Создание средних профессиональных учебных заведений в Самарской губернии
Автор материала: С/у Александр Бузаев Создание средних профессиональных учебных заведений в Самарской губернии происходило в рамках общероссийских реформ в сфере образования с 1880-х годов. В Самаре, как губернском городе, принадлежащим к Казанскому учебному округу, возникли очаги крупного промышленного производства. Активно развивалось здесь металлургическое, химическое текстильное производство и производство строительных материалов. Не теряли своего значение традиционные самарские отрасли пищевой промышленности – мукомольное, пивоваренное, сахарорафинадное и винокуренное. Крупные городские предприятия, такие как механический завод Лебедева, чугунолитейный завод Молчанова, заводы Шестернёва, Тимашевский и Богатовский сахарорафинадные заводы и знаменитый пивоваренный завод Фон-Вакано1, увлекаемые тенденциями капиталистической экономики, стремились модернизировать и сделать более эффективными свои производства, поэтому остро нуждались в квалифицированных рабочих, готовых осваивать новые технологические решения на практике. Образование всех ступеней в конце девятнадцатого начале двадцатого века находились в ведении органов местного самоуправления (земства). В финансовых планах земств спонсирование образование было одной из важнейших статей расходов. Единственное, что мешало – отсутствие отвечающей требованиям того времени система распределения расходов на профессиональное образование между губернскими и уездными земствами. В одних губерниях земство почти не принимали участия в несении этих расходов, в других брали на себя почти полностью. Больше остальных на образование тратили уездные земства Самарской, Полтавской, Екатеринославской, Пермской и Вятской губерний. В Самарской губернии при помощи земств было создано сельскохозяйственное училище и учреждена Самарская фельдшерско-акушерская школа и учительская семинария. ________________________________ 1. ГАСО. Ф. 190 ОП.1.т Д.23. Л.1 Кроме открытия за свой счёт учебных заведений земство по мере возможности поддерживали студентов и выдавало им стипендии. Студенты, получавшие стипендии, после окончания учебных заведений должны были либо отслужить определённый срок на службе земству, либо возвратить затраченные на них средства. Таким образом земство решало две проблемы – подготовки специалистов, необходимых земству и помощи служащим, которые не смогли сыскать средств для обучения детей. Часто финансовую помощь самарским училищам оказывали меценаты и горожане, особенно помогали коммерческим училищам. В первый год существования коммерческого училища горожанами было пожертвовано 510рублей 20 копеек на учебные пособия. Глава попечительского совета А.Г Курлин пожертвовал 5222 рубля 40 копеек и член Попечительского Совета И.Я Соколов – 1800 рублей. Количество и источники финансирования учебных заведений говорит о потребности общества в специальном образовании и о нежелании правительства заниматься в плотную средней ступенью образования. Большое количество частных вкладов в образовательное дело поставило средние профессиональные учебные заведения в неустойчивое материальное положение. Часто их существование зависело именно от частных лиц. Все средства учебных заведений делились на две части – одна из них лежала на сберегательной книжке под проценты, другая была в обороте на текущие расходы. Та часть средств, что лежала на сберегательной книжке была своего рода экстренным фондом, призванным в случае чего, обезопасить учебное заведение от кризиса, банкротства или неожиданной потери здания учебного заведения. В текущие расходы входили заработные платы преподавателям и служащим училищ, расходы на продовольственные и хозяйственные нужды, ремонт зданий и имущества, канцелярские расходы. В финансовый план многих учебных заведений существовала статья для непредвиденных и единовременных расходов. Непредвиденные расходы – потеря или порча имущества, единовременные – строительство своего здания для училища, обновление библиотек и выдача студентам новых учебных пособий. Помимо финансовой поддержки существовала и иная. В Самаре многие купцы предоставляли свои дома для размещения училищ, родители помогали в функционировании учебного заведения и помогали решать насущные вопросы. Еще одной статьёй дохода учебного заведения было платное обучение. В коммерческих училищах платили от 60 до 80 рублей за год обучения, в сельскохозяйственном училище оплата обучения зависела от категории студента. Проживающие в общежитии платили 150 рублей, не пользующиеся услугами столовой – 75 рублей, только обучающиеся – 20 рублей. С каждого поступившего на обучение взималась единовременная плата в 25 рублей для страховки имущества учебного заведения от порчи или утраты его воспитанником. Если студента по каким-либо причинам отчисляли, на эти деньги его возвращали домой. Если за срок обучения ничего не произошло, деньги возвращались. В Самарском железнодорожном училище изначально обучение было бесплатным, с начала двадцатого века стоимость обучения составила 6-8 рублей в месяц.1 Одной из проблем на данном этапе развития профессионального образование было размещение учебного заведения. Земства поддерживало свои учреждения – учительскую семинарию, фельдшерско-акушерскую школу, сельскохозяйственное и железнодорожное училища. Железнодорожное училище расположилось прямо возле станции, Самарское сельскохозяйственное училище расположилось на станции Кинель, помимо учебного здания для него была выделена земля для поля, садов, лесополосы, надворных построек и даже для фермы. Фельдшерско-акушерская школа _ 1. Климанова Е. С.
расположилась непосредственно в здании земской больницы. Для коммерческих училищ здания городскими и земскими управами не выделялись. Открывались они за счет частной и общественной инициативы и должны были сами о себе заботиться. Поэтому коммерческие училища часто переезжали.1 Руководство училищами осуществлялось попечительскими советами и директорами. Причем директора играли большую роль в земских учебных заведениях, а попечительский совет в коммерческих. В их ведении находилась вся хозяйственная часть, вопросы финансирования и привлечения средств на содержания учебных заведений, подбор преподавательского состава и иных сотрудников, выдача заработных плат персоналу и стипендий студентам, ведение отчетной и иной документации. Все учебные заведения средней профессиональной ступени образования руководствовались в своей деятельности принятыми уставами которые имели свои регламентационные нормы. Каждый документ утверждался соответствующим отраслевым или образовательным министерством в соответствии с существующим на на то время законодательством. В этой сфере тоже своё влияние имел вопрос финансирования. Если учебное заведение открывалось за счет частной инициативы, то государство законодательно оформляло передачу прав на его открытие частным лицам и общественным организациям. Открытие нового учебного заведения для самарцев было праздничным событием. Нередко в храмах служили специальные службы, высокопоставленные духовные лица давали своё напутствие студентам. Кроме духовенства при открытии всегда присутствовали представители светской власти: земские, городские и думские деятели, политики.2 __1. Климанова Е.С с. 106. 2.Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.-Самара, 1877. Возрастной ценз для поступающих в средние профессиональные училища был примерно одинаков. В коммерческие училища принимали мальчиков и девочек 11-13 лет, в среднее сельскохозяйственное и железнодорожное училища только мальчиков 14-18 лет. В учительскую семинарию набирали в основном юношей 16-18 лет. Исключением из всех правил была фельдшерско-акушерская школа, в неё принимали молодых людей и девушек с 16 до 30 лет, а с 1905 года до 35 лет1. Учащиеся делились на полностью находящихся на иждивении учебного заведения и проживающих в общежитии пансионеров, полупансионеров – находящихся на различного рода частичном обеспечении и на приходящих учеников – которые находились в учебном заведении только на занятиях. Если у учебного заведения по каким-либо причинам не было общежития, все студенты считались вольноприходящими. К таким учебным заведениям относилось самарское коммерческое училище, торговая школа М.К Миронова и самарская учительская семинария. Для поступления в среднее училище существовал и образовательный ценз – будущие воспитанники должны были окончить уездные, городские или сельские двухклассные училища или двухклассные церковно-приходские школы. У каждого средне-профессионального учебного заведения были свои предпочтения к набору студентов. В железнодорожное училище набирали в основном детей железнодорожных служащих, в коммерческие школы в первую очередь набирали детей членов Биржевого комитета. Предпочтительнее было зачислять детей из Самары и Самарской губернии. Постепенно и фельдшерско-акушерская школа ввела ограничения для поступающих в связи с маленькими учебными аудиториями и плохого трудоустройства выпускников. С 1885 года туда стали принимать погодно - в _ 1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.-Самара, 1877 2. Пашин А.И.Система подготовки среднего медицинского персонала земствами Самарской и Симбирской губерний (конец второй половины XIX – начало XX веков) один год девушек, в другой юношей. С 1904 года стали ограничиваться места для обучения – до 50 в каждом классе из жителей Самарской губернии или из лиц, не менее трёх лет проживающих на территории губернии и города. Иудеям для поступления необходимо было предоставить документ о праве проживания в городе Самаре за подписью губернатора. Приёмные комиссии в средние профессиональные учебные заведения работали с 25 августа по первое сентября. Все желающие начать обучение должны были сдать вступительные экзамены. В железнодорожном училище и фельдшерско-акушерской школе обязательными были два экзамена – на знание русского языка и математики. В сельскохозяйственном училище было четыре экзамена – русский язык, математика, Закон Божий и география.1 Недостатка в абитуриентах ни одно из учебных заведений Самары не испытывали, более того, с каждым годом увеличивалось количество желающих получить среднее образование. Сроки обучения в каждом учебном заведении были различны. Это связано прежде всего со спецификой обучения и различными программами обучения. В учительской семинарии учились три года, в среднем среднем сельскохозяйственном училище – 6 лет, в Самарском коммерческом училище – семь лет, пять лет читали общий курс и два года специальный. В обычных торговых школах срок обучения составлял три года, в Самарской торговой школе же, с разрешения министра финансов был добавлен ещё один год обучения по ходатайству попечительского совета. В Самарском техническом железнодорожном училище изначально курс обучения длился три года, но в 1902 году, в связи с добавлением практического курса, срок обучения стал составлять пять лет. В Самарской фельдшерско-акушерской школе полный курс обучения составлял четыре года. По окончании курсов студенты получали различные документы, удостоверяющие их образование.2 _______1. Климанова Е. С. 2. Алабин П. В, ук. соч. Среднее профессиональное образование в современном понимании в Российской империи и в частности в Самарской губернии стало активно развиваться во второй половине XIXвека и было связано с ростом промышленности и процветанием капиталистической формы экономического развития. Существовавшие в Самаре средние учебные заведения пользовалось большой популярностью у населения. Не смотря на быстро растущую промышленность и совершенствование технологий производства правительство недостаточно финансировало и вообще мало уделяло внимания на профессиональное образование. Важнейшими причинами отставания профессионального образования были плохая государственная поддержка и отсутствие даже общего образования населения, являющимся основой успешного развития среднего.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |