Классификация методов управления
Методы управления в менеджменте - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации. Содержание метода менеджмента предполагает ответы на вопросы: как, каким способом можно достичь управленческой цели. Выделяются следующие методы управления: 1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований). 2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям: - методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.); - методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль); - методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений)[4, с.56]. Конкретные методы управления в зависимости от характера воздействия подразделяются на организационно-административные, экономические и социально-психологические. Система конкретных методов управленияпредставляет собой следующие методы управления: 1. Организационно-распорядительные (администартивные); 2. Экономические; 3. Социально-психологические [9, с.156]. Рассмотрим их более подробно. Организационно-административные методыпредставляют прямоевоздействияе на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно и контроль их исполнения. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. При использовании организационно-административных методов предполагается обязательность выполнения распоряжений и указаний; а их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой наказание. Экономические методыпредставляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования. Социально – психологические методы управления В трудовом коллективе зарождается коллективное сознание, которое воздействует на работоспособность и на взаимоотношения всех членов коллектива, которые возникают в процессе совместной трудовой деятельности. Всеорганизации являются фактором социального развития коллектива. Управление производством подразумевает управление не только производственно-экономическими показателями, но и управление людьми, регулирование внутригрупповой культуры, внутреннего климата организации и взаимоотношений руководства с подчиненными. Социально-психологические методы решают нижеследующие задачи: 1) Создание сплоченного и работоспособного коллектива. На развитие социально-психологического климата в коллективе оказывают действие достаточно много факторов. В случае совместимости членов коллектива труд каждого из них обеспечивает высокую эффективность их общеколлективного труда и личное удовлетворение. В противном случае коллектив будет проявлять отрицательные эмоции к коллегам, к работе, к окружающим их событиям и к своей организации. Совместимость сотрудников выражается в единодушии, взаимопонимании, благосклонности, сопереживании, сострадании коллег друг другу. Не редко бывает так, что люди, которые работают в коллективе, имеют сильно отличающиеся индивидуальные характеристики. Перечислим самые распространенные из них: — возраст; — пол; — индивидуальные свойства поведения и характера; — национальность; — образование; — семейное положение [11, с.76]. Все эти отличительные характеристики могут оказывать воздействие как на качество работы, так и на поведение отдельного работника и других членов организации. Именно поэтому благоприятная среда в трудовом коллективе может повлиять не только на конечный результат работы организации, но и на развитие человека как личности, способствуя раскрытию потенциала и проявлению его новых возможностей. 2) Прогнозирование конфликтов в трудовой ячейке. Речь идет о межличностных и межгрупповых разногласиях, возникающих в трудовых коллективах организаций. Конфликтные взаимодействия протекают согласно определенных закономерностей, и руководитель данного коллектива обязан учитывать эти закономерности, чтобы обходить конфликты, уметь управлять конфликтами любой сложности, прогнозировать их вероятно-допустимое развитие [20, с.62]. Но, следует заметить, конфликт – это не всегда плохо, а иногда даже необходимо. Проблемы наиболее эффективного разрешения конфликтов, поиска согласия, нахождения единого мнения или компромиссов вызывают большое внимание у профессиональных психологов и социологов, таких как A. Я. Анцуповa, A. Г. Здравомысловa, Н. В. Гришинa, A. В. Морозовa, Пaрыгин Б. Д. 3) Формирование авторитета руководства. Авторитет личности руководства формируется в условиях общности норм и ценностей руководства с нормами и ценностями подчиненных, что приводит к возможности формирования коллектива единомышленников, увеличивает эффективность работы коллектива, показывая основательную управленческую деятельность руководителя данной организации. Формирование благоприятного, положительно заряженного морально-психологическойобстановки – одна из первостепенных обязанностей руководителя строительного коллектива,в которую входит учет руководителем интересов отдельного человека и целого коллектива. Таким образом, руководителю необходимо создавать комфортную среду для работы в коллективе, формировать строительный коллектив, исходя из его совместимости, поддерживать и поощрять благоприятно сложившиеся формы общения, изучать мнение коллектива, учитывать индивидуальные особенности личности сотрудников при планировании, поддерживать правильную мотивацию к труду. Социально-психологические методы управления в предприятиях основаны на принципах убеждения, полагается на знание психологии людей, их личностных предпочтений и особенностей, а не на властных полномочиях руководства. Способы и приемы для этих методов разрабатываются такими науками, как педагогика, социология, психология личности и т.д. В социально-психологические методы входят: — изучение отдельного человека, личности и управление ею; — изучение взаимоотношений коллектива и управление им; — мотивирование инициативы; —социальное планирование; — разработка графика социального совершенствования коллектива. При рассмотрении психологических особенностей каждого отдельного человека трудового коллектива, так и поведения всего коллектива, широко используются следующие способы анализа: — анкетирование; — тестирование; — наблюдения; — опросы; — интервью и т.д. Методом управления, имеющим большое значение, является исследование, направленное на увеличение роста мотивации трудовой деятельности работников. Существует 2 видамотивирования: моральное и материальное (применяемых при хорошем и плохом качестве труда) При хорошем качестве используют следующие мотивации: материальное вознаграждение, почетное звание, определенные бонусы, правительственная награда. При низком качестве производительности труда: проводится личная беседа, выносится предупреждение, выговор, разбор нарушений на общественных заседаниях организации и коллектива, увольнение. К этой же группе методов принадлежит и стремление к благоприятной, положительной психологической среде в трудовом коллективе [13, с.197]. Следует заметить, что значительное влияние получает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального совершенствования и роста трудового коллектива. Задачей данного планирования является использование процедур по улучшению и увеличению качества и условий труда, перспектив личного финансового и культурного совершенствования, постановку целей развития и критериев эффективности, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Таким образом, социально-психологические методы управления – это своего рода искусство управления людьми, при правильном использовании которого данные методы будут являться неотъемлемым компонентом создания благоприятного климата трудового коллектива, залогом увеличения роста производительности труда, качества изготавливаемой продукции.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |