Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе



2015-11-07 1847 Обсуждений (0)
Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие коррупции.Наиболее опасным нарушением дисциплины государственным служащим является коррупция. Основными ее причинами в различных исследованиях называются:

— трудности преодоления наследства тоталитарного режима;

— экономический упадок и политическая нестабильность;

— неразвитость и несовершенство законодательства, в том числе его противоречивость;

— неэффективность институтов власти;

— слабость гражданского общества, неукорененность демократических политических традиций, в том числе несформированность политической культуры, неразвитость правового сознания населения и др.

 

þ В сравнительно недавнем прошлом термин «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп) как особый вид отклоняющегося поведения должностных лиц, общественно-политических деятелей использовался для характеристики явлений, присущих, как считалось, буржуазным странам. В период политических реформ 1980–1990-х гг. это понятие прочно вошло не только в общеупотребительную лексику, но и приобрело юридическое звучание.

 

Так, 4 апреля 1992 г. был издан указ Президента РФ № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»[247], но определения понятия «коррупция» правовой акт не содержал. В Концепции национальной безопасности[248] термин «коррупция» используется в тесной связи с термином «преступность» и под углом зрения рассмотрения проблематики угроз криминализации общественных отношений.

Принятие нового закона «О противодействии коррупции» явилось результатом активных действий Президента РФ, одним из первых шагов которого после вступления в должность явилось издание указа от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»[249], 31 июля 2008 г. утверждение (№ Пр-1568) Национального план противодействия коррупции[250]. Первым пунктом этого Плана были подготовка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности:

а) определение понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение» и «противодействие коррупции»;

б) меры по профилактике коррупции;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Коррупция — сложное социальное и правовое явление, связанное со всеми общественными процессами, которое имеет в каждом государстве свои социально-политические, демографические, национально-психологические и этнические особенности. В этой связи международное право определяет приоритет национального законодательства в определении понятия коррупции.

В федеральном законе № 273-ФЗ под коррупцией понимается:

- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другим физическим лицам;

- совершение аналогичных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупционное деяние в России может быть квалифицировано как дисциплинарный или административный проступок, или как преступление.

Основные направления противодействия коррупции. Проблема предотвращения и пресечения коррупции в системе государственной и муниципальной службы является одной из наиболее актуальных. Теоретическим вопросам и практическим аспектам борьбы с коррупцией посвящены многочисленные исследования в различных отраслях наук: экономике, политологии, юриспруденции. В юридических науках можно выделить два важных направления, которые отличаются между собой методами нормативного воздействия на сферу регулируемых общественных отношений. Первый способ относится к предупредительным способам воздействия на общественные отношения, а второй — к методам пресечения коррупции и ответственности за коррупционные деяния.

Национальная стратегия противодействия коррупции утверждена указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460[251]. Национальная стратегия противодействия коррупции направлена на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Коррупция признается одной из основных угроз безопасности страны. Стратегия определяет цели и задачи, принципы и направления деятельности, механизм реализации.

Следует отметить прежде всего превентивный характер Национальной стратегии, выражающийся в направленности на предупреждение коррупции, а не на борьбу с последствиями уже свершившихся коррупционных проявлений. Национальная стратегия предусматривает использование комплекса мер — вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции, внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти и иных государственных органов и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышение роли комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. Значительная роль отводится периодическому исследованию состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах; совершенствованию современных юридических технологий — антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и мониторинга правоприменения.

Наиболее известный международный рейтинг коррупции - Индекс восприятия коррупции Transparency International[252] (таблица 7.1).

 


Таблица 7.1

Динамика индекса восприятия коррупции
Trasparency International для России[253]

Показатель Год
Количество стран в обзоре
Значение индекса 2,6 2,3 2,4 2,4 2,1 2,3 2,7 2,7 2,8 2,4
Место в рейтинге
Показатель Год
Количество стран в обзоре  
Значение индекса 2,5 2,3 2,1 2,2 2,1 2,4  
Место в рейтинге  

 

Реализация государственной антикоррупционной политики в России на современном этапе осуществляется системно на основе национальных планов противодействия коррупции, которые были приняты в 2008, 2010, 2012, 2014 гг. На основе этих двухлетних национальных планов формируются планы противодействия коррупции субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Подразделениям кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений отводится ключевое место в обеспечении функционирования системы предупреждения коррупции. Основными задачами их деятельности являются профилактика коррупционных и иных правонарушений в федеральном государственном органе, а также обеспечение деятельности федерального государственного органа по соблюдению служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

Наряду с данными задачами подразделения принимают меры по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; обеспечивают деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; оказывают консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению.

Большое значение в системе мероприятий антикоррупционного характера играют мероприятия образовательного, просветительского и пропагандистского характера, направленные на формирование антикоррупционного сознания служащих и граждан РФ, неприятие коррупции.

В соответствии компетенцией подразделения подготавливают проекты нормативных правовых актов и взаимодействуют с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

7. Поощрения на государственной
и муниципальной службе

Поощрение — «есть форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия»[254].

Применение поощрения базируется на правовой основе. За безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со ст. 55 федерального закона № 79-ФЗ применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Система поощрений государственным гражданским служащим субъекта РФ также определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о наградной системе и государственной гражданской службе. Поощрения муниципальных служащих и порядок их применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Основаниями для поощрения служащих могут являться:

— успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

— признание заслуг служащего (особые отличия при прохождении службы);

— продолжительная и безупречная служба;

— выполнение заданий особой важности и сложности;

— проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть коллективным (поощрение коллектива структурного подразделения, нескольких должностных лиц) и индивидуальным (поощрение конкретного служащего), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, включающим в себя как моральные, так и материальные виды поощрений.

Поощрения объявляются либо распорядительным актом, доводятся до сведения всех служащих органа, в котором он проходит службу, либо нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, правовым актом муниципального образования, а также обязательно вносятся в трудовую книжку.

Выплата поощрений, осуществляемых от имени государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляются в размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда. Выплата иных поощрений осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъекта РФ, муниципальными правовыми актами.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан РФ за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством[255].

Государственных наград могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства.

Установлены следующие виды государственных наград:

а) звание Героя РФ;

б) ордена РФ;

в) знаки отличия РФ;

г) медали РФ;

д) почетные звания РФ.

В субъектах РФ может быть установлена своя система наград.

Поощрительная процедура включает в себя:

1) ходатайство о поощрении, которое оформляется в виде специального представления, содержащее обоснование целесообразности поощрения (награждения);

2) направление представления руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, муниципального органа или в соответствующий государственный орган;

3) рассмотрение представления о поощрении и принятие по нем решения;

4) осуществление поощрения.

В сфере государственной и муниципальной службы поощрение занимает особое место. Оно способствует улучшению служебной дисциплины и эффективности профессиональной служебной деятельности. Безусловно, поощрение должно быть своевременным и значимым для служащего, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения ожидаемых результатов управленческого труда.

Контрольные вопросы

1. Почему граждане не могут уклоняться от контроля за деятельностью государственных служащих, должностных лиц?

2. Дайте определение понятия дисциплины в государственном управлении.

3. Охарактеризуйте основные составы служебных преступлений.

4. Какие причины вызывают формирование коррупционных отношений на государственной (муниципальной) службе?

5. Дайте определение понятия «коррупция».

6. Что представляет собой современное антикоррупционное законодательство в нашей стране, за рубежом?

7. Дайте определение понятия «должностной проступок».

8. Охарактеризуйте основные механизмы предотвращения коррупции на государственной или муниципальной службе.

9. Охарактеризуйте основания для поощрения государственных и муниципальных служащих.



2015-11-07 1847 Обсуждений (0)
Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)