Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза



2015-11-06 2693 Обсуждений (0)
Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза 4.75 из 5.00 4 оценки




В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 ян­варя 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 27 стран — членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандарти­зации стран — членов Европейского экономического со­общества и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях эконо­мической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. Указанные технические комитеты имеют «зеркальные» комитеты ИСО.

В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная про­грамма устранения технических барьеров в торговле в преде­лах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандар­тов — «из сотен национальных стандартов в каждой европей­ской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из го­сударств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, уста­навливаемым едиными стандартами. В этой части предпола­галось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции.

Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незна­чительными, а работы по созданию единых стандартов про­двигались «черепашьими темпами».

Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, под­толкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты (EN) должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небез­опасной или вредной для населения и окружающей среды.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 1990-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 дирек­тив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число директив, а фонд евростандартов до­вести до нескольких тысяч.

Фонд нормативных документов СЕН/СЕНЭЛЕК пре­высил в 2005 г. 14 тыс. Средняя продолжительность разра­ботки стандарта — три года. Он принимается в результате процедуры голосования членов СЕН/СЕНЭЛЕК в лице национальных организаций по стандартизации. Утверж­денный стандарт вводится в национальную систему стан­дартизации всех стран-членов, в том числе и голосовавших против.

В России создаётся систе­му стандартизации эквивалентная ЕС.

В настоящее время техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами. Гармонизированный европейский стандарт – стандарт обеспечивающий реализацию соответствующей директивы и обязательный к исполнению для всех стран-членов ЕС.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств — чле­нов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, напри­мер, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, космети­ку, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в ди­рективе № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и восемь приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов, пе­речни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению, и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах тре­бования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность дей­ствия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в количестве 4—6 приложений.

Основные принципы нового подхода сводятся к следующим:

— в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения об­щие (существенные) требования безопасности;

— задача установления конкретных характеристик возлагается на европей­ские стандарты;

— продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными европейскими стандартами, рассматривается как соответству­ющая требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);

— если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизиро­ванным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать соответ­ствие продукции требованиям директивы, как прави­ло, с помощью третьей стороны;

— перечень гармонизированных с директивой европейских стандартов пу­бликуется в официальном издании — журнале Совета ЕС (Official Journal of Europe);

Продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оцен­ки соответствия, при положительных результатах которой она маркируется знаком (рис. ).


 

Рис. Знак соответствия Европейским директивам

Особенность и «сила» большинства евростандартов за­ключаются в том, что в их основу закладывают, как прави­ло, лучшие стандарты отдельных европейских стран. На­пример, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопас­ности персональных компьютеров в перспективе будут по­ложены в основу единого стандарта ЕС.

Между ИСО и СЕН, а также СЕНЭЛЕК заключено со­глашение о взаимном техническом сотрудничестве. Около 30% европейских стандартов являются идентичными меж­дународным.

Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использо­вать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК. Страны ЕС в по­следние годы практически все национальные стандарты принимают на основе европейских.

Существуют процедуры совместной разработки стандар­та ИСО и СЕН (СЕНЭЛЕК) и параллельное голосование по его принятию. Стандарт впоследствии становится одно­временно стандартом ИСО и СЕН/СЕНЭЛЕК (ISO/EN) и по правилам европейских комитетов по стандартизации утверждается на национальном уровне всеми странами — членами СЕН/СЕНЭЛЕК.

6. ЕВРОПЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО КАЧЕСТВУ (ЕОК)создана в 1975 г. Цель ее деятельности — разработка, распространение практичес­ких методов и теоретических принципов управления качеством. ЕОК подобно ИСО и МЭК является неправительственной орга­низацией. Основные формы работы ЕОК — проведение конфе­ренций, симпозиумов, семинаров. Практически ЕОК является сво­еобразным международным форумом обмена опытом по вопро­сам обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.

В работе ЕОК принимают участие 34 европейских государства. Наша страна является ее членом с 1977 г. В ЕОК существует четы­ре виды членства: полноправное, почетное, коллективное и ин­дивидуальное. Полноправными членами ЕОК могут быть нацио­нальные организации по стандартизации и качеству европейских стран. Поскольку в работе ЕОК участвуют также страны Америки, Азии и Африки, то деятельность этой организации выходит за региональные рамки.

Высшим должностным лицом ЕОК является президент, изби­раемый на три года; другие должностные лица — шесть вице-президентов, а также бывшие президенты. Все они составляют Исполнительный комитет, который решает все текущие вопросы. Миссия организации состоит в том, чтобы повышать конкурен­тоспособность и устойчивость развития Европы на основе евро­пейской политики в области качества.

Среди других эффективных проектов ЕОК, в реализации кото­рых участвует Россия, можно назвать также Гармонизированную схему подготовки специалистов по качеству. Специалист, прошед­ший такую подготовку, получает статус европейского эксперта или менеджера по качеству и соответствующий сертификат.

Можно назвать и такие перспективные проекты ЕОК, как «Ев­ропейский индекс удовлетворенности потребителей», задача ко­торого — получить статистические данные об удовлетворенности потребителей как инструменте измерения качества товаров и ус­луг; широкое распространение метода самооценки организаций; премия по качеству для малых и средних организаций.

ЕОК ежегодно проводит конференции поочередно в разных странах. Постоянным органом ЕОК являются тех­нические комитеты и отраслевые секции. Если ТК занимаются изучением межотраслевых проблем качества, то отраслевые сек­ции — проблемами качества применительно к конкретной отрас­ли промышленности.

По оценке специалистов, наиболее предпочтительной для даль­нейшего развития отечественной законодательной базы по техни­ческому регулированию является практика ЕС. Этому способствуют два важнейших фактора. Во-первых, российская экономика находится в стадии реформирования и не может быть резко либе­рализована. Во-вторых, экономика ЕС не исключает участия государства в регулировании рынка, в отличие, например, от эко­номики США. Сведя к минимальным требованиям регулирование в части безопасности, что согласуется с целями ФЗ «О техниче­ском регулировании», ЕС осуществляет эту деятельность на осно­ве системного подхода, что является важнейшим аргументом в ее пользу. Кроме того, важным доводом является увеличение товаро­оборота ЕС и России. Эти обстоятельства определяют задачу гар­монизации российского технического законодательства в первую очередь с законодательством ЕС.

 

7. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИ­КАЦИИ (ЕАСС)( ранее — Межгосударственный со­вет по стандартизации, метрологии и сертификации — МГС). Со­вет был создан в соответствии с межправительственным соглаше­нием от 13 марта 1992 г. и обеспечивает сотрудничество в указан­ной области стран СНГ. Создание МГС позволило объединить по­тенциалы и ресурсы национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств Содружества, совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный опыт и нор­мативные документы по стандартизации, а также осуществлять проведение единой технической политики в этих областях деятельности.

МГС признан в качестве региональной организации по стан­дартизации международными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК) и организацией по стандартизации Европейского Союза (СЕН); ему присвоено в соответствии с принятыми в ИСО и МЭК правилами новое наименование — Евразийская организа­ция по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

Техническая политика ЕАСС формируется национальными орга­нами по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников, научно-техническими комиссиями (рабочими груп­пами) и межгосударственными ТК по стандартизации.

По основным направлениям деятельности ЕАСС постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Со­вет полномочных представителей по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве по обеспечению един­ица измерений времени и частоты, а также более 230 межгосударственных ТК по стандартизации.

С момента образования ЕАСС на его заседаниях рассмотрены запросы и приняты решения, обеспечивающие согласованные действия, направленные на повышение качества и безопасности продукции, производимой в странах СНГ, защиту рынков от некачественной и опасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды продукции, обеспечение единства из­мерений.

В настоящее время фонд межгосударственных стандартов СНГ включает более 19 300 нормативных документов. С 1992 г. было разработано и принято более 3 800 межгосударственных нормативных документов. Ведение фонда осуществляет Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств — членов ЕАСС.

Основные направления деятельности ЕАСС и его рабочих органов:

-разработка нормативных документов по стандартизации, в том числе межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов;

-формирование, хранение и ведение фонда межгосударствен­ных стандартов, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами;

-ведение и развитие эталонной базы и системы передачи разме­ров единиц физических величин;

-ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;

-разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттеста­ции, поверки и калибровки средств измерений;

-разработка правил и процедур по взаимному признанию ак­кредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы качества;

-международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Правовую основу этой деятельности составляют межправительственные соглашения, заключенные национальными органами по стандартизации.

Совместно с исполнительным комитетом подготовлен подписанный главами правительств стран СНГ ряд межгосударственных соглашений, которые способствуют проведению единой тех­нической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, поддержанию научно-технического уровня и гармонизации фонда межгосударственных стан­дартов, в том числе:

-Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной тор­говли, устанавливающее единые принципы технического норми­рования, стандартизации и оценки соответствия в государствах-участниках зоны свободной торговли, гармонизированные с требо­ваниями Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО. Ра­тификация и введение в действие этого Соглашения в СНГ по­зволит на единых принципах, отвечающих международным тре­бованиям, осуществлять техническое нормирование с помощью технических регламентов и стандартов. При этом основой для их разработки станут международные стандарты. Соблюдение этих принципов облегчит странам СНГ вступление в ВТО и будет спо­собствовать снятию технических барьеров в торговле;

-Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000—2005 гг. Программа представляет собой ком­плекс работ по разработке и пересмотру действующих межгосу­дарственных стандартов (ГОСТ) системы стандартов безопаснос­ти труда (ССБТ). Одно из основных направлений реализации про­граммы — гармонизация действующих стандартов с международ­ными.

Работа ЕАСС как координирующего органа по вопросам стан­дартизации, метрологии и сертификации обеспечила в СНГ:

-применение и развитие единой нормативной базы: межгосу­дарственных стандартов, классификаторов и других нормативных документов;

-формирование единой эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб вре­мени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов;

-взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг.

Большое внимание ЕАСС уделяет взаимосвязи с международ­ными организациями. Так, со многими подписаны долгосрочные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие обмен инфор­мацией и нормативными документами и взаимное участие в про­водимых мероприятиях.

В соответствии с подписанными соглашениями ЕАСС имеет право применять международные и европейские стандарты в ка­честве межгосударственных, а отдельные страны — члены ЕАСС — в качестве национальных стандартов. Это способствует максималь­ной гармонизации межгосударственных и национальных стандар­тов как с международными, так и с европейскими стандартами независимо от членства и статуса государств — участников ЕАСС в этих организациях.

При разработке межгосударственных нормативных документов осуществляется гармонизация их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами. Это создает условия для сохранения единого нормативно-техническо­го обеспечения, направленного на устранения технических барь­еров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудни­честве стран СНГ, а также способствует продвижению продук­ции, производимой в государствах—членах ЕАСС, на междуна­родный и европейский рынки.



2015-11-06 2693 Обсуждений (0)
Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)