Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 1 Понятие герменевтики и основные подходы к интерпретации текста





Кафедра коммуникологии и психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История отечественной литературы »

 

 

на тему «А....

 

 

Специальность (направление подготовки) 42.04.02 «Журналистика»

Автор работы (проекта) М.И. Зимина _________________

(подпись, дата)

 

Группа ЖР- 21 б

 

Руководитель работы (проекта) к.ф.н., доц. Т.В. Летапурс _________________

(подпись, дата)

 

Работа (проект) защищена ____________________

(дата)

Оценка________________

 

Председатель комиссии к.фил. н., доц. О.В. Лагутина ________________

(подпись, дата)

 

Члены комиссии к.фил.н., Г.Б. Полякова ________________

(подпись, дата)

 

к.фил.н., доц. Т.В. Летапурс _________________

(подпись, дата)

 

Курск, 2014 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

Кафедра коммуникологии и психологии

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студент (слушатель) М.И. Зимина. шифр 18715 группа ЖР-21 б

 

1. Тема «Аюююююююююююююююююююююююююююю »

2. Срок представления работы (проекта) к защите «_____» __________ 20 __ г.

3. Исходные данные: изучение основных теоретических подходов к интерпретации текста, рассмотрение понятия «герменевтика» в философии и лингвистике, взаимосвязь герменевтики как науки об интерпретации текста и психоанализа, выделение основных подходов к проведению комплексного лингвистического анализа текста и психоаналитической интерпретации текста, применение принципов лингвистики и психоанализа для интерпретации стихотворения М.Ю.Лермонтова «Прощай, немытая Россия».

 

4. Содержание курсовой работы:

– Введение

– Основная часть (по главам)

– Заключение

– Список использованной литературы

 

5. Перечень графического материала не предусмотрен заданием

Руководитель работы ____________ к. фил. н., доц. Т.В.Летапурс

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

 

Задание принял к исполнению _________ М.И. Зимина

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)




Содержание

Введение...................................................................................................... 4

Глава 1 Понятие герменевтики и основные подходы к интерпретации текста................................................................................8

1.1 Герменевтика: философский и лингвистический подход....................................................................................................8

1.2 Взаимосвязь психоанализа и интерпретации текста..........................................................................................................12

1.3 Герменевтика как метод психоаналитической интерпретации

текста..........................................................................................................18

Выводы.......................................................................................................24

Глава 2 Комплексный лингвистический анализ текста...................26

2.1 Лингвистический анализ поэтического текста и концептуальные принципы герменевтики..........................................................................26

2.2 Анализ текстастихотворения М.Ю.Лермонтова «Прощай, немытая Россия»: жанр, идейно-художественная позиция автора, стиль........................................................................................................... 31

2.2.1 Различные интерпретации текста М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» в литературоведении и лингвистике................................................................................................31

2.2.2 Своеобразие языковой системы поэтического текста

М.Ю. Лермонтова: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический уровни...................................34

2.2. 3 Интонационная организация текста стихотворения........ 40

2.2.4 Психоаналитическая интерпретация текста стихотворения..................................................................................42

Выводы................................................................................................... 46

Заключение.................................................................................................48

Список используемой литературы ......................................................51

 

Введение

Понять, о чем говорит собеседник, интерпретировать письмо или какой-либо текст – одна из наиболее актуальных и сложных задач философии, психологии, лингвистики и литературоведения.

Понять – значит найти не только значение слов в тексте, но и раскрыть их смысл, опираясь не на собственную интуицию, а на фоновые знания, исторические факты и психологические характеристики человека, создавшего этот текст. Чтобы найти ответы на эти непростые вопросы и верно интерпретировать текст, не искажая его, создана такая наука как герменевтика.

Герменевтика – это наука, излагающая подходы к анализу текста, а также способы его анализа. Герменевтический подход позволяет решать проблему понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке.

С точки зрения герменевтики, задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Герменевтике придается большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонником и философом, внесшим значительный вклад в герменевтику, является Гадамер и Поль Рикер [2, С.3].

В современной науке герменевтика все чаще рассматривается не как самостоятельная дисциплина, а как ключевой метод интерпретации текста, поэтому существует определение:

– «лингвистическая интерпретация текста» (герменевтика + лингвистика),

– «литературоведческая интерпретация текста» (герменевтика + литературоведение) и т.п.

Особое место отводится взаимодействию герменевтики и психоанализа (герменевтика + философия + психология). Именно с точки зрения психоаналитического подхода можно наиболее полно и глубоко оценить не только внешние характеристики текста (какой набор слов использует автор и какие синтаксические структуры), но и глубинные смыслы (почему автор написал так, а не иначе, какое настроение было у автора текста, почему он выбрал именно это слово и, самое важное, какую идею на он хотел донести).

Таким образом, актуальностьтемы курсовой работы «герменевтика как метод психоаналитической интерпретации текста» определяется тем, что в ее рамках анализ художественного текста выходит за пределы лингвистики и литературоведения и сочетает в себе черты философии и психологии. А это, в свою очередь, позволяет постигнуть наиболее глубинные структуры текста.

Методологической основой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области философии, психологии, лингвистики и литературоведения (Н.С. Валгина, Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер, В.В. Виноградов, З. Фрейд и др.)

Объект исследования – герменевтика как метод анализа и интерпретации художественного текста.

Предметисследования – художественные тексты, в частности, текст лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия!».

Цельданного исследования заключается в комплексном изучении основных теоретических подходов к интерпретации текстов, а также в освоении методов и способов практического анализа поэтического текста с учетом основных принципов лингвистики, литературоведения и психоанализа.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– определить место герменевтики среди философских и лингвистических наук;

– выявить взаимосвязь психоанализа и интерпретации текста;

– оценить, какую роль играет герменевтика в психоаналитической интерпретации текста;

– изучить методики проведения комплексного анализа текста с учетом принципов лингвистики и герменевтики;

– дать интерпретацию поэтического текста с точки зрения лингвистики и литературоведения;

– описать своеобразие языковой систем поэтического текста;

– выявить своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова с точки зрения психоанализа.

В работе используются следующие методы исследования: выделение источников информации, анализ полученной из источников информации, синтез информации из источников определений, а также группы методов литературоведческих и лингвистический исследований, необходимых для комплексного анализа текста.

Всестороннее исследование материала с помощью современных методов анализа определили объективность и достоверность полученных выводов.

Материалом для исследования послужило стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия!».

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлено комплексное исследование поэтического текста не только с позиции литературоведения или лингвистики, но и психоанализа.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней дается подробный анализ герменевтического подхода к интерпретации текста с учетом смежных дисциплин (лингвистики, философии, литературоведения).

Практическая значимость состоит в том, что выполнен комплексный многосторонний анализ поэтического текста и результаты этого исследования могут быть использованы в учебно-педагогической практике в вузе при проведении занятий по герменевтике, литературоведении, лингвистике текста и по смежным дисциплинам.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1 Понятие герменевтики и основные подходы к интерпретации текста

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)