Составления психологической характеристики группы (класса)
I.Общие сведения о классе 1. Структура класса и история его формирования: а) количество учащихся (мальчиков, девочек), возрастной состав; б) наличие второгодников, одаренных детей, конфликтных, агрессивных детей, мигрантов, сирот, детей с отклонениями в развитии, количество учащихся из полных и неполных семей; в) слияние класса с другими группами, смена классного руководителя и т.д. 2. Психофизическое здоровье учащихся: а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы); б) фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников; в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни; г) соотношение здоровья и учебных результатов. 3. Характеристика семей учащихся: а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях; б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика; в) характеристика взаимоотношений детей и родителей; г) ценностные ориентации семей учащихся. Методы: наблюдение, беседа, контент-анализ.
II. Организация класса, руководство им 1. Организующее звено класса. Его официальный актив, характеристика его активности (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, наличие-отсутствие авторитета, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению и т.д.). Общественные поручения учащихся класса. Стадия развития группы. 2. Распределение ролей в группе. Наличие в группе формальных (официальных) и неформальных лидеров и анти-лидеров, их степень влияния на класс, отношение к лидерам. Наличие аутсайдеров («отверженных»), причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним одноклассников. Взаимоотношения внутри группы. - Общение между учащимися, дружба, взаимопомощь, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся класса. - Степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, проявления товарищества и дружбы. - Особенности отношений между мальчиками и девочками. - Отношение к успевающим и слабоуспевающим учащимся. - «Трудные» учащиеся, их влияние на одноклассников. Открытость, закрытость, тревожность учащихся. Наличие детей с признаками астенизации, геймеровского мышления, тенденции к леворукости, анорексии, национализму. Наличие детей «группы риска» (склонность к алкогольной, наркотической зависимости, интернет-зависимости). - Степень конфликтности учащихся, её причины. Конфликты в группе и способы их разрешения. - Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Влияние учителей на формирование межличностных отношений в классе. - Наличие микрогрупп в классе: мотивы их объединения (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам и т.д.), отношения между микрогруппами. - Степень организованности, сплочённости класса. 4. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учеников. Ритуалы, символика, сленг класса. 5. Эмоциональный фон, психологический климат в классе. Настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха. Влияние классного руководителя на психологический климат в классе. 6. Место и роль класса в жизни школы. Особенности его взаимоотношений с другими классами. Участие класса в общественной жизни, а также жизни школы. 7. Руководство учебной группой (классом). Личность классного руководителя и его влияние на группу (образование, стаж, длительность работы с данным классом, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся. Подход классного руководителя к решению проблем в классе. Конфликты с учащимися. Методы управления классным коллективом, используемые классным руководителем. Эффективность данных методов. Методы: социометрия, опрос, наблюдение, тесты, контент-анализ, анализ кейсов. III. Содержание и характер совместной деятельности 1. Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости (отличники, неуспевающие), виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация). Мотивация учебной деятельности в классе. Отношение к различным учебным предметам, активность на уроках, подготовленность к урокам. Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся. Формирование мотивации учения классным руководителем и другими педагогами. Дисциплина в классе,отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание). Проблемы поведения на уроках. Случаи конфликтного поведения. Причины нарушений дисциплины.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |