Философия – наука – религия (точки соприкосновения)
История философии 1. Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания. 2. Философия – наука – религия (точки соприкосновения). 3. Основной вопрос философии. Структура и функции философии. 4. Общие черты древнеиндийского мировидения. 5. Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций) 6. Основные этапы развития античной философии. 7. Логико-гносеологические идеи древнегреческой философии (от Парменида до Аристотеля). 8. Античная философия классического периода. Основные учения. 9. Вклад Аристотеля в науку и развитие представлений о движении. 10. Особенности и проблемы средневековой западноевропейской философии (Ф. Аквинский). 11. Пантеизм Н. Кузанского и Д. Бруно.
12. Методологические идеи в трудах Г. Галилея.
13. Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
14. Особенности немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).
15. Влияние философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха на становление марксисткой философии.
16. Философские открытия К. Маркса.
17. Философские открытия Ф. Энгельса.
18.Особенности русской классической философии XIX-XX вв. (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).61
19.Советская философия середины ХХ века (проблемы и тенденции).
20.Основные идеи и направления русского космизма ХIX – ХХ вв. (Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский).
21.Основные тенденции позитивизма. Проблемы позитивистской методологии.
22.Сциентизм и антисциентизм в XX в.
1. Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания.
Цель философии - показать/создать картину мира.
Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э.
Под культурой понимается совокупность форм духовной жизни общества, исторически возникших на определенном уровне развития цивилизации. В качестве таковых форм можно еще выделить науку, религию, искусство и т.д. Социальная функция ф.- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Специфические черты философского мировоззрения:
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно: * имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат); * однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Т.о. философское знание имеет следующие особенности: - Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); - Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе. - В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппарат. - Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме. - Философия - рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя. - Важный принцип философии - свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты. Философия – наука – религия (точки соприкосновения).
И философия, и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла, об истине и лжи. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, обращаясь к разуму. Философия приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Более того, вплоть до 17 века (Новое время) философия и наука были тесно связаны, философия включала весь комплекс научного знания. «Философия - царица наук». С момента отделения научной деятельности от философии возник вопрос о том, является ли философия наукой, поскольку у философии и науки есть как сходные черты, так и моменты, позволяющие их разделять. Сходства: - Рациональность: и философия, и наука целесообразны, имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов), специфический предмет (объект) деятельность, язык, правила и т.п. - Системность: и научное, и философское знание имеет целостный характер, т.е. является теорией. - Доказательность: в философии, как и в науке, всегда присутствуют обоснования, аргументация. Однако, достаточно указать на критерии научного знания (верифицируемость (проверяемость истинности опытом), фальсифицируемость (опровержимость знания в опыте), парадигмальность (признание образцов), объективность), чтобы понять, что философское знание этим критериям не соответствует. Кроме того есть и другие различия философии и науки, что дает понять, что между философией и наукой больше различий, чем точек соприкосновения. Философия - теоретическое знание, но не наука.
3. Основной вопрос философии. Структура и функции философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. Структура философии Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем: - Онтология - учение о бытии (проблемы устройства мира, соотношение идеального и материального, определение бытия, материи, движения, пространства, времени, существования и т.п.) - Гносеология - теория познания (вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и лжи, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, способы и методы познания). Эпистемология - тоже теория познания, но рассматривает строго научное познание - Аксиология - теория ценностей (вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.) - Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему. - Антропология - учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.) - История философии, где рассматривается изменение философии во времени - Праксиология - учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. - Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и т.д. Функции философии: Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Познавательная - вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания. Критическая - учит подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития мира. 4. Общие черты древнеиндийского мировидения. Индийская философия - совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: 1. ведический период (15-5 вв. до н. э.) – следование Ведам (религиозно-философские трактаты), для него характерно многобожие и антропоморфность. 2. классический, или брахмано-буддийский (5в. до н. э. – 1в. н. э.) - Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется в триедином божестве: Брахма— творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива— разрушитель мира. 3. период послеклассический, или индуистский (с 1 в до н.э.). Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды. Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни. В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм— одна из трех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале 2 тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах. Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, - это освобождение от страдания. Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны: - брахманы (жрецы); - кшатрии (воины); - вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); - шудры (рабы и военнопленные). Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределённость человеческой жизни, судьбы. Цель кармы — провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития — мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней). Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами — Великими Душами. Особенность философии: - Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели - освобождению (в качестве примера - благородное молчание Будды). - Замкнутость, эзотерический характер знания, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло. - философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь нирваны может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений.
- Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации - переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). - Аскетизм- отказ от желаний в качестве пути к освобождению. 5. Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций)
Китайская философия - является частью восточной философии. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными - полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. Существуют основные школы, это: - Даосизм– Воззрения даосизма изложил в своем трактате«Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрецЛао-цзы. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин». Идеи даосизма Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняетсяДао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнетбессмертия. Для этого необходимо, во-первых,питание духа: это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимопитание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственныйэликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов. В рамках даосизма возникаетконцепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать. Лао-Цзы: «Главное в жизни человека - недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао». Конфуцианство-это прежде всего морально- этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Конфуций (ученик Лао-Цзы) - основатель школы конфуцианства. Его изречения собраны в книге Лунь-Юй (Суждение и беседы). К. считал, что нужно заниматься изучением души человека, а не политикой. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. «Учение Конфуция часто характеризуют как социальную этику. И, действительно, в центре его учения - образ совершенного человека, который следует ритуалам. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Легизм- социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян и Хань-Фэй. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные постулаты легизма: - человек изначально обладает злой природой,- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, - государство-главный регулирующий механизм общества. 6. Основные этапы развития античной философии. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э. Основные черты антич. философии: космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм. Этапы: - ранняя классика (натуралисты, досократики – Зенон, Фалес) – главные проблемы: Космос и его строение, первооснова мира. - средняя классика (Сократ и его школа) – изучали сущность человека - эллинизм (Эпикур, Сенека) – главные проблемы: познание, отношения Бога и человека. Этапы: - классический (натуралистический) - Фалес Милетский, - сократический – Сократ – Платон – Аристотель – Александр Македонский - эллинистический – (после смерти Александра Македонского), римский период Характерные черты. - Синкретичность - нерасчлененность важнейших проблем. - Космоцентризм – миром управляет Космос, - Политеизм – многобожие, - Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, - Логика, этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность - отвечала на вопросы бытия, помогая жить.
7. Логико-гносеологические идеи древнегреческой философии (от Парменида до Аристотеля).
Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию. Зенонпытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории), возникающие при попытке мыслить движение. Знаменитые апории Зенона ( «Ахилл», «Стрела» и «Стадий») не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разрешением многообразных противоречий, возникающих при отображении в познании объективного процесса движения. Платон - диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии. Он определил основные категории. Оценивая в общем античную (точнее — древнегреческую) философию и гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно-метафизического расчленения природы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |