Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о мотивах и мотивации. Психологические теории мотивации





Введение

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Как правило, дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.

Развитие интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. В первом классе практически каждый ребенок выражает себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»? Как добиться того, чтобы у выпускника школы укрепилось убеждение: «Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь».

Проблема мотивации является актуальной для современной школы. Согласно закону Ван Херпена: «Решение проблемы заключается в поиске людей, которые ее решат». Неоспорима роль учителя-исследователя в развитии положительной мотивации учения у школьников.

Учитель должен владеть технологическими операциями, способствующими развитию положительной мотивации к учению у школьников: снятие страха, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение.



Цель данной технологии: теоретическое и практическое обоснование параметров оценочной деятельности учителя, способствующей формированию учебно-познавательной мотивации первоклассников.

Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации — смысла учения для школьника — значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

Цель исследования – изучить роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению

Объект исследования – формирование положительной мотивации школьников к обучению

Предмет исследования – роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению

В работе использовалась следующая совокупность методов исследования:

1. Теоретические (изучение литературы, источников по теме исследования).

2. Практические (наблюдение, беседа, анкетирование).

Задачи:

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

Общее понятие о мотивах и мотивации. Психологические теории мотивации

В психологии само понятия «мотив», представляет самые разнообразные определения. Одни считают, что мотив - это психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие, что - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В самом общем представлении мотив - это то, что стимулирует, определяет человека к совершению какого-либо действия.

Мотив - это побуждение субъекта к действию или деятельности, связанное с достижением поставленной цели, возникшей на основе определенных его потребностей. Иными словами, мотив - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. К мотивам относятся все побудители деятельности - интересы, потребности, эмоции, цели, влечения и т.д.

По мнению Немова Р.С., мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

А.К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.»

Реан А.А. так определяет это понятие: «мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности».

Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений целей, идеалов. Мотивация - стержень личности, в котором «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

С.Л. Рубинштейн под мотивацией понимает «иерархическую организацию всей системы побуждений».

В.Г. Асеев отмечает, что понятие «мотивация» у человека включает в себя «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.».

Видов мотивации немало. В целом любая мотивация индивида делится на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Кроме того, существует положительная и отрицательная мотивация. Также существуют и более узкие направления, такие как мотивация аффилиации - стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми; мотивация достижения - стремление человека достичь высоких результатов в определенных направлениях; мотивация идентификации с другим человеком - желание одного человека быть похожим на другого; мотивация саморазвития - очень важный мотив в жизни человека, дающий толчок к действиям, связанным с работой и развитием; мотивация самоутверждения - желание утвердить себя в обществе; негативная мотивация - мотивация, вызванная осознанием неминуемых проблем в случае, если дело не будет сделано; просоциальная мотивация - действия, связанные с пониманием общественного значения деятельности, связанные с чувством долга, чувством ответственности перед людьми или группой; процессуально-содержательная мотивация - процесс побуждения к какой-либо деятельности, вызванный самим содержанием этой деятельности. Кроме основных типов мотивации, существуют различные теории мотивации, описанные различными учеными, в разное время изучавшими процесс мотивации личности.

Внешняя мотивация, экстринсивная — это мотивация, которая не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой. Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.

Внутренняя мотивация, интринсивная, — это мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация подразумевает, что вознаграждение за свои действия человек «несет в самом себе». Это выражается в чувстве собственной компетенции, уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворении результатами своего труда и самореализации.

Положительная и отрицательная мотивация

В этом вопросе все предельно просто: положительная мотивация - это мотивация, основанная на правильных и положительных стимулах, а отрицательная мотивация - мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Примеры положительной и отрицательной мотивации: «я буду хорошо себя вести и получу новый компьютер» или «если я закончу год без троек, я получу компьютер» - это является положительной мотивацией. Другой пример: «если я буду хорошо себя вести - меня не накажут» или «если я выполню домашнее задание, то меня не накажут» - это отрицательная мотивация.

Познавательный мотив формируется уже в начальной школе. Отечественный исследователь детства Д.Б. Эльконин, известный школьным психологам прежде всего как один из создателей системы развивающего обучения, писал об учебной деятельности младшего школьника. При этом он подчеркивал, что мотивами, адекватными этой деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные.

Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны. Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х - 8-х классов.

Д.Б. Эльконин, много сил отдавший изучению психологии школьника, отмечал, что позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это - позиция человека, совершенствующего самого себя.. Как же сформировать такую позицию у школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. Но остается еще один вопрос: а что же понимать под этой правильной организацией учебной деятельности?

Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.

В этой любви к деятельности в качестве мотива может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, т. е. к косвенным относительно самого учения целям.

Оценивая работу, для развития саморегуляции детей важна не отметка, а содержательная оценка - объяснение, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа, процесс деятельности. Содержательно оценивая учебную деятельность, её результаты и процесс, учитель задаёт определённые ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Как показывает школьная практика, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если вложили в неё много сил, независимо от конечного результата. К работе одноклассников они относятся более критически, чем к собственной. В связи с этим необходимо учить школьников оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Чтобы получить сильную мотивацию, нужно чтобы деятельность сопровождали преимущественно положительные эмоции. Это сопровождение возможно только тогда, когда отдельные операции и деятельность в целом, включая межличностное взаимодействие, хорошо удовлетворяли потребности субъекта деятельности.

Процесс становления учения как особого вида деятельности имеет свои особенности и проходит через ряд стадий:

Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимся исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности согласно цели и программе, предлагаемой учителем.

Коррекция учебного процесса - осуществляется через самостоятельную работу, самотренировки, консультации и т.д., может осуществляться и вне урока, вне учебного процесса.

Контрольная часть учения - включает в себя получение учителем информации о качестве учения и изменениях в духовном мире школьника (т.е. данные об усвоении ведущих идей, главных умений и навыков, а также показатели обучаемости и воспитанности школьника).

Функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности (главная функция психики) лежит в основе построения структуры процесса любой деятельности, в том числе и познавательной.

Мотивирующая деятельность не только проводится на первом вводном этапе, но пронизывает весь учебный процесс от его начала до конца.

Возможности методов и приёмов преподавания в формировании мотивации очень широки, так как их функция не ограничивается просто передачей знаний, а выполняют функцию побуждения, стимулирования, управления учением. Тот или иной метод реализуется в учебном процессе в форме различных приёмов и способов. Их выбор осуществляется преподавателем в ходе подготовки к уроку в зависимости от дидактических целей, уровня обученности учащихся и уровня подготовки самого учителя. Являясь элементом метода, приёмы обладают мотивационными функциями, поэтому они также в состоянии оказывать влияние на развитие мотивационной сферы обучаемых.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)