Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия – наука – религия (точки соприкосновения)



2016-01-26 1885 Обсуждений (0)
Философия – наука – религия (точки соприкосновения) 0.00 из 5.00 0 оценок




История философии

1. Философия как социокультурный феномен. Специфика

философского знания.

2. Философия – наука – религия (точки соприкосновения).

3. Основной вопрос философии. Структура и функции философии.

4. Общие черты древнеиндийского мировидения.

5. Этико-социальная направленность древнекитайской философии

(Лао-цзы, Конфуций)

6. Основные этапы развития античной философии.

7. Логико-гносеологические идеи древнегреческой философии (от

Парменида до Аристотеля).

8. Античная философия классического периода. Основные учения.

9. Вклад Аристотеля в науку и развитие представлений о движении.

10. Особенности и проблемы средневековой западноевропейской

философии (Ф. Аквинский).

11. Пантеизм Н. Кузанского и Д. Бруно.

 

 

12. Методологические идеи в трудах Г. Галилея.

 

 

13. Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта

(эмпиризм и рационализм).

 

 

14. Особенности немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

 

 

15. Влияние философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха на становление марксисткой философии.

 

 

16. Философские открытия К. Маркса.

 

 

17. Философские открытия Ф. Энгельса.

 

 

18.Особенности русской классической философии XIX-XX вв. (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).61

 

 

19.Советская философия середины ХХ века (проблемы и тенденции).

 

20.Основные идеи и направления русского космизма ХIX – ХХ вв. (Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский).

 

21.Основные тенденции позитивизма. Проблемы позитивистской методологии.

 

22.Сциентизм и антисциентизм в XX в.

 

1. Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания.

 

Цель философии - показать/создать картину мира.

 

Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э.

 

Под культурой понимается совокупность форм духовной жизни общества, исторически возникших на определенном уровне развития цивилизации. В качестве таковых форм можно еще выделить науку, религию, искусство и т.д.

Социальная функция ф.- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Специфические черты философского мировоззрения:

 

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

* имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат);

* однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры.

 

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Т.о. философское знание имеет следующие особенности:

- Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

- Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

- В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

- Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

- Философия - рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя.

- Важный принцип философии - свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Философия – наука – религия (точки соприкосновения).

Философия Религия Наука
Система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости. Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их роль в мироздании и жизни человека. Религия ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
  В отличие от религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.   При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Есть законы. Философия как и наука опирается на ум, разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, предлагает оперирование четко определенными категориями.

И философия, и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла, об истине и лжи. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, обращаясь к разуму. Философия приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Более того, вплоть до 17 века (Новое время) философия и наука были тесно связаны, философия включала весь комплекс научного знания. «Философия - царица наук».

С момента отделения научной деятельности от философии возник вопрос о том, является ли философия наукой, поскольку у философии и науки есть как сходные черты, так и моменты, позволяющие их разделять. Сходства:

- Рациональность: и философия, и наука целесообразны, имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов), специфический предмет (объект) деятельность, язык, правила и т.п.

- Системность: и научное, и философское знание имеет целостный характер, т.е. является теорией.

- Доказательность: в философии, как и в науке, всегда присутствуют обоснования, аргументация.

Однако, достаточно указать на критерии научного знания (верифицируемость (проверяемость истинности опытом), фальсифицируемость (опровержимость знания в опыте), парадигмальность (признание образцов), объективность), чтобы понять, что философское знание этим критериям не соответствует. Кроме того есть и другие различия философии и науки, что дает понять, что между философией и наукой больше различий, чем точек соприкосновения. Философия - теоретическое знание, но не наука.

 

3. Основной вопрос философии. Структура и функции философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Структура философии

Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем:

- Онтология - учение о бытии (проблемы устройства мира, соотношение идеального и материального, определение бытия, материи, движения, пространства, времени, существования и т.п.)

- Гносеология - теория познания (вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и лжи, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, способы и методы познания). Эпистемология - тоже теория познания, но рассматривает строго научное познание

- Аксиология - теория ценностей (вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.)

- Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему.

- Антропология - учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.)

- История философии, где рассматривается изменение философии во времени

- Праксиология - учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.

- Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и т.д.

Функции философии:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Познавательная - вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания.

Критическая - учит подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития мира.

4. Общие черты древнеиндийского мировидения.

Индийская философия - совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1. ведический период (15-5 вв. до н. э.) – следование Ведам (религиозно-философские трактаты), для него характерно многобожие и антропоморфность.

2. классический, или брахмано-буддийский (5в. до н. э. – 1в. н. э.) - Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется в триедином божестве: Брахма— творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива— разрушитель мира.

3. период послеклассический, или индуистский (с 1 в до н.э.).

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм— одна из трех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале 2 тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, - это освобождение от страдания.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

- брахманы (жрецы);

- кшатрии (воины);

- вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

- шудры (рабы и военнопленные).

Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма — предопределённость человеческой жизни, судьбы. Цель кармы — провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития — мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней).

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами — Великими Душами.

Особенность философии:

- Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели - освобождению (в качестве примера - благородное молчание Будды).

- Замкнутость, эзотерический характер знания, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.

- философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь нирваны может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений.

 

- Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации - переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой).

- Аскетизм- отказ от желаний в качестве пути к освобождению.

5. Этико-социальная направленность древнекитайской философии

(Лао-цзы, Конфуций)

 

Китайская философия - является частью восточной философии. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.

Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными - полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. Существуют основные школы, это:

- Даосизм

Воззрения даосизма изложил в своем трактате«Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрецЛао-цзы. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняетсяДао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается.

Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнетбессмертия. Для этого необходимо, во-первых,питание духа: это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимопитание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственныйэликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникаетконцепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Лао-Цзы: «Главное в жизни человека - недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».

Конфуцианство-это прежде всего морально- этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Конфуций (ученик Лао-Цзы) - основатель школы конфуцианства. Его изречения собраны в книге Лунь-Юй (Суждение и беседы). К. считал, что нужно заниматься изучением души человека, а не политикой. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. «Учение Конфуция часто характеризуют как социальную этику. И, действительно, в центре его учения - образ совершенного человека, который следует ритуалам.

Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ.

Легизм- социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян и Хань-Фэй. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные постулаты легизма: - человек изначально обладает злой природой,- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам,

- государство-главный регулирующий механизм общества.

6. Основные этапы развития античной философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э.

Основные черты антич. философии: космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм.

Этапы:

- ранняя классика (натуралисты, досократики – Зенон, Фалес) – главные проблемы: Космос и его строение, первооснова мира.

- средняя классика (Сократ и его школа) – изучали сущность человека

- эллинизм (Эпикур, Сенека) – главные проблемы: познание, отношения Бога и человека.

Этапы:

- классический (натуралистический) - Фалес Милетский,

- сократический – Сократ – Платон – Аристотель – Александр Македонский

- эллинистический – (после смерти Александра Македонского), римский период

Характерные черты.

- Синкретичность - нерасчлененность важнейших проблем.

- Космоцентризм – миром управляет Космос,

- Политеизм – многобожие,

- Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля,

- Логика, этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность - отвечала на вопросы бытия, помогая жить.

 

 

7. Логико-гносеологические идеи древнегреческой философии

(от Парменида до Аристотеля).


В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в. до н. э.— II в.н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др

Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию.

Зенонпытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории), возникающие при попытке мыслить движение. Знаменитые апории Зенона ( «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разрешением многообразных противоречий, возникающих при отображении в познании объективного процесса движения.
Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода и нравственности.

Платон - диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии. Он определил основные категории.

Оценивая в общем античную (точнее — древнегреческую) философию и гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно-метафизического расчленения природы.

 



2016-01-26 1885 Обсуждений (0)
Философия – наука – религия (точки соприкосновения) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия – наука – религия (точки соприкосновения)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)