Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Понятие и принципы бюджетного федерализма. Организация бюджетной системы Российской Федерации





ВВЕДЕНИЕ

Бюджет, занимая центральное положение в финансо­вой системе страны и являясь главной составляющей госу­дарственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функ­ций органов государственной власти, но и основа его сувере­нитета.

Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетно-налогового устройства государства зак­лючается в нормативно-законодательном установлении бюд­жетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного про­цесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполне­ние бюджетов), методов частичного перераспределения бюд­жетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и ре­гионами.

Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Проблема бюджетного федерализма это не только и столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Понятие и принципы бюджетного федерализма. Организация бюджетной системы Российской Федерации

Государственная бюджетная система и система общественных (государственных и муниципальных) финансов в целом могут рас­сматриваться в качестве одного из основных экономических меха­низмов государственного регулирования регионального развития. В государствах с федеративным устройством, каковым является и Россия, построение бюджетной системы опирается на принципы бюджетного федерализма.



Под бюджетным федерализмом понимают систему отношений между различными уровнями власти (федеральным, региональным и местным) по поводу разграничения их бюджетно-налоговых пол­номочий и распределения и перераспределения бюджетных дохо­дов и расходов.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

ü наличие у каждого уровня власти самостоятельного бюдже­та, что предполагает: закрепление за каждым уровнем соб­ственных источников доходов; право самостоятельно опре­делять направления их расходования; недопустимость изъ­ятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюд­жеты; право на компенсацию расходов, возникающих в ре­зультате решений, принятых вышестоящими органами власти; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов;

ü законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между федеральными, региональны­ми и местными органами власти;

ü соответствие финансовых ресурсов органов власти выпол­няемым ими функциям, обеспечиваемое средствами верти­кального и горизонтального выравнивания доходов ниже­стоящих бюджетов;

ü регулируемые межбюджетные отношения с использовани­ем формализованных методов предоставления финансовой помощи нижестоящим уровням и регламентированных процедур предотвращения межуровневых конфликтов в сфере налогово-бюджетных отношений.

Бюджетная система Российской Федерации является трехуров­невой и представляет собой совокупность федерального бюджета (федеральный уровень), бюджетов субъектов Российской Федерации (региональный уровень) и бюджетов муниципальных образований (местный уровень.

С 2005 г. в результате приведения налогово-бюджетного законодательства в соответствие с положениями реформы территори­ального управления (получившей во второй половине 2003 г. зако­нодательное закрепление в виде принятия федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) и «О вне­сении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации"» (№ 95-ФЗ от 4 июля 2003 г.)) на местном уровне формируется двухуровневая система бюджетов выделени­ем уровня муниципальных районов и подчиненного им уровня поселений.

Одним из важнейших условий реализации принципов бюджет­ного федерализма является эффективная организация межбюджет­ных отношений, т.е. взаимодействия между бюджетами разных уровней — федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований (муниципальных райо­нов, городских округов, городских и сельских поселений).

Перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами раз­ных уровней (бюджетное регулирование) может осуществляться:

ü путем передачи частей налогов, закрепленных налоговым законодательством за бюджетами того или иного уровня, с одного уровня на другой — так называемое вертикальное бюджетное регулирование;

ü путем выделения финансовой помощи и иных безвозмезд­ных и безвозвратных перечислений (так называемых меж­бюджетных трансфертов) от одного уровня бюджетной системы другому — в форме дотаций, субвенций, субсидий и пр. — так называемое горизонтальное бюджетное регули­рование;

ü в форме предоставления средств на возвратной основе (бюджетных кредитов).

Законодательную основу налогово-бюджетной системы России составляют Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. При построе­нии бюджетной системы на принципах бюджетного федерализма центральное место занимает вопрос о межуровневом разграниче­нии бюджетных доходов и расходных полномочий.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)