Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стимульный материал с дифференциацией качеств



2015-11-07 737 Обсуждений (0)
Стимульный материал с дифференциацией качеств 0.00 из 5.00 0 оценок




Трудолюбие   Дружелюбие М
Веселость Э Сдержанность Э
Аккуратность Д Общительность Э
Честность М Настойчивость Д
Порядочность М Обаяние Э
Организованность Д Правдивость М
Отзывчивость Э Деловитость Д
Приветливость Э Скромность М
Активность Д Принципиальность М
Исполнительность Д Справедливость М
Искренность Э    

Условные обозначения: Д - деловые качества; М - моральные качества; Э - эмоциональные качества.

 

Обработка и интерпретация результатов

а) Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемыми (5 умножаем на число членов группы).

б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество (поочередно объявляете качества и просите поднять руки, кто выбрал).

в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (П)

г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).

д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.

С=П-M/Н*100%

Например: С=(45-10)/(5*10)*100%=70%

Критерии оценки:

а) С > 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.

в) в остальных случаях - ЦОЕ низкое, оценка 1 балл. В нашем случае ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

 

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов по каждому вопросу отдельно составля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

 

Кто выбирает Кого выбирают
I!
1. А-ва. А. *               2,  
2. Б-ва. К. *              
3. В-ва. В.   *     1,        
4. Д-ва. С.     *          
5. И-ва.В.       *     3,    
6. Ф-ва. А           *      
7. Л-в.В.   3,       *      
8. Н-в.К.               *    
9. О-в.С       1,       *    
10. О-в.О. 1,             *  
11.П-В.С.               *
Количество выбо­ров
Количество взаим­ных выборов

Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр , количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным

числом выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7

2. На основе социоматрицы возможно построение трех социограмм, кото­рые делают возможным наглядное представление социометрии в виде схе-

мы—«мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набрав­шие максимальное количество выборов.

II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.

Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вы­черчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллекти­ве и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

 


Приложение 2



2015-11-07 737 Обсуждений (0)
Стимульный материал с дифференциацией качеств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стимульный материал с дифференциацией качеств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)