Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза
В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 27 стран — членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. Указанные технические комитеты имеют «зеркальные» комитеты ИСО. В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предполагалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции. Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами». Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты (EN) должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды. Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 1990-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч. Фонд нормативных документов СЕН/СЕНЭЛЕК превысил в 2005 г. 14 тыс. Средняя продолжительность разработки стандарта — три года. Он принимается в результате процедуры голосования членов СЕН/СЕНЭЛЕК в лице национальных организаций по стандартизации. Утвержденный стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовавших против. В России создаётся систему стандартизации эквивалентная ЕС. В настоящее время техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами. Гармонизированный европейский стандарт – стандарт обеспечивающий реализацию соответствующей директивы и обязательный к исполнению для всех стран-членов ЕС. Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство). Директива Совета вводится через законодательные акты государств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках. В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы. В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и восемь приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов, перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению, и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.). Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в количестве 4—6 приложений. Основные принципы нового подхода сводятся к следующим: — в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности; — задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты; — продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая требованиям директивы (принцип презумпции соответствия); — если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать соответствие продукции требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны; — перечень гармонизированных с директивой европейских стандартов публикуется в официальном издании — журнале Совета ЕС (Official Journal of Europe); Продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оценки соответствия, при положительных результатах которой она маркируется знаком (рис. ).
Рис. Знак соответствия Европейским директивам Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положены в основу единого стандарта ЕС. Между ИСО и СЕН, а также СЕНЭЛЕК заключено соглашение о взаимном техническом сотрудничестве. Около 30% европейских стандартов являются идентичными международным. Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК. Страны ЕС в последние годы практически все национальные стандарты принимают на основе европейских. Существуют процедуры совместной разработки стандарта ИСО и СЕН (СЕНЭЛЕК) и параллельное голосование по его принятию. Стандарт впоследствии становится одновременно стандартом ИСО и СЕН/СЕНЭЛЕК (ISO/EN) и по правилам европейских комитетов по стандартизации утверждается на национальном уровне всеми странами — членами СЕН/СЕНЭЛЕК. 6. ЕВРОПЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО КАЧЕСТВУ (ЕОК)создана в 1975 г. Цель ее деятельности — разработка, распространение практических методов и теоретических принципов управления качеством. ЕОК подобно ИСО и МЭК является неправительственной организацией. Основные формы работы ЕОК — проведение конференций, симпозиумов, семинаров. Практически ЕОК является своеобразным международным форумом обмена опытом по вопросам обеспечения высокого качества выпускаемой продукции. В работе ЕОК принимают участие 34 европейских государства. Наша страна является ее членом с 1977 г. В ЕОК существует четыре виды членства: полноправное, почетное, коллективное и индивидуальное. Полноправными членами ЕОК могут быть национальные организации по стандартизации и качеству европейских стран. Поскольку в работе ЕОК участвуют также страны Америки, Азии и Африки, то деятельность этой организации выходит за региональные рамки. Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на три года; другие должностные лица — шесть вице-президентов, а также бывшие президенты. Все они составляют Исполнительный комитет, который решает все текущие вопросы. Миссия организации состоит в том, чтобы повышать конкурентоспособность и устойчивость развития Европы на основе европейской политики в области качества. Среди других эффективных проектов ЕОК, в реализации которых участвует Россия, можно назвать также Гармонизированную схему подготовки специалистов по качеству. Специалист, прошедший такую подготовку, получает статус европейского эксперта или менеджера по качеству и соответствующий сертификат. Можно назвать и такие перспективные проекты ЕОК, как «Европейский индекс удовлетворенности потребителей», задача которого — получить статистические данные об удовлетворенности потребителей как инструменте измерения качества товаров и услуг; широкое распространение метода самооценки организаций; премия по качеству для малых и средних организаций. ЕОК ежегодно проводит конференции поочередно в разных странах. Постоянным органом ЕОК являются технические комитеты и отраслевые секции. Если ТК занимаются изучением межотраслевых проблем качества, то отраслевые секции — проблемами качества применительно к конкретной отрасли промышленности. По оценке специалистов, наиболее предпочтительной для дальнейшего развития отечественной законодательной базы по техническому регулированию является практика ЕС. Этому способствуют два важнейших фактора. Во-первых, российская экономика находится в стадии реформирования и не может быть резко либерализована. Во-вторых, экономика ЕС не исключает участия государства в регулировании рынка, в отличие, например, от экономики США. Сведя к минимальным требованиям регулирование в части безопасности, что согласуется с целями ФЗ «О техническом регулировании», ЕС осуществляет эту деятельность на основе системного подхода, что является важнейшим аргументом в ее пользу. Кроме того, важным доводом является увеличение товарооборота ЕС и России. Эти обстоятельства определяют задачу гармонизации российского технического законодательства в первую очередь с законодательством ЕС.
7. ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС)( ранее — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации — МГС). Совет был создан в соответствии с межправительственным соглашением от 13 марта 1992 г. и обеспечивает сотрудничество в указанной области стран СНГ. Создание МГС позволило объединить потенциалы и ресурсы национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств Содружества, совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный опыт и нормативные документы по стандартизации, а также осуществлять проведение единой технической политики в этих областях деятельности. МГС признан в качестве региональной организации по стандартизации международными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК) и организацией по стандартизации Европейского Союза (СЕН); ему присвоено в соответствии с принятыми в ИСО и МЭК правилами новое наименование — Евразийская организация по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). Техническая политика ЕАСС формируется национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников, научно-техническими комиссиями (рабочими группами) и межгосударственными ТК по стандартизации. По основным направлениям деятельности ЕАСС постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве по обеспечению единица измерений времени и частоты, а также более 230 межгосударственных ТК по стандартизации. С момента образования ЕАСС на его заседаниях рассмотрены запросы и приняты решения, обеспечивающие согласованные действия, направленные на повышение качества и безопасности продукции, производимой в странах СНГ, защиту рынков от некачественной и опасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды продукции, обеспечение единства измерений. В настоящее время фонд межгосударственных стандартов СНГ включает более 19 300 нормативных документов. С 1992 г. было разработано и принято более 3 800 межгосударственных нормативных документов. Ведение фонда осуществляет Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств — членов ЕАСС. Основные направления деятельности ЕАСС и его рабочих органов: -разработка нормативных документов по стандартизации, в том числе межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов; -формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами; -ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин; -ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов; -разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений; -разработка правил и процедур по взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы качества; -международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества. Правовую основу этой деятельности составляют межправительственные соглашения, заключенные национальными органами по стандартизации. Совместно с исполнительным комитетом подготовлен подписанный главами правительств стран СНГ ряд межгосударственных соглашений, которые способствуют проведению единой технической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, поддержанию научно-технического уровня и гармонизации фонда межгосударственных стандартов, в том числе: -Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли, устанавливающее единые принципы технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия в государствах-участниках зоны свободной торговли, гармонизированные с требованиями Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО. Ратификация и введение в действие этого Соглашения в СНГ позволит на единых принципах, отвечающих международным требованиям, осуществлять техническое нормирование с помощью технических регламентов и стандартов. При этом основой для их разработки станут международные стандарты. Соблюдение этих принципов облегчит странам СНГ вступление в ВТО и будет способствовать снятию технических барьеров в торговле; -Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000—2005 гг. Программа представляет собой комплекс работ по разработке и пересмотру действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ) системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Одно из основных направлений реализации программы — гармонизация действующих стандартов с международными. Работа ЕАСС как координирующего органа по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации обеспечила в СНГ: -применение и развитие единой нормативной базы: межгосударственных стандартов, классификаторов и других нормативных документов; -формирование единой эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов; -взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг. Большое внимание ЕАСС уделяет взаимосвязи с международными организациями. Так, со многими подписаны долгосрочные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях. В соответствии с подписанными соглашениями ЕАСС имеет право применять международные и европейские стандарты в качестве межгосударственных, а отдельные страны — члены ЕАСС — в качестве национальных стандартов. Это способствует максимальной гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и с европейскими стандартами независимо от членства и статуса государств — участников ЕАСС в этих организациях. При разработке межгосударственных нормативных документов осуществляется гармонизация их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами. Это создает условия для сохранения единого нормативно-технического обеспечения, направленного на устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве стран СНГ, а также способствует продвижению продукции, производимой в государствах—членах ЕАСС, на международный и европейский рынки.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2693)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |