Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегическая несостоятельность речевых манипуляций на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь



2016-01-26 575 Обсуждений (0)
Стратегическая несостоятельность речевых манипуляций на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь 0.00 из 5.00 0 оценок




<Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».>

<Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его тактику.>

<Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.>

<Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек – это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.>

<Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел Манипулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».>

<Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность свыше.>

<Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой жизненной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.>

<Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Поскольку Манипулятор в какой-то мере живет в каждого из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его выделить более отчетливо. Имеется несколько основных типов Манипуляторов.>

1.<Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает всё, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора:

настоятельница

настоятель (игумен)

начальник

босс

младшие боссы>

2.<Тряпка (слабак). Обычно жертва Диктатора, полярная противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействие с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. = 328-329 = Разновидности Тряпки:

мнительный

глупый

«хамелеон»

конформист

стеснительный

уступающий>

3.<Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увиливает, лжет, старается перехитрить и провести других людей. Вариации Вычислителя:

делец

аферист

игрок

создатель рекламы

шантажист

рассчитывающий всё наперед>

4.<Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислитепя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновидности:

паразит

ытик

вечный ребёнок

ипохондрик

иждивенец

беспомощный>

5.<Хулиган.Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он

оскорбитель

ненавистник

гангстер

угрожающий

сварливая баба («пила»)-женская вариация>

6.<Славный парень.Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности:

- угодливый

- доброжелательный

- моралист

- человек организации.>

7.<Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности:

- всезнающий

- обличитель

- собиратель улик

- судебный пристав

- позорящий

- оценщик

- мститель

- заставляющий признать вину>

8.<Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты:

- наседка

- утешитель

- покровитель

- ученик

- помощник

- самоотверженный>

 

<В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же мы являем собой один из типов Манипуляторов в наиболее выраженной степени, мы проецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. Например, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода подрывных методов.>

Тип Манипулятора Главная характеристика в общении
Диктатор Откровенно силовая манера поведения
Тряпка Кажущаяся бесконечная игра в поддавки
Вычислитель Холодная расчетливость
Прилипала Имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке
Хулиган Терроризирование окружающих в своих интересах
Славный парень Разыгрывание «своего в доску» человека
Судья Демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции
Защитник Лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них

Причины манипуляции

1. <Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек = 329-330 = никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет ещё сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше».>

2. <Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремиться получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

3. <Поскольку риск и неопределённость окружает людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: « Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» – и при этом, в конечном счете, – добивается своих целей, используя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.>

4. <Э. Берн, В Глассер называют четвертую причину манипуляций: манипулятор – это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относиться к людям ритуально.>

5. <А. Эллис обозначил пятую причину манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем.>

<Манипуляция – это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других. Например, жена-Тряпка всё свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все её жизненные невзгоды. Это не просто отдельная случайная игра, это сценарий на всю их совместнуюжизнь.>

<Почему же современному человеку так нравится быть манипулятором?>

<Потому, наверное, что он мало ценит себя и старается прикинуться более ценным. По сути, манипулятор надеется на то, что окружающим больше понравится его игра, его маска, нежели он сам. Чем больше значение он придает своей маске, тем больше обесценивает себя. Важно отметить, что законченный манипулятор, неспособный подняться в диалоге выше манипулятивного уровня общения, также редкость. Как правило, человек склонный к манипулятивному общению способен к контакту и на более высоких уровнях, включая духовный, смотря с кем и в какой ситуации возникает контакт!>


44. Языковая личность в плане уникальной неповторимости её восприятия другой личностью.

<Модель языковой личности должна представлять собой попытку увязать воедино все аспекты, имеющие проекцию на человека, так как они онтологически взаимосвязаны и взаимоопределяют друг друга. Это должна быть попытка соотнести накопленные эмпирические и теоретические знания о человеке и языке, выработанные психологией, социологией, логикой, языкознанием и другими науками, и обобщить этот опыт в рамках философии деятельности, философии познания, философии творчества, философии жизни и философии языка. Иными словами, концепция языковой личности должна отражать отношение человека к миру и мира к человеку в общефилософском смысле и отношение человека к слову и слова к человеку в философско-лингвистическом смысле и предполагает её рассмотрение в рамках системомыследеятельности. Это фактически признание языковой личности онтологической категорией.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)

<Языковая личность – сверхсложный универсум, поэтому модель языковой личности предполагает многоаспектность, многоструктурность и многоуровневость. Такая модель не допускает упрощения и требует адекватного понятийного аппарата для своего раскрытия.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)

<Предлагаемый подход не предполагает смену научных парадигм, но их объединение, переосмысление и выработку универсальной парадигмы с единым ценностным центром. Таким ценностным центром, способным связать воедино универсум системомыследеятельности и коммуникативный универсум (риторика), является рефлексия. Рефлексия выступает как связующее звено между внутренним и внешним миром человека, как самосознание и самоосознание человеком своего личного бытия в бытии мира, связь между ними реализуется через вхождение и в рефлексивные позиции. Для модели языковой личности существенно понимание человека как носителя рефлексии и участника рефлектирующей деятельности. Рефлексивная сущность языковой личности предполагает её уникальность, поскольку сама рефлексия каждого человека индивидуальна и неповторима. Такая концепция языковой личности хорошо согласуется с концепцией онтологии личности М.Бахтина, которая основана на признании единственности, неповторимости, неисчерпаемости, цельности, конкретности и открытости языковой личности. Признание рефлексивного статуса языковой личности придает ей духовность, так как «реализация личности есть вечное самотворчество, создание нового человека, победа над ветхим человеком» (Бердяев). Язык личности предстает как сложный живой, творческий организм.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)

<Языковая личность – это сложная динамическая самоорганизующаяся рефлексивная система, постоянно стремящаяся реализовать свою рефлексию. Поэтому языковая личность может рассматриваться как целеустремленная система, реализующаяся по бесконечному числу целеустремленных состояний. Целеустремлённая система видит и ставит перед собой задачу, цель и способы решения задачи. «... никакое понятие личности не может удовлетворять критерию уникальности, если психологический индивид не предстает в нем как целеустремлённый индивид и если согласно этому понятию личность не характеризуется по откликам индивида на его окружение» (1). Следовательно, концепция языковой личности по неизбежности должна ещё включать рефлексивную реакцию на окружающую действительность. Целеустремлённые состояния, в которых оказывается языковая личность, характеризуются по рефлексивным реакциям, рефлексивному поведению в целом и рефлексивным эффектам.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)

<«Итак, в нашем понимании личность (индивидуальность) не является переменной, не поддающейся наблюдению и привлекаемой для объяснения выбора, а есть наблюдаемая функция, показывающая, как индивид или система преобразуют параметры выборной ситуации в ожидаемую удельную ценность» (2). Впервые о ценностном потенциале, ценностном центре личности и ценностных характеристиках текстов заговорил М.Бахтин: «Жить – значит «ценностно устанавливаться», что разнопланово «занятию ценностной позиции» (3). Личность постоянно воспринимает ценностные установки «со стороны» и реализует свои собственные установки. Ценность коммуникации характеризуется по параметрам меры устремлённости и эффективности. Языковая личность – ценностный центр риторики. В процессе коммуникации языковая личность выстраивает программы рефлексивного действования, которые глубоко личностны, поэтому рефлексивная реакция и рефлексивное поведение разных людей на один и тот же текст несводимы к реакции каждого отдельного человека. Риторика призвана задавать ценностные установки и создавать ситуации целеустремлённых состояний. От успешности ситуаций целеустремлённых состояний зависит успешность рефлексивного вживания человека в риторическую стихию текстов. Ситуации целеустремлённых состояний, задаваемые риторикой, провоцируют разнообразные эффекты восприятия, которые могут быть представлены разнообразными рефлексивными схемами.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)

<В свете сказанного, риторичность как практическое воплощение замысла автора также предстает как глубоко личностное явление, как отражение языковой личности автора. Риторическое слово, в соответствии с подходом Бахтина, представляет собой «говорящее бытие» и неповторимое событие. Работа рефлексии означает, что человек находится в состоянии диалога с автором через риторическое слово, и его рефлексия является его диалогической реакцией на смыслы текста. В процессе общения с текстом рефлексия обретает динамику и заряжается энергией текста, причем риторическое слово выступает как пробудитель, стимулятор, активизатор и фиксатор рефлексии. Здесь можно говорить о ценностной (ответственной, по Бахтину) позиции автора текста и о ценностной позиции читателя в риторической стихии текста. Свидетельством осознания своей ответственности автора перед читателем является построение оптимальных риторических программ, провоцирующих продуктивные рефлексивные действования в процессе чтения текста.> (http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf)


 



2016-01-26 575 Обсуждений (0)
Стратегическая несостоятельность речевых манипуляций на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегическая несостоятельность речевых манипуляций на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)