Лексика и фразеология
Й семестр Тема №1 Знакомство. Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи Задание 1. Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.(2 балла) 1.Парень один из Крылатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся. 2.Есть карманники – «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки – «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и… наша традиционная беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» – лезвием отечественного производства. 3.Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США. 4.Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она и не пользуется репутацией надежной защиты. 5.Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну, а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям», - дозволено все – от мордобоя до сексуального насилия. 6.К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией». 7.Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной озвучкой своих материалов без ссылки на источники. 8.Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания - ложь. 9.Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения. Информации газеты сталкиваются с телевизионной озвучкой своих материалов без ссылки на источники.
Задание 2. В отрывке из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» найдите диалектизмы. Попробуйте объяснить их значение.(2балла) Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник. - А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы. - Варила. Иди к баркасу, я зараз. Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе. - Куда править? - К Черному яру. С пробуем возле энтой карши, где надысь сидели. Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом. - Не будет, батя, дела… месяц на ущербе. - Серники захватил? - Ага. - Дай огню. Старик закурил, поглядывая на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.
Задание 3. Приведите примеры диалектизмов, употребляемые в вашей местности.(1балл)
Задание 4. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы, используя слова для справок(3балла) Слова для справок:агрЕссор, алфавИт, баловАть, бан[д’э]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕдание, горькА, грУбы, закУпоривать, клАла, клАли, прИданы, прожитА.
Задание 5. Распределите слова в две колонки: архаизмы и историзмы. Объясните значение данных устаревших слов, в случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.(1балл) Аршин, алтын, агнец, вершок, ведать, внимать, врата, верста, грясти, дщерь, днесь, сажень, пуд, фунт, ланиты, зело, пиит, ратай, гривна, курсистка, челобитная.
Тема №2 Русский язык как мировой и официальный язык в КР. Лексика и фразеология. Задание 1. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания. (1балл) Бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, конструктор, инспектор, лектор, трактор, торт, цех.
Задание 2. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющий выразить ваше отношение к предмету или адресату речи. (3балла) Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла; вопрос жизни или смерти; ворон считать; вспоминать добром; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава; золотые руки; козел отпущения; мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; открыть Америку; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.
Лексикография
Задание 1. Определите, к какому типу словарей нужно обратиться в данных примерах. Отметьте знаком (+) выбор словаря.(2балла)
Тема №3
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |