Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора. Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда[8, c.321]. Желание и способность самостоятельно приобретать знания есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. Важно учитывать реальные предпочтения и интересы учеников, их индивидуальное познавательное движение и стиль деятельности. Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности. В связи с этим, проблема развития познавательных интересов становится в последнее время одной из ключевых проблем в современной педагогике. В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.С. Блюменфилд), групповую работу (А. Браун, И.А. Палингсар), применение знаний в реальной жизни (М. Майэр и Е. Андерсон); моделирование ситуаций (М. Пресли) Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано. Они удовлетворяются разными способами, и ребенок часто приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в учебных пособиях для начальной школы. Но знания, получаемые ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы.поступлением в школу ребенок часто начинает удовлетворять свои познавательные интересы, в отрыве от школьного обучения, что делает процесс обучения для него отчужденным и малоэффективным. Обучение же в школе целесообразно строить с учетом, этих реальных познавательных интересов детей. Возникает реальная необходимость в особом сопровождении школьников с целью учета и развития их познавательных интересов, а также дальнейшего использования этих интересов в процессе обучения. Таким сопровождением может быть тьюторское сопровождение. Тьюторскому сопровождению не менее 900 лет. Особого внимания заслуживает опыт тьюторского сопровождения учебного процесса в английских университетах. Тьютор (в переводе с английского tutor) означает "домашний учитель, наставник, опекун, репетитор". В Англии тьюторское сопровождение признано "ключевым методом университетского образования" и ценнейшим средством персонального руководства студентами. Тьюторское сопровождение существует со времён Оксфордского и Кембриджского университетов XII-XIII вв. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, главным образом, за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образовательные функции; тьюторская система официально признаётся частью английской университетской системы, постепенно вытесняя профессорскую. В течение XIII-XIV вв. (правда, только в старейших университетах страны) тьюторская система заняла центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни. В 2008 году в реестр должностей в российских школах официально была введена должность тьютор. Тьютор - это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности, который действует по принципу индивидуализации. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура "тьютор" - это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача - помочь ребенку зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу Под тьюторским сопровождением познавательного интереса младшего школьника понимают особый тип педагогического сопровождения. В ходе тьюторского сопровождения познавательного интереса младшего школьника педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учеником младших классов своего познавательного интереса. Опыт тьюторской работы опробовала учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 102" г. Пермь Еремеева Наталья Николаевна. Она считает что тьютор, в том понимании, которое трактует педагогика, ученик начальной школы быть вряд ли сможет, в силу возраста. Но он вполне может быть наставником, репетитором, помощником для своих одноклассников и учителей. Три девочки ее класса являются ученицами художественной школы. Она решила воспользоваться этим и предложила проводить совместные уроки рисования. Подготовка к уроку проводится в течение недели: обсуждаем тему, ставим задачу, распределяем роли. У девочек прекрасно получается справляться с ролью тьютора. К концу первого месяца такой работы появились и другие желающие быть тьюторами на уроке рисования, а так же ребята предложили по этому же принципу проводить уроки труда. Учитель воплотил эту идею. Результаты превзошли ожидания. Сейчас на роль тьютора записываются заранее и проводят очень достойные уроки. Конечно, это еще все под руководством учителя. Такая форма работы повысила интерес к урокам. Несколько человек предложили себя на роль тьютора на уроках музыки и физкультуры[5,c. 67]. Тьютором может быть сосед по парте, при работе в парах. Работая в этом направлении, учитель заметила, что возрос интерес детей к учебе. Они сами могут выступать инициаторами, а не ждать пока дадут задание. Знания и, в особенности умения, стали более глубокими и прочными. Результативность использования тьюторских практик: повышение учебной мотивации, положительная динамика качества учебного результата дифференциация образовательного процесса в отношении "сильных" учащихся самореализация "сильных" учащихся в новой социальной роли, повышение самооценки, укрепление авторитета повышение характера образования за счет интеграции общего и дополнительного образования повышение активности учащихся в области внеурочной деятельности по предметам. Тьюторство очень трудная, долгая и кропотливая работа, но она позволяет сохранить огонек в глазах ребенка, который учится, познает мир и узнает себя. Итак, в этом параграфе мы раскрыли понятие "тьюторство" как новую тенденцию в индивидуализации обучения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |