Самарская учительская семинария и земская школа сельских учительниц
Автор материала: С/у Александр Бузаев Начать вторую главу мы решили именно с учительской семинарии. Необходимость широкого народного образования осознавалась давно, свою лепту внёс и резкий рост промышленного производства, требующий грамотных специалистов. Особая роль отдавалась «рассадникам учителей» как заведениям, способным удовлетворить потребности общества. До открытия учительских семинарий в образовании наблюдалась плачевная ситуация – отсутствовали педагоги как таковые. Преподавание в начальных народных училищах осуществляли отставные унтер-офицеры, институтки, не пригодные к службе чиновники, крестьяне, солдаты, молодые люди не окончившие учебные заведения. Разумеется, они не знали ничего о педагогике и учительствовании в классическом понимании. Детей били розгами и линейками, драли за чубы, ставили на горох и гречку, заставляли держать кружки с водой на вытянутых руках. Ввиду малого жалования такие работники не задерживались на долго в общеобразовательных учреждениях. К тому же, у учителей не было никакой внутренней мотивации и единой методики преподавания с учебным планом, ибо они были обычными наёмными рабочими. Вот пример договора о найме учителя1: 1. Н. приглашён М. для преподавания на срок…( от 1 года до 3 лет); 2. М. выплачивает учителю Н. по 7 рублей в срок… 3.В случае невыплаты Н. получает по 5 копеек с рубля каждый месяц просрочки __ Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. - М., 1917 с.15 4.Н. получает квартиру или 10 рублей для найма таковой 5.Учитель не имеет права отказаться от своих обязанностей до конца срока1 Во многих губерния распространялась также «сдельная» форма работы – за каждого удачно окончившего ученика учитель получал денежное вознаграждение. Государство решило вмешаться в эту ситуация в 1870-х годах. 24 мая 1871 года Высочайшим приказом было учреждено пять учительских семинарий для подготовки педагогов-специалистов. В Казанском образовательном округе городом для открытия семинарии стала Самара1. 17 октября 1871 года она была открыта при участии действительного статского советника Соколова, помощника попечителя Казанского учебного округа. В первый год в семинарию поступило 74 молодых человека. Изначально в семинарии обучались два года, затем стали учиться три года. Принимались на обучение молодые люди, выдержавшие экзамен. Возраст – от 16 до 18 лет, сословие роли не играло. Обучение было бесплатным, к тому же было много стипендиантов от разных сословий. В семинарии существовали «казённые места», аналог сегодняшнего целевого обучения. Всего закладывалось 48 целевых мест, после окончания семинарии они были обязаны отработать в Самарской губернии в должности учителя 4 года. Лучшие по итогам обучения оставались работать в самом городе, остальных отправляли в сельские школы. На своё содержание от семинарии воспитанники получали единовременную ежегодную выплату в 100 рублей, на которую полагалось снимать жильё и питаться. Также они получали по 300 рублей в год на _______________________________ 1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.-Самара, 1877. учебники и пособия. Не зависимо от казённых стипендий были и другие: местного земства (10 человек), имени статс-советника К.К Грота ( три человека), имени Ю.Ф Самарина (1 человек), Уральского казачьего войска (8 человек). В семинарии преподавались: Закон Божий (история ветхого и нового заветов, история церкви, богослужение в православной церкви), основании педагогики и дидактики, русский и церковнославянский языки, ознакомление с русской литературой, арифметика, главные основания геометрии, землемерие, линейное черчение и объяснение явлений природы, русская история, сведения из общей истории, краткая общая и подробная русская география, чистописание. Кроме того имелись обязательные факультативы – пение, гимнастика и ремёсла – столярное и переплётное. Во главе семинарии стоял директор и директория. Они занимались вопросами распределения выделяемых средств, выдачей зарплат и стипендий, воспитательно-образовательной деятельностью. Преподавательский состав – директор семинарии, законоучитель, три педагога – русского языка, арифметики и геометрии, истории и географии. При семинарии также на службе состоял врач, столярный и переплётный мастера, учитель гимнастики. Помимо теоретической подготовки семинаристы получали практику. К каждому занятию один из семинаристов готовил конспект урока, который он давал своим товарищам и преподавателю. После этого обсуждали урок, говорили о слабых и сильных сторонах урока. 3 февраля 1872 года при семинарии было открыто одноклассное училище, в котором семинаристы совершенствовали свои навыки. В первые же годы при семинарии была устроена пополняемая библиотека с _______________________________ Там же, с 278.
рекомендованной к изучению семинаристов и учеников литературой. Библиотека постоянно пополнялась за счёт средств, выделяемых земством. Выпускники Самарской учительской семинарии отличались высоким уровнем теоретической и практической подготовки, систематическим складом ума и не привередливостью к работе. Все выпускники семинарии по окончанию курсов нашли работу в училищах Казанского образовательного округа. 18 августа 1872 года в Самаре было учеждено ещё одно педагогическое образовательное учреждение – Земская школа для образования сельских учительниц. По уставу к обучению в школе допускались девицы всех сословий от 13 лет. Срок обучения составлял 4 года, для неграмотных на момент поступления – 6 лет. Поступающие не сдавали вступительных экзаменов, но для зачисления на первый курс они были обязаны уметь читать и писать, знать начальную арифметику и катехизис. Изучаемые предметы – Закон Божий, священная история ветхого и нового заветов, толкование евангелия, объяснение богослужения и история русской церкви, русский язык и этимология, синтаксис и русская словесность, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, общие понятия алгебры, систематическое объяснение физических явлений природы, педагогика и дидактика, методика преподавания предметов, черчение и рисование. Обязательные факультативы – пение, рукоделие и гимнастика, башмачное мастерство. Практические умения они получали, преподавая на подготовительных курсах для неграмотных поступающих в эту школу. Преподавательский состав – смотрительница, законоучительница, преподаватели – математики и физики, русского языка и педагогики, естественной истории и геометрии, истории и географии, рисования и черчения, учитель пения и учитель подготовительной школы. Каждый уезд по целевому направлению мог отправить по 5 стипендианток со стипендией 100 рублей в год. После окончания они были обязаны отработать в уездных начальных учебных заведениях 4 или 6 лет, в зависимости от срока их обучения. В здании училища могли помещаться 14 пансионерок с платой 120 рублей в год. Остальные были вольноприходящими. У школы не было своей библиотеки, но она была хорошо снабжена различными пособиями: географическими и историческими картами, некоторыми химическими и физическими препаратами, коллекциями рисунков и геометрических фигур, чучелами и скелетами различных животных, гербарием и коллекцией минералов. Школа была подведомственна земству и держала перед ним полный отчёт о своей деятельности. Самарская учительская семинария была закрыта в 1888 году, Земская школа для образования сельских учительниц – в 1917.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1850)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |