Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аннотация. Учебно-научный и научно-информационный реферат





Аннотация (отлат. annotatio — замечание) (спец.) — «краткая характеристика документа, его части или группы текстов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей».

Аннотация, являясь жанром функционального стиля научной и технической литературы, наряду с общими закономерностями, присущими данному стилю, имеет свои специфические особенности.

Сущность и назначение аннотации заключаются в том, что она даёт сжатую характеристику самого источника информации и отвечает на вопрос, о чём говорится в первичном документе.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста (статьи, документа, книги), а даёт самое общее представление о его содержании.

Составление аннотаций (аннотирование) представляет собой процесс переработки первичных документов с целью их анализа и извлечения необходимых сведений. Аннотация даёт читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации.

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие, характеризующие документ в целом и рассчитанные на широкий круг потребителей, и специализированные, характеризующие документ лишь в определённых аспектах и рассчитанные на узкий круг специалистов.

В специализированных аннотациях особенно подчёркивается то, что имеет отношение к определённой тематике и узкой области знаний.

Структурно аннотация любого вида состоит из:.

§ библиографического описания;

§ текста аннотации,

§ указания на адресат аннотируемого текста.

Библиографическое описание даёт исходную информацию о первичном документе. Текст аннотации дополняет информацию, данную в библиографическом описании, и включает сведения о содержании произведения печати, его авторе и достоинствах произведения.

Текст аннотации, может быть, развёрнут и включать следующие сведения:

- тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и т.п.);



- задачи, поставленные автором аннотируемого документа;

- метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников);

- принадлежность автора к определённой научной школе или направлению;

- структуру аннотируемого документа;

- предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора;

- характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Если аннотируемый документ посвящён новым или малоизученным проблемам или если в нём используется новая или редко употребляемая терминология, то в аннотацию в силу этого иногда включаются и краткие сведения по существу рассматриваемой проблемы, даётся толкование терминов.

При необходимости приводятся сведения об авторе (авторах).

В аннотации указывается, что нового несёт в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании — что отличает данное издание от предыдущего). В этом суть основного содержания аннотации.

В то же время справочные аннотации должны быть предельно краткими, состоящими из нескольких слов или небольших фраз.

Основная ошибка при составлении аннотации — избыточность информации. В целях предупреждения этой ошибки следует избегать повторения информации, содержащейся в библиографическом описании документа, лишних фраз, не несущих основной информации, вводных слов и вводных предложений, сложных придаточных предложений.

 

Реферирование представляет собой сложный интеллектуальный процесс сбора информации в р. н. - личных научных текстах, её осмысления, преобразования и создания нового (вторичного) текста. Это один из наиболее сложных видов самостоятельной работы в научной, переводческой и особенно учебной деятельности. Процесс составления реферата, текста реферата, представляет собой свёртывание (компрессию) научной информации (основной процесс аналитико-синтетической переработки материала), направленный на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую проблемную информацию и представить её в новой краткой форме в соответствии с целевым назначением выбранного документа — реферата по принципу «минимум знаков — максимум информации».

Проблема свёртывания (компрессии) научной информации — проблема сложная, решение которой зависит от решения многих других проблем.

Свёртывание (компрессия) научной информации представляет собой довольно сложную область деятельности, где сходятся не только специальные (научные и технические), но и многие другие проблемы, связанные с лингвистическими аспектами языка, психикой человека, теорией информации.

К типичным ошибкам процесса свёртывания текста могут быть отнесены:

- избыточная информация;

- неоправданная потеря (не включение в текст реферата) необходимой информации;

- ненужное дублирование словесной информации;

- искажение смысла первоисточника;

- отсутствие логики в подаче информации (отсутствие логического комплексирования).

- Подобные ошибки встречаются даже в опубликованных рефератах, особенно избыточная информация.

Цель реферата — передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в реферируемом документе. Поэтому избыточной в реферате можно считать как информацию уже известную читателю (ранее опубликованную), так и новую информацию, если она не относится к теме. В тексте реферата не излагается история вопроса (достаточно упомянуть о наличии в работе таких сведений). Ссылки на опубликованные работы приводятся лишь тогда, когда это связано с установлением приоритета, если документ является продолжением ранее опубликованных материалов или в нём эти материалы обсуждаются. Выполнение всех этих требований и представляет трудность реферирования. Еще М. В. Ломоносов определял работу по реферированию как «труд тяжёлый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передавать вещи известные и истины общие, но чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».

Реферат (от лат. reffere — докладывать, сообщать) (спец.) — «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему».

Реферат как жанр научной литературы, помимо общих закономерностей функционального стиля научной и технической литературы, имеет частные особенности, присущие данному жанру в отличие от других жанров этого стиля, что обусловлено функцией реферата, его информационным назначением.

В отличие, например, от жанра статьи, в реферате нет той научной обстоятельности изложения, которая характерна для научной статьи. В нём нет развёрнутых доказательств, рассуждений, сравнений, сопоставлений и обсуждений результатов, оценок, так как это — действенное средство убеждения читателя, а назначение реферата передать что-то, а не убеждать в чём-то.

Сущность и назначение реферата заключаются в кратком изложении (с достаточной полнотой) основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, содержащейся в первичном документе.

Аннотация отвечает на вопрос: О чём текст (статья, документ, книга)?

Реферат отвечает на вопрос: Что нового сообщается в тексте (статье, документе, книге)? В нём излагается основное содержание первичного текста (или нескольких текстов).

Реферированию подлежит преимущественно научная и техническая литература, в которой содержится новая информация, на остальные виды публикации, как правило, составляются только аннотации. Реферат в большинстве случаев не предназначен для замены первоисточника. Он только помогает читателю отобрать нужную ему литературу и даёт основные сведения о содержании первичного документа.

Объём реферата определяется содержанием первичного документа, количеством сведений и их научной ценностью и/или практическим значением; средний объём текста реферата: 500 печатных знаков — для заметок и кратких сообщений; 1000 печатных знаков — для большинства статей, патентов; 2500 печатных знаков — для документов большего объёма; в рефератах на произведения печати по общественным наукам допускается больший объём (иногда объём таких рефератов не регламентируется); средний объём рефератов ИНИОН - 5000-6000 печатных знаков, в случае важности, информативности, актуальности источника или его труднодоступное™ объём реферата может достигать 12 000 печатных знаков и более.

Различают следующие виды рефератов.

По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на информативные (рефераты-конспекты), содержащие в обобщённом виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения, и индикативные (указательные, или рефераты-резюме), содержащие не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, всё второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, и обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

ВИДЫ РЕФЕРАТОВ

продуктивные репродуктивные
реферат-обзор реферат-доклад реферат-резюме реферат-конспект

 

Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад даёт анализ информации, приведённой в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяют три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)