От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов
ГЛАГОЛ Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
Глагол – часть речи, выражающая действие, процесс, состояние (категориальное значение). Обладает специфическими грамматическими категориями: вид, залог, наклонение, время, лицо, а также категорией числа и рода.
Неспрягаемые формы: инфинитив, причастие, деепричастие (у них нет наклонения) Упр. 1. Образуйте от данных глаголов спрягаемые в широком смысле формы и неспрягаемые Образец: удалять – несов. в., переходный гл.
Читать, написать, выучить, сидеть. Удалить, удаляться, удалиться Упр. 2. Определите, спрягаемая или неспрягаемая форма у данного глагола
Упр. 3. В предложениях из рассказов И.А. Бунина подчеркните все глагольные формы. Укажите, какие из них спрягаемые, а какие неспрягаемые. Ответ обоснуйте. 1. Он свернул толстую папиросу из черного крепкого табаку и все сидел у окна, поджав под себя одну ногу (На хуторе). 2. Темнеет - и странная тишина царит в селе (На край света). 3. Спускаясь под гору, они глядят на село другими глазами, чем прежде, - точно после долгой отлучки... (На край света). 4. Неуловимый свет и неуловимый сумрак мешались над равнинами хлебов (На хуторе). 5. Провожавшие возвращались домой (На край света). 6. Завтра воскресенье, -сказал он, -мы не будем работать. Если хотите, приходите, и мы почитаем вместе (На даче). Инфинитив –исходная, начальная форма морфологической парадигмы. Отвечает на вопросы: что делать, что сделать? Это неизменяемая форма глагола, обозначающая действие вне его отношения к наклонению, времени и лицу. У инф. есть только види залог. Формальный показатель – суффиксы ТЬ / ТИ / ЧЬ Две основы глагола Все глагольные формы образуются от 2-ух глагольных основ: основы инфинитива и основы настоящего времени. Основа инфинитива находится путем отбрасывания формообразующего суффикса ТИ/ТЬ/ЧЬ. Чаще оканчивается на гласный, поэтому называется вокалической. Чаще всего совпадает с формой прошедшего времени (нес-ти, нёс). Основа настоящего времени находится путем отбрасывания окончаний у глаголов в форме 3 л., мн. ч. (они): читают – читай-ут; нес-ут. Чаще всего она оканчивается на согл. и ее называют консонантной. Глагольные формы, образуемые от
От глагола могут образовываться не все формы, это зависит от переходности и вида глагола. У неперех. гл. нет страд. прич. У сов. в. гл. нет наст. вр. Таким образом, самое благоприятное соотношение признаков имеютглаголы перех., несов. вида. Определите форму глагола, выделите ее показатель. Все запланировано, открой дверь, ты произвел расчет, Маша звонит, чтобы ты все подготовил, еще увидишься, мост закрыт, долго спим, население в этом заинтересовано, поймите меня правильно, свято хранимые традиции, я совсем замерз, кабы знал заранее, не разговаривай с ним, дверь заперта, развевающийся флаг, ты храним судьбою, скоро вы прилетите, напишите мне, когда приедете, если напишете, я успокоюсь, не увидел бы сам, не поверил бы. Основа инф. образуется путем отсечения суф. инф., основа н. вр. – отсечения окончания от формы 3 л., мн. ч.
Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.н.вр.
В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).
Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.
От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |