Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность как философская категория



2016-01-26 884 Обсуждений (0)
Деятельность как философская категория 0.00 из 5.00 0 оценок




Многоплановость и многоаспектность (содержательное выражение и элементарных процессов и оснований) понятия деятельности определяется тем, что сама родовая сущность человека выражается в деятельности. Она является способом объективации субъективного.

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

 

Предмтеность - отношение к предмету адекватно его природе, действие адекватно логике предмета. Предметная деятельность – способ связи субъекта с миром.

Человек воссоздает предмет в идеальном плане – включение теоретической деятельности во внешнюю.

Предметность мира раскрывается в ходе освоения человеком общественно-выработанных и закрепленных в культуре норм предметного отношения к миру.

Двойная детерминация деятельности - со стороны предмета и со стороны собственной имманентной логики.

Субъективный характер:логика предмета и логика человеческих целей противостоят друг другу, и это противоречие постоянно снимается в актах реальной деятельности и ею же создается, но на другом уровне.

Целенаправленность.Цель – сознательный образ планируемого результата деятельности. Субъективна по форме и объективна по содержанию. Деятельность первична по отношению к человеку (генетически).

Опредмечивание - переход процессов деятельности в покоящееся свойство предмета, умирание деятельности в предмете.

Распредмечивание- переход предметности в живой процесс деятельности, в действующую способность, воспроизведение заложенных в предмете норм деятельности с ним, обогащается субъективный полюс - появляется опт, знание, умения, способности.

Сознательный характер деятельности вытекает из целесообразности. Это не значит, что осознаются все компонент деятельности, но цели - обязательно.

Сознание рассматривается как:

- внутренняя деятельность;

- отражение (образ).

Образ обеспечивает преемственность, единство и целостность разворачивающейся во времени деятельности, служит ориентиром для действия в мире. Его составляющие - чувственная ткань, значение и личностный смысл.

Опосредованность рассматривается с двух точек зрения:

-социальная (отношение к другим людям);

- орудийная.

Переход от совместной (интерпсихической) деятельности к индивидуальной (интрапсихической) составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования.

Ограничения теории деятельности:проблема межчеловеческих отношений, проблема творчества.

 

Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Принцип единства сознания и деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

По Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в деятельности, а формируется и развивается в ней. Опираясь на труды Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны одного из видов деятельности.

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии. Сознание проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт. Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления)

Проблема деятельности в психологии

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Еще в 1940 г. С.Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Одним из наиболее существенных моментов привлечения категории деятельности в психологию является то, что с помощью категории деятельности впервые удалось глубоко раскрыть неразрывную связь человека с миром и понять психическое как изначально включенное в эту фундаментальную взаимосвязь.

Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности.

Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Истоки проблемы деятельности

Проблема деятельности зародилась не в психологии, а в философии – в работах немецкой классической школы. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении.

Подробно категория деятельности развивалась так же в марксистской философии. Марксизм исходит из целостного понимания деятельности как предметной, как органического единства чувственно-практической и теоретической форм деятельности.

Басов был первым психологом, заимствовавшим категорию деятельности из марксизма, что соответствовало веянию времени (период перестройки психологии на основе марксизма).

 

Развитие проблемы деятельности

С. Л. Рубинштейн

Понимание деятельности и ее структура.

Принцип единства сознания и деятельности - человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут прежде всего через проявления в такой деятельности. Причем Рубинштейн особенно акцентирует внимание на том, что любая деятельность есть именно деятельность субъекта, она является самостоятельной и творческой. На каждом этапе своего развития человек, его цели и мотивы выступают как результат всей предшествующей деятельности, в которой он формируется. Деятельность в строгом смысле слова присуща только человеку, но не животному.

Рубинштейн выделил в деятельности субъекта ее психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. Таковы, в частности, действие, операция и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Никакой из этих компонентов не может быть однозначно определен вне отношения к психике. Например, одни и те же движения могут означать различные действия и поступки, и, наоборот, различные движения могут выражать один и тот же поступок.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно заключается прежде всего в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исходит. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

По мнению Рубинштейна, исходной «клеточкой, единицей», или «ячейкой», психологии является действие. Это означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, т.е. зачатки у человека его побуждений, мотивов, способностей и т.д.

А.Н. Леонтьев

Понимание деятельности и ее структура

А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична, она формируется на основе внешней предметной деятельности путем ее интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана.

Целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация. Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, это опредмеченная потребность.

Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Этот психологический механизм развития действий Леонтьев назвал «сдвиг мотива на цель». Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции. В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения.

 

Основные принципы теории деятельности:

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности. Принцип предметности составляет ядро теории деятельности.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности. В противовес представлениям о человеке как о «машине» представители теории деятельности с самого начала отстаивали положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта.

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности. Подчиненность активности какой-либо конечной заранее установленной цели составляет ту существенную особенность, на основе которой можно оценить поведение, как адаптивное. Неадаптивный характер предметной деятельности явственно выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет».

4. Принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей. Центральным здесь является положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения.

5. Принцип интериоризации/экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии. Только рассмотрение всех граней принципа интериоризации/экстериоризации (индивидуализация, переход от «мы» к «я», производство внутреннего плана сознания) позволит дать содержательную характеристику представлений о механизмах социализации в теории предметной деятельности.

6. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам». Суть анализа «по элементам» состоит в том, что предмет исследования разлагается на части, чужеродные по отношению к этому предмету как целому и утратившие присущую ему специфику. Полную противоположность принципу анализа по «элементам» представляет собой принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. Принцип психологического анализа «по единицам» задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности.

7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Последователи

П.Я. Гальперин – стал автором новой концепции поэтапного формирования умственных навыков, чьим методологическим основанием стал деятельностный подход.

Другой теоретик и практик в области психологии деятельности - В.В. Давыдов - выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.). В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека. При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психологические закономерности.

Далее понятие деятельности не остановило своего развития, а только захватывало новые области влияния. Например, А.Г. Асмолов предположил связь понятия установки, предложенного Узнадзе, со структурой деятельности, выделенной Леонтьевым. Асмолов пишет об иерархической уровневой природе установки как механизма, стабилизирующего процессы деятельности. В соответствии с основными структурными единицами, которые образуют психологическое строение деятельности, выделяются установки различных уровней и раскрываются их специфические особенности, а так же анализируются отношения между этими установками и их вклад в регуляцию деятельности.

 



2016-01-26 884 Обсуждений (0)
Деятельность как философская категория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность как философская категория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)