Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список основной рекомендуемой литературы



2015-11-07 543 Обсуждений (0)
Список основной рекомендуемой литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи и решения.

Задача 1.

1) Экономика России на конец 2009 года характеризуется следующими показателями:

- потребительские расходы (С) = 29351191, 6 млн. руб.

- инвестиции (I) = 946784,2 млн. руб.

- государственные расходы (G) = 10117,7 млн. руб.

- государственные трансферты (TR) = 1237,5 млн. руб.

- выплаты процентов по государственному долгу (N) = 1134,4 млн. руб.

- налоги (T) = 10117,7 млн. руб.

Рассчитать:

1) частные сбережения;

2) государственные сбережения;

3) стоимость государственных облигаций, и дополнительного количества денег, если известно, что дефицит на 80% финансируется выпуском облигаций.

 

Решение.

1) частные сбережения рассчитываются по формуле:

 

2) государственные сбережения равны:

 

3) отрицательное значение сбережений, означает дефицит государственного бюджета.

Дефицит финансируется выпуском облигаций на 80%.

Оставшаяся часть финансируется за счет выпуска дополнительного количества денег:

 

Задача 2.

 

В стране N номинальный ВВП в базовом году составлял 3000 млн. и в следующем году увеличился на 300 млн. руб. Дефлятор ВВП составляет 1,2. Определить изменение реального ВВП.

 

Решение.

Для начала определяем рост номинального ВВП.

Рост номинального ВВП составляет 10%.

Далее определяем Реальный ВВП.

Задача 3.

 

В прошедшем году страна имела следующие показатели (в денежных единицах): валовой национальный продукт – ; чистые инвестиции частного сектора – ; государственные закупки – ; потребление домашних хозяйств – ;поступление в государственный бюджет прямых налогов – ; косвенных налогов – ; экспорт – ; импорт – . Определить: а) личный располагаемый доход домашних хозяйств ; б) валовую амортизацию ; в) определить государственные сбережения.

 

Задача 4.

 

По данным, приведенным в таб. 1 найти неизвестный показатель:

 

Таблица 1.

 

№ вар.
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?

 

Задача 5.

 

Заработная плата работников – 1800 ден. ед., прибыль корпораций – 300, амортизационные отчисления – 600, рентные доходы составляют 15 % от стоимости вложенных капиталов, косвенные налоги – 300, трансферты – 150, стоимость капиталов – 6000. Рассчитать объем ВВП. Какой способ расчета лежит в основе данного примера?

 

Задача 6.

 

По данным, приведенным в табл. 2 рассчитайте номинальный и реальный ВНП 2008 и 2009 годы, индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера для 2009 года, приняв за базовый 2008 год.

 

 

Таблица 2.

 

Товары
P Q P Q
Масло раст. 60,26 74,32
Яйца кур. 34,89 32,2 40,02 33,4
Сахар 26,63 23,07

 

Контрольные вопросы

 

1. Что представляет собой национальная система счетоводства?

2. Что представляет собой совокупный общественный продукт? В каких конкретных формах он выступает в качестве показателя национальной экономики?

3. Раскройте содержание категорий «конечный общественный продукт» и «промежуточный продукт». В каких формах они существуют?

4. В чем различие между ВВП и ВНП?

5. Какие существуют методы расчета ВВП (ВНП)?

6. Раскройте понятие добавленной стоимости.

7. В чем заключается проблема двойного счета при исчислении произведенного общественного продукта?

8. Какие доходы не принимаются во внимание при расчете национального дохода?

9. Как исчисляется располагаемый доход населения?

10. Какие выплаты называют трансфертными платежами?

11. Напишите основное макроэкономическое тождество и раскройте его содержание.

12. Как рассчитывается номинальный и реальный ВВП (ВНП)?

13. Что представляют собой индексы цен и каково их назначение?

14. Что такое индексы-дефляторы?

15. Чему равен дефлятор ВВП и для чего он применяется в макроэкономических расчетах?

 

Литература

 

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 2,3

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 9.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 24.

4. Долан Э. Макроэкономика Гл. 2,3

5. Долан Э., Кембелл К., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 1.

6. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М., 1996.

Тема №3

Макроэкономическая нестабильность:

экономические циклы, безработица, инфляция

 

План занятия

1. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП

2. Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы

3. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожидаемая инфляция

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы

 

Термины и понятия

 

Экономический цикл. Номинальный ВВП. Потенциальный ВВП. Реальный ВВП. Рабочая сила. Занятые. Безработные. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Инфляция. Дефляция. Эффект Фишера. Кривая Филлипса.

 

Задачи и решения

 

Задача 1.

 

Численность населения РФ на конец 2009 года составляет 141,9 млн. чел.; 22,4 млн. чел. - дети до 16 лет; 156,1 тыс. чел. - люди, находящиеся в длительной изоляции; 10,9 млн. чел. - выбыли из состава рабочей силы; 7,4 млн. чел. - безработные; 4 млн. чел. - занятые не полный рабочий день. Рассчитать: 1) величину рабочей силы; 2) уровень безработицы.

Решение.

 

1) Численность рабочей силы = общая численность населения – численность нетрудоспособных (лица до 16 лет и лица, находящиеся в изоляции) – численность, покинувших рынок рабочей силы. 141,9 – 22,4 – 0,156 – 10,9 = 108,444 млн. чел.

2) Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной к численности экономически активного, в процентах. (7,4/108,444) × 100% = 6,82

Задача 2.

 

Фактическая безработица за 2010 год составила 11. Естественный уровень безработицы за тот же период составил 6. Определить: 1) Величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального, при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,4. 2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 840 млрд. руб., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей.

 

Решение

 

1) Величина относительного отставания фактического ВВП от потенциального находится с помощью закона Оукена:
.

Отставание фактического ВВП составляет 12,5%.

2) Потери ВВП соотносятся с экономическим потенциалом (Y*)

Потери ВВП составляют 120 млрд. руб.

 

Задача 3.

 

Реальный ВВП 2008 г. составил 2600 млрд ден. ед. Дефлятор ВВП в 2009 г. был равен 1,3, а номинальный ВВП – 2800 млрд ден. ед. Определите темп экономического роста и фазу цикла.

 

Задача 4.

 

Дефлятор ВВП увеличился за год с 1,13 до 1,18. Найти темп (уровень) инфляции.

Задача 5.

 

В январе уровень инфляции равен 10 %, в феврале – 20 %. Найти уровень инфляции за два месяца.

 

Задача 6.

 

Имеются следующие данные:

Таблица 3

 

Численность населения страны 100 млн
Дети до 16 лет 11 млн
Из них работает 0,8 млн
Находящиеся в исправительных учреждениях 5 млн
Пациенты психиатрических больниц 3 млн
Пенсионеры 6 млн
Бродяги и бездомные 4 млн
Домашние хозяйки 8,5 млн
Студенты 7 млн
Из них – дневного отделения 5,5 млн
Уволенные и не ищут работу 5 млн
Занятые неполный рабочий день и ищущие работу 1 млн
Находящиеся на больничном 2,3 млн
Уволенные в результате спада в экономике 2,2 млн
Ожидают выхода на работу 1,7 млн
Уволены в результате структурных изменений в экономике   0,9 млн
Уволенные по собственному желанию и ищущие работу   0,8 млн

 

Определите общую численность рабочей силы (L), фактический уровень безработицы (UФ), естественный уровень безработицы (U*). Коэффициент Оукена равен 2,5. Рассчитайте потенциальный ВНП (Y*), если фактический ВНП составляет 2850 млрд руб.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое экономический цикл и какие фазы он проходит?

2. Почему экономические циклы ещё называют деловыми циклами?

3. В чем причина циклических колебаний экономики? Можно ли добиться плавного, нециклического характера экономического развития?

4. Почему в плановой экономике бывшего Советского Союза отсутствовали экономические циклы?

5. Почему существует много теорий, объясняющих причины циклической динамики рыночной экономики? Существует ли среди этих теорий такая, которая лучше всего объясняет причины и характер экономического цикла?

6. Объясните, как каждая из фаз экономического цикла воздействует на экономику. Почему экономисты так уверены в том, что экономические циклы – это механизм развития рыночной экономики?

7. Чем современные циклы отличаются от промышленных циклов классического типа?

8. Дайте определение индекса потребительских цен. Что общего и в чем различия между ним и дефлятором ВВП?

9. Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем открытая?

10. Что вызывает инфляцию спроса?

11. Чем вызывается инфляция издержек?

12. Назовите внутренние и внешние причины инфляции.

13. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

14. Какие антиинфляционные методы государственного регулирования существуют в экономической теории и практике?

15. Каковы причины безработицы в рыночной экономике?

 

Литература

 

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 5,6.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 10.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 15.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 23,32,33.

5. Долан Э. Макроэкономика Гл. 1.

6. Долан Э., Кембелл К., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 17.

7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 4.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 15.

9. Гальперин В.М., Гребенников П.И. , Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Гл. 7,9,10

10. Эклунд К. Эффективная экономика. Гл. 10,11.

 

Тема №4

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

 

План занятия

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию

4. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика

 

Термины и понятия

 

Совокупный спрос. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса и предложения. Классическая и кейнсианская модель совокупного предложения. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

 

Задачи и решения

 

Задача 1

 

На рисунке №1 представлены кривые совокупного спроса (АD1, АD2, АD3) и совокупного предложения(AS1, AS2, AS3). Проанализируйте влияние перемещения кривой совокупного предложения на реальный объем ВВП и уровень цен для каждого из заданных уровней совокупного спроса.

 

Рисунок 1.

 

 


Задача 2.

 

В табл. 3 представлены данные, характеризующие совокупное предложение:

Таблица 3

Уровень цен Произведенный ВНП в реальном выражении

 

Определить, в каких пределах изменяется объем реального ВНП и уровень цен на кейнсианском, промежуточном и классическом участках кривой AS?

Решение.

 

Кейнсианский участок кривой AS характеризуется изменением объема реального ВНП при постоянном уровне цен, поэтому кейнсианскому участку соответствует изменение ВНП от 0 до 1000 при уровне цены 125 единиц. Промежуточный участок характеризуется изменением реального ВНП, сопровождающегося изменением уровня цен. Поэтому промежуточному участку соответствует изменение ВНП от 1000 до 2000 при изменении уровня цен от 125 до 225 единиц. Классический участок характеризуется изменением уровня цен при неизменном (стабильном) объеме ВНП, поэтому классическому участку соответствует изменение уровня цен от 225 до 500 единиц при объеме реального ВНП =2000 единиц.

 

Задача 3.

 

Первоначально экономика находилась в состоянии полной занятости. Уравнение долгосрочной кривой совокупного предложения Y=4000 млрд. руб. Уравнение краткосрочной кривой совокупного предложения P=1,2. Уравнение кривой совокупного спроса
.

В исходном состоянии денежная масса равнялась 1200 млрд. руб. Определить координаты точек равновесия в краткосрочном и дрлгосрочном периодах после увеличения денежной массы на 5%.

 

Задача 4.

 

В табл. 4 представлены данные, отражающие следующие параметры совокупного спроса и совокупного предложения. Выполнить задания.

 

Таблица 4.

 

Совокупный спрос (тыс. ден. ед.) Уровень цен (ден. ед.) Совокупное предложение (тыс. ден. ед.)

Задание 1. Используя данные табл. 4, построить графики совокупного спроса и совокупного предложения.

1) Определить равновесный уровень цен и равновесный объем ВНП.

2) Почему уровень цен в 150 тыс. ден. ед. не является равновесным для данной экономики?

Задание 2. Предположим, что покупатели готовы приобрести товары еще на 200 тыс. ден. ед. при каждом данном уровне цен (дополнительно).

1) Какие факторы могут привести к такому изменению в совокупном спросе?

2) Каким будет новый равновесный уровень цен и равновесный объем совокупного предложения?

 

Задача 5.

 

Увеличение реального ВВП с 270 до 280 усл. ден. ед. можно добиться без повышения уровня цен. Можно ли добиться без повышения уровня цен увеличения реального ВВП:

а) с 240 до 250 усл. ден. ед.;

б) с 300 до 310 усл. ден. ед.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте понятие и содержание совокупного спроса.

2. Какие существуют теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса?

3. Какую функциональную зависимость выражает кривая совокупного спроса?

4. Почему при объявлении конфигурации кривой совокупного спроса используется феномен реальных, а не номинальных денежных запасов?

5. В чем отличие совокупного спроса от спроса, рассматриваемого в курсе микроэкономики?

6. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос? Опишите механизм влияния каждого из них.

7. Каково определение категории «совокупное предложение»?

8. Каковы особенности совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах?

9. В чем заключается специфика кривой совокупного предложения? Дайте характеристику кейнсианского, классического и промежуточного её участков.

10. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение и каков механизм их влияния?

11. В каких пределах меняется объем реального ВВП на каждом из трех участков кривой совокупного предложения?

12. От чего зависят границы потенциального объема производства?

13. Что означает равенство совокупного спроса и совокупного предложения и каковы практические возможности применения данной модели равновесия (в том числе в российской экономике)?

14. Почему, с точки зрения кейнсианцев, цены и заработная плата эластичны лишь в сторону повышения? Почему это явление получило название «эффекта храповика»?

 

Литература

 

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 8.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 11.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 30.

4. Долан Э. Макроэкономика Гл. 4.

5. Долан Э., Кембелл К., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 17.

6. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 16,18.

7. Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. – М., 1996. Очерк 6.

 

Тема №5

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.

Кейнсианская модель расходов и доходов

 

План занятия

1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции

2. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства

3. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы

4. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-AS и Кейнсианского креста.

 

Термины и понятия

 

Классическая экономическая теория. Кейнсианская экономическая теория. Потребительские расходы. Сбережения. Инвестиции. Несоответствие планов инвестиции и сбережения. Функция сбережения. Функция потребления. Крест Кейнса. Парадокс бережливости.

 

Задачи и решения.

 

Задача 1.

 

Функция потребления имеет вид: C=100+0,25Yd (располагаемого дохода). По данным табл. 5 рассчитайте:

а) потребительские расходы и сбережения при каждом данном значении Yd (в ден. ед.);

б) среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережению;

в) предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению.

 

 

Таблица 5.

 

Yd C S APC MPC APS MPS
           

 

Решение.

 

а) потребительские расходы (С) определяют, решая уравнение C= 100+0,25Yd при каждом заданном значении Yd. Сбережения (S) определяют исходя из равенства Yd=C+S, откуда S=Yd−C при каждом значении Yd.

Например: С=100+0,25×200=150; S=200−150=50

C=100+0,25×400=200; S=400−200=200

C=100+0,25×600=250; S=600−250=350 и т.д.

 

Полученные значения C и S заносят в табл. 5,а.

Таблица 5,а

 

Yd C S APC MPC APS MPS
0,75 0,5 0,42 0,38 0,35 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,58 0,62 0,65 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75

 

б) среднюю склонность к потреблению (APC) и среднюю склонность к сбережению (APS) определяют по формулам:

Или APS можно определить исходя из макроэкономического выражения: APC+APS=1, отсюда APS=1−APC. Например: S=1−0,75=0,25;

в)предельную склонность к потреблению (MPC) и предельную склонность к сбережению (MPS) определяют по формулам:

 

Так как изменения в потреблении и в доходе имеют устойчивый характер в условии задачи, т.е. ΔС=50 и ΔYd=200 всегда, то и .

Или исходя из выражения MPC+MPS=1, MPS=1−MPC=1−0,25=0,75.

Иначе предельную склонность к потреблению (MPC) можно определить по заданной функции C=100+0,25Yd, где значение 0,25 и есть MPC, т.е. MPC=0,25 согласно простейшей кейнсианской функции потребления вида C=Ca+MPC×Yd.

Результаты произведенных расчетов, помещенные в табл. 4.1,а, позволяют сделать следующие выводы:

1) с ростом располагаемого дохода (Yd) возрастают и потребление (С), и сбережения (S), но в разной степени;

2) доля дохода, направляемая на потребление (APC), уменьшается в соответствии с «основным психологическим законом»; доля дохода, образующая сбережения (APS), возрастает;

3) величина предельной склонности к потреблению MPC=0,25 характеризует прирост потребительских расходов (С) на единицу прироста располагаемого дохода (Yd);

4) MPC(0,25)<APC(от 0,75¸0,35).

 

Задача 2.

 

Экономика описана следующими данными: E(AD)=C+I; Y=C+I; C=100+0,2Y; I=60 ден. ед.

Определите:

а) равновесный уровень дохода;

б) равновесный уровень сбережений и потребления;

в) величину избыточных планируемых расходов (совокупного спроса) при фактическом объеме выпуска 120 ден. ед.;

г) изменение равновесного выпуска, если прирост автономных инвестиций в экономику составит 40 ден. ед.; значение мультипликатора инвестиций;

д) покажите изменение равновесия, заданное в пункте г), графически.

 

Решение.

 

а) равновесный уровень дохода (выпуска) определяют в результате решения уравнения:

Y=C+I=100+0,2Y+60; Y=200 ден. ед.

б) в равновесии соблюдается равенство S=I, т.е. равновесный уровень сбережений S=60. Равновесный уровень потребления равен: С=Y−S=200−60=140. Или равновесный уровень потребления определяют по заданной функции потребления с подстановкой в неё значения Y=200:

C=100+0,2×200=140 ден. ед.

в) при фактическом объеме выпуска Y=120 величину планируемых совокупных расходов (спроса) определяют по заданному уравнению:

E(AD)=C+I=100+0,2×120+60=184 ден. ед.

Избыточные планируемые совокупные расходы (спрос) составят: 184-120=64 ден. ед.

В условиях товарного дефицита на рынке благ (AD 184 > AS 120) будет иметь место незапланированное сокращение запасов продукции, направленное на удовлетворение избыточного спроса.

г) прирост автономных инвестиций на величину ΔI=40 ден. ед. обусловит установление нового состояния равновесия, которому будет соответствовать новый равновесный уровень дохода (выпуска), рассчитанный путем решения заданного уравнения в новых условиях:

Y=C+II=100+0,2×Y+60+40; Y=250 ден. ед.

То есть равновесный выпуск возрастает на величину:

ΔY=250−200=50 ден. ед.

Мультипликатор инвестиций (mI) равен:

, отсюда ΔY=mI×ΔI=1,25×40=50 ден. ед.

Это значит, что каждая денежная единица прироста инвестиций вызвала прирост выпуска продукции, в 1,25 раз больший.

д) графически эта ситуация сопровождается сдвигом кривой планируемых расходов E=C+I вверх в положение E=C+II и перемещением равновесия из точки А в точку В (рис.2).

 

 

Рис. 2.Изменение равновесия в условиях роста инвестиций

 

 

Задача 3.

 

Функция потребления задана уравнением: C=100+0,2Yd.

а) рассчитайте потребительские расходы и сбережения при заданных значениях располагаемого дохода (Yd): 100; 200; 300;

б) постройте графики потребления и сбережения;

в) определите равновесный объем Yd;

г) определите величину мультипликатора расходов.

 

Задача 4.

 

Экономика характеризуется следующими данными:

Y=C+I+G+Xn; C=200+0,8Yd (где Yd – располагаемый доход);

I=150+0,2Y; G=200; t=0,2; Xn=150−0,04Y.

Рассчитайте:

а) равновесный уровень дохода;

б) величину мультипликатора автономных расходов.

 

Задача 5.

 

Функция потребления задана уравнением: С=80+0,5Yd.

а) заполните таб. 6;

 

Таблица 6.

 

Доход (Yd) Потребление (С) Сбережения (S)
   

 

б) постройте график потребления;

в) проведите линию под углом 45o (биссектрису). Рассчитайте: при каких уровнях располагаемого дохода (Yd) затраты на потребление равны, меньше и больше его объема.

 

Задача 6.

Экономика описана следующими данными:

Y=C+I+G+Xn; C=600+0,8Yd (где Yd – располагаемый доход); I=300+0,2Y; Xn=300−0,02Y; G=300; t=0,6.

Рассчитайте:

а) равновесный уровень дохода;

б) величину мультипликатора автономных расходов.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть принципа эффективного совокупного спроса? Какой объем спроса является эффективным?

2. Какова экономическая роль государства, вытекающая из принципа эффективного спроса?

3. Что понимается под потреблением и сбережением?

4. Какой характер носит зависимость между объемом потребления, сбережениями и доходом?

5. Что характеризуют функции потребления и сбережения? Как графически изображаются функции потребления и сбережения?

6. Что означают «отрицательные сбережения»?

7. Как рассчитываются и что характеризуют средние и предельные склонности к потреблению и к сбережению? Как они влияют на совокупный спрос?

8. Какова динамика показателей средней склонности к потреблению и к сбережению с ростом дохода?

9. В чем состоит отличие автономных инвестиций от индуцированных?

10. Какова зависимость между ставкой процента и объемом инвестиций?

11. Какова роль инвестиций в макроэкономике?

12. В чем сущность теории мультипликатора?

13. Что понимается под мультипликативным эффектом инвестиций в экономике? Что такое «вторичное», «третичное» потребление?

14. Как определяется мультипликатор инвестиций?

15. Как определяется мультипликатор автономных расходов и что он выражает?

16. Каковы условия достижения равновесия в модели «сбережения-инвестиции»?

17. Каковы условия равновесия в кейнсианской модели «расходы-доходы» («кейнсианский крест»)? Показать графическую интерпретацию модели.

18. Что показывает линия под углом 45 градусов (биссектриса) в модели «кейнсианский крест»?

 

Литература

 

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 12,13.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, § 1-3, гл.8, гл. 9, § 1.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 25.

5. Долан Э. Макроэкономика Гл. 5,6.

6. Долан Э., Кембелл К., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, § 1-3.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 18.

9. Гальперин В.М., Гребенников П.И. , Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Гл. 3.

 

 

Тема №6

Бюджетно-налоговая политика

 

План занятия

1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов

2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

4. Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

 

Термины и понятия

 

Фискальная политика. Мультипликатор государственный расходов. Мультипликатор налогов. Предельная налоговая ставка. Бюджетный излишек. Дискреционная и недискреционная политика. Циклический и структурный дефицит бюджета. Монетизация дефицита. Сеньораж. Монетизация дефицита.

 

 

Задачи и решения.

 

Задача 1.

 

На рынке продается 100 млн л бензина по цене 26,5 руб./л. После введения акциза 2,4 руб./л цена бензина выросла на 10 %, а объем продаж снизился на 8 %. Определите:

а) какую сумму получает государство в виде акцизов с данного рынка;

б) на какую величину изменилась выручка продавцов бензина (без учета акциза).

 

Решение.

Сокращение объема продаж после введения акциза соста­вило:

100 млн л ∙ 0,08 = 8 млн л.

Объем продаж равен:

100 млн л - 8 млн л = 92 млн л.

 

Доход государства от акциза составляет:

2,4 руб./л ∙ 92 млн л = 220,8 млн руб.

Выручка продавцов до введения акциза:

26,5 руб./л ∙ 100 млн л = 2650 млн руб.

Цена после введения акциза:

26,5 руб./л ∙ 1,1 = 29,15 руб./л.

Выручка после введения акциза:

29,15 руб./л ∙ 92 млн л = 2681,8 млн руб.

Чистая выручка продавцов (за вычетом акциза):

2681,8 млн руб. - 92 млн руб. = 2589,8 млн руб.

Выручка продавцов после введения акциза уменьшилась:

2650 млн руб. – 2589,8 млн руб. = млн руб.

Ответ: а) 220,8 млн руб.; б) 60,2 млн руб.

 

Задача 2.

 

Заработная плата работника равна 130 тыс. руб. в год. Если налоговая база для работника нарастающим итогом с начала года составляет до 100 тыс. руб., то ставка Единого социального налога составляет 35,6 %. Если же данная налоговая база — в интервале от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., то ставка Единого социального налога составляет 20 %. Найти величину Единого социального налога.

Решение.

Налог с дохода 100 тыс. руб. равен:

0,356 ∙ 100 = 35,6 (тыс. руб.).

Заработная плата работника превышает порог 100 тыс. руб. на 30 тыс. руб. Налог с этой суммы равен:

0,2 ∙ 30 = 6 (тыс. руб.).

Итак, величина Единого социального налога равна:

35,6 + 6 = 41,6 (тыс. руб.).

Отметим, что отношение налога к доходу равно:

41,6 : 130 = 0,32 или (32 %).

Ответ: 32 %.

 

Задача 3.

 

Госу­дарственные расходы (G) в стране составляют 2 000 ден. ед., а доходы определя­ются как сумма налоговых поступлений: Т = 0,2Y. Фактический равновесный уровень дохода составляет 7 500 ден. ед. Уровень цен постоянен и равен 1. Потенциальный уровень дохода составляет (YP) 9 500 ден. ед.

1. Определите величины структурного и циклического дефицита государственного бюджета.

2. Чему будет равен новый равновесный объем дохода, если при предельной склонности к потреблению MPC = 0,75:

а) государственные расходы увеличатся на 250 ден. ед.;

б) налоги уменьшатся на 250 ден. ед.?

 

Задача 4.

 

Госу­дарственные расходы в стране составляют 2000 ден. ед., а доходы определя­ются как сумма налоговых поступлений: Т = 0,4Y. Фактический объем производства составляет 4000 ден. ед. Уровень цен постоянен и равен 1. Потенциальный объем производства составляет 5500 ден. ед.

1. Определите величины структурного и циклического дефицита государственного бюджета.

2. Чему будет равен новый равновесный объем производства, если при предельной склонности к потреблению MPC = 0,8:

а) государственные расходы увеличатся на 200 ден. ед.;

б) налоги уменьшатся на 200 ден. ед.?

 

Задача 5.

Предположим объем государственных закупок составляет 700 млрд. руб.; налоговые поступления в бюджет T=0,4Y; государственные трансферты TR=0,3Y; уровень цен P=1. Государственный долг равен 1500 млрд. руб. Фактический объем выпуска равен 2500 млрд. руб., а потенциальный ВВП равен 3000 млрд. руб.

Определите величину структурного дефицита государственного бюджета.

З



2015-11-07 543 Обсуждений (0)
Список основной рекомендуемой литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список основной рекомендуемой литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)