мысли должны соответствовать словам, которые вы употребляете. Чем больше активный словарный запас, тем больше точность);

-уместность речи(соответствие речи ситуации общения и аудитории);

-краткость;

-богатство и эмоциональность. Официально-деловые выступления - нейтральны. Если в них используется хоть капельку эмоциональности. У подготовленного человека около 15000 - активный словарный запас, а пассивны - 4.

Троп - употребление слова или выражения в переносном смысле(то, что делает нашу речь образной). Особенности:

1)выражают эмоции говорящего;

2)создают образ;

3)кратко передают сложное содержание;

4)троп нагляден;

5)хорошо понимается, быстро запоминается.

Виды тропов:

1)метафора - это троп на основе сравнения(может сравниваться цвет, форма предмета, сравнения действия);

2)синестезия - воздействует сразу на несколько областей чувств. Пример: женщины любят ушами. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок;

3)аллегория(иносказание) - этот троп переводит сложную мысль в картинку(басни). Пример: метрофаны судебной профессии; фемида, потерявшая весы.

4)сравнение. Пример: эксперт по транспортным вопросам...

5)метонимия - ассоциативная связь. Этот троп легко узнается между членам метонимии: творец и творение(читать произведение пушкина - читать пушкина), предмет и ..(ел на посуде из серебра и золота - ел на серебре и золоте); ..(жители города ликуют - год ликует);

6)синекдоха - часть вместо целого(в очереди: -вы за кем? -я за бородой; -когда ты будешь зарабатывать себе на жизнь);

7)антономазия - это использование собственного имени, признаки которого общеизвестны, вместо нарицательного. Если хочется подчеркнуть жадность собеседника - ну ты и Плюшкин.

8)тропы, основанные на иронии - игра словами. Ирония - эффект насмешка(работает только, если в голове собеседника работают прямое и переносное значение). Ирония: антифразы - употребление слова в противоположном смысле(ну ты Геркулес, Аполлон);

9)парадокс - это утверждение(изречение), которое на первый взгляд противоречит смыслу, но на самом деле таит глубокое значение. Философ Джефферсон - лучше правительство то, которое меньше всего правит. Оскар Уальд: не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня(можно сделать послезавтра / не делать совсем).

Речевые фигуры - это особые синтаксические конструкции, которые усиливают выразительность речи и увеличивают силу воздействия на слушателей.

Группы речевых фигур:

1)повторы:

а)лексические повторы:

-анафора(единоначалие). Пример: "счатливы бедные. Счастливы те, кому нечего терять;

-эпифора(единоокончание). Пример: "спереди посмотришь - русский, сзади посмотришь - русский, а внутри - новый русский";

-парономазия(паронимы - слова похожие, но не тождественные). Пример: "мы равноправны, но не равны".

-анадиплозис - повтор на стыке предложения(помогает связать два предложения). Пример: "даю вам честное слово. Честное слово, я тут ни при чем".

-полиптотон(помогает видеть значение в разных падежах).

б)синтаксические повторы:

-синтаксический параллелизм(однотипность(одинаковость) синтаксических структур). Пример: "дедка за репку, бабка за дедку ...".

-безсоюзие(асиндетон). Помогают сделать фразу более резкой.

-многосоюзие(синдетон). Помогает подчеркнуть фразу. Пример: "пациенты приходят, а врачей нет. А врачи на забастовке. А забастовка-то против пациентов".

2)противопоставления. Хорошо воспринимается контрастность. Виды:

-антитеза(анти - против, теза - положение). Пример: "тише едешь дальше будешь", "семь раз отмерь, один раз отрежь", "сделай дело - гуляй смело".

И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели. Сколько антитез? Ответ: 5;

-оксюморон(остро-глупое, соединение несоединимого). Пример: старый новый год; живой труп; горячий снег; "открытие закрытия выставки".

-эллипсис - разрушительная конструкция(в переводе - нехватка чего-либо). Допускает выбрасывать фрагменты высказывания, которые легко восстанавливаются по смыслу. Пример: "-Где твоя тетрадь? - Здесь".

-речевой период - сложноподчиненное предложение, которое распадается на две части: первая часть - однородные придаточные, построенные на основе синтаксического параллелизма(то есть одинаково); вторая часть - вывод. Пример: "если я буду видеть вас на всех лекциях, если вы будите готовиться на всех практических, если напишите все контрольные работы, то вы успешно сдадите экзамен(зачет)".

-градация(в переводе - лестница) - постепенное усиление или ослабление признака. Если признак растет, то такая градация называется восходящая, если наоборот - нисходящая.

Полисигдетон придает поветсвованию разнообразие или размеренность(и в комнату заходила, и разговаривала с кухаркой), а асиндетон придает резкость(пришел, увидел, победил; колет, рубит, режет).

 



2015-11-07 801 Обсуждений (0)
Тема: фазы коммуникативной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: фазы коммуникативной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (801)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(2.205 сек.)