Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация



2016-01-26 814 Обсуждений (0)
Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной фил., кот. считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.

Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: 1прямые - опосредованные;2внутренние - внешние; 3функциональные; 4генетические.

С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т.д.

С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;

2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;

3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;

4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;

5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, кот. обеспечивает устойчивость системы.

 

32- Основные диалектические законы процессуальности развития, их методологическое значение.1 закон единства и борьбы или тождества противоположностей

2 закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

3 закон отрицания отрицания=закон двойного отрицания

Закон – это внутренняя, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и процессов в объективном мире. Законы природы объективны. Различают законы частные, общие и всеобщие.

Частные – законы части бытия: химические, возбуждения и торможения;

общие – более широкие: в физике, обществе;

всеобщие – действуют во всех сферах бытия.

Закон № 1, «Тождество противоположностей» объяснят причины и источники изменения. Суть: развитие именно как саморазвитие, самодвижение. Каждая вещь разделена на противоположности, т.е. такие процессы и стороны, без которых вещь не может существовать и они взаимоисключают друг друга, но они и связаны, они объективны. Например, процесс ассимиляции и диссимиляции, закон наследственности и изменчивости. Противоречие – движущая сила развития, источник движения.

Принципы взаимоотношения противоречий:

-стороны абсолютно равноценны

-они не существуют друг без друга

-в процессе разрешения противоречий гибнут обе стороны противоречий, следствием этого является появление нового предмета, с присущими ему противоречиями; этот процесс бесконечен

Закон № 2. «Взаимный переход от количественных изменений в качественные». Он конкретизирует 1 закон. Он показывает, каким образом происходит переход. Качество – это основное, существенное в предмете, то, что отличает его от других предметов; оно неотделимо от объекта, т.к. если оно меняется, то меняется и сам объект; качество обнаруживается через свойства объекта. Свойства – внешнее проявление качества. Количество – степень выражения качества. Качество одно, а степь выражения разная.

Закон № 3. «Отрицание отрицаний». Куда движется человек, общество, как в целом развивается мир. Существует много концепций, отвечающих на этот вопрос. Пифагор – все идет по кругу=вечное повторение. Просветители (18 век) считали, что все идет только вверх, а не по кругу. А это закон показывает, что мир развивается по спирали: есть прогресс и регресс. Каждая ступень общественного развития берет какие-то моменты с прежних этапов развития. Это закон отвечает на вопрос направленности развития: материя не сохраняется и не уничтожается, она вечно меняется. Сначала отрицали диалектику, получилась антидиалектика, а потом возникла диалектика из-за метафизики.

 



2016-01-26 814 Обсуждений (0)
Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалектическое учение о взаимосвязях явлений. Понятие закона (закономерности) и их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)