Понятие и принципы бюджетного федерализма. Организация бюджетной системы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе страны и являясь главной составляющей государственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетно-налогового устройства государства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов), методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами. Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Проблема бюджетного федерализма это не только и столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Организация бюджетной системы Российской Федерации Государственная бюджетная система и система общественных (государственных и муниципальных) финансов в целом могут рассматриваться в качестве одного из основных экономических механизмов государственного регулирования регионального развития. В государствах с федеративным устройством, каковым является и Россия, построение бюджетной системы опирается на принципы бюджетного федерализма. Под бюджетным федерализмом понимают систему отношений между различными уровнями власти (федеральным, региональным и местным) по поводу разграничения их бюджетно-налоговых полномочий и распределения и перераспределения бюджетных доходов и расходов. Основными принципами бюджетного федерализма являются: ü наличие у каждого уровня власти самостоятельного бюджета, что предполагает: закрепление за каждым уровнем собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов; ü законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между федеральными, региональными и местными органами власти; ü соответствие финансовых ресурсов органов власти выполняемым ими функциям, обеспечиваемое средствами вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов; ü регулируемые межбюджетные отношения с использованием формализованных методов предоставления финансовой помощи нижестоящим уровням и регламентированных процедур предотвращения межуровневых конфликтов в сфере налогово-бюджетных отношений. Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой и представляет собой совокупность федерального бюджета (федеральный уровень), бюджетов субъектов Российской Федерации (региональный уровень) и бюджетов муниципальных образований (местный уровень. С 2005 г. в результате приведения налогово-бюджетного законодательства в соответствие с положениями реформы территориального управления (получившей во второй половине 2003 г. законодательное закрепление в виде принятия федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» (№ 95-ФЗ от 4 июля 2003 г.)) на местном уровне формируется двухуровневая система бюджетов выделением уровня муниципальных районов и подчиненного им уровня поселений. Одним из важнейших условий реализации принципов бюджетного федерализма является эффективная организация межбюджетных отношений, т.е. взаимодействия между бюджетами разных уровней — федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней (бюджетное регулирование) может осуществляться: ü путем передачи частей налогов, закрепленных налоговым законодательством за бюджетами того или иного уровня, с одного уровня на другой — так называемое вертикальное бюджетное регулирование; ü путем выделения финансовой помощи и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений (так называемых межбюджетных трансфертов) от одного уровня бюджетной системы другому — в форме дотаций, субвенций, субсидий и пр. — так называемое горизонтальное бюджетное регулирование; ü в форме предоставления средств на возвратной основе (бюджетных кредитов). Законодательную основу налогово-бюджетной системы России составляют Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. При построении бюджетной системы на принципах бюджетного федерализма центральное место занимает вопрос о межуровневом разграничении бюджетных доходов и расходных полномочий.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |