ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫМ ИЗДЕЛИЯМ
Являясь неотъемлемой частью электротехнической установки, электромонтажные изделия оказывают большое влияние на ее качество и потому должны отвечать ряду требований. Основные из них сводятся к следующему. Тема 3.8 Вопрос 1 Общие сведения. Монтажные электрические схемы служат для соединений электрических аппаратов в пределах отдельно стоящих комплектных устройств и, как правило, выполняются на отдельном листе для каждой электроконструкции (шкаф, пульт, щит станций управления). Входящие в комплект ящики сопротивлений, понизительные трансформаторы, магнитные усилители и пр. монтируются сзади щита на самостоятельных стеллажах и также относятся к монтажной электрической схеме щита. Если щит состоит из нескольких блоков, то монтажная электрическая схема той части щита, которая представляет собой монтажный блок, изображается на отдельном листе. Длина блока не должна превышать 4 м, что соответствует платформе для транспортировки. Если две стоящие рядом панели электрического щита входят в разные конструктивные блоки, то электрические соединения между ними выполняются на монтаже. Завод-изготовитель электрических щитов выполнять их не должен и не может, так как щиты транспортируются отдельными блоками. При составлении монтажных электрических схем рекомендуется отделять свободными зажимами электрические цепи разного назначения, например электрические цепи сигнализации от электрических цепей управлення, электрические цепи управления разных электроприводов, электрические цепи одного напряжения от электрических цепей другого напряжения. Если в ряду зажимов имеются зажимы электрических цепей напряжения 380 и 500 в, то их следует помещать не в середине, а с края ряда зажимов и отделять от зажимов электрических цепей более низкого напряжения двумя свободными зажимами, написав сверху 380 или 500 в. Зажимы электрических цепей порядка 750 в должны устанавливаться конструктивно отдельно от зажимов остальных цепей. Зажимы электрических цепей одного назначения, например управления, должны набираться подряд. Затем должны следовать подряд зажимы электрических цепей другого назначения и т. д. Чтобы монтажникам легче было подводить электрический кабель, закреплять и разделывать его и удобнее подсоединять провода к рядам зажимов и электрическим силовым контактам аппаратов в щитах, комплектующихся из блоков управления серии БУ, нижние ряды стремятся оставлять свободными или в крайнем случае их занимают под резерв. Способы выполнения монтажных электрических схем. Как будет показано ниже, в зависимости от способа монтажа и назначения электрического устройства монтажные электрические схемы выполняются несколькими способами. Типичные примеры даны ниже. Пример 1. На рис. 7 дана монтажная электрическая схема шкафа 4ШСУ. На дверце установлены три универсальных переключателя типа УП5311-А/36. Они имеют обозначения 22К, 23К и 24К. Заводская маркировка выводов 1, 2, 3, 4 написана внутри обозначения выводов (в кружках). На электрической схеме показаны направления потоков проводов, в данном случае идущих к рейке зажимов, которая установлена на правой боковой стенке. Зажимы имеют порядковые номера 1-15. Маркировка 1-22, 5-22, 7-22, 1-23, 5-23, 7-23 и т. п. написана и на зажимах и у проводов, присоединенных к универсальным переключателям. Легко понять, что зажим 1 присоединяется к выводу 4 универсального переключателя 22К, так как они имеют одинаковую маркировку 1-22. Зажим 11 (маркировка 7-24) соединен с выводом 2 переключателя 24К. и т. п. На рис. 7 к рейке зажимов присоединен кабель 121 марки АКНРГ 1(10x2,5), который идет к щиту 6ЩСУ. Девять жил кабеля присоединены к зажимам, одна жила свободна; она изображена стрелочкой. Кабель относится к внешним соединениям, а не к монтажной электрической схеме шкафа. Однако для сокращения количества электрических чертежей кабели часто показывают на монтажных электрических схемах. Вопрос 2 Монтажные схемы При монтаже удобно работать с двумя схемами, с монтажной и принципиальной электрической. Монтажная схема чертится после составления принципиальной, некоторые пункты при составлении монтажных схем могут упускаться, в таком случае можно обратиться к электрической схеме. Возьмем небольшой кусочек схемы и посмотрим как ее нужно читать, как правильно указывать маршрут и т.п., к примеру имеется вот такой кусочек монтажной схемы: На схеме изображены 2 релюшки, какого они типа и на какое напряжение обычно указывается рядом с релюшками, или пишется в электрической схеме, т.е. если в монтажной схеме не написано (или может забыли написать) рабочее напряжение какого либо элемента, открываете электрическую схему, находите там этот элемент и смотрите. В данном случае у нас изображены 2 релюшки: KV8 и KV9, в кружочках, выше элемента указывается порядковый номер или номер элемента. А кружочки что внутри это как вы наверное уже поняли контактные площадки релюшек, если по другому, то посадочные места, контакты. Внутри кружочков так же пишется цифра, а буквами -А- и -В- означаются контакты для питания. Контакты которые должны соединяться с другими элементами, выносятся полосками за край корпуса и с краю пишется маршрут, в нашем случае от элемента -40- отходит один контакт с маршрутом -41В-, данный маршрут говорит о том, что контакт номер –В- элемента номер -40- должен соединяться с контактом -В- элемента элемента -41-. Можно сказать, что контакты –В- релюшек -40- и -41- соединяются вместе. Что касается указаний маршрута на кембриках, то на элементе -40- на контакт -В- закручивается (т.к. у нас контакты релюшек с винтовыми клеммами) провод на который одет кембрик с надписью -41:В-, а на элементе -41- к контакту -В- одевается другой кембрик с маршрутом -40:В-. Если выразиться попроще, то на кембриках (или кабельных маркерах) указываются обратные маршруты с соединяемыми элементами. На некоторых элементах, например на тех же релюшках, могут быть пририсованы какие-нибудь радиоэлементы, ниже на схеме параллельно обмоткам релюшек нарисованы диоды: Такие элементы, как правило на чертежах соединятся прямо с контактами БЕЗ указаний маршрутов – зачем писать маршрут когда и так понятно, что анод диода -VD5- соединяется с контактом –В- релюшки -К4-, а катод соединяется с контактом –А- того же элемента. На вывода таких элементов кембрики НЕ одеваются и маршрут соответственно тоже, не пишется. Если посмотрите внимательнее, то на схеме 2 увидите так называемую перемычку, которая соединяет контакты -А- элементов -30- и -31- (релюшек -К4- и -К5-) между собой. Такие перемычки обычно рисуют в тех случаях, когда проще провести линию между элементами, особенно если они располагаются рядом друг с другом, чем писать маршрут на схеме. Если бы элементы располагались в разных концах монтажной схемы, то рисовать длинную линию соединяющую эти два элемента не имеет смысла, проще указать маршрут. Думаю и тут понятно, что контакт -А- элемента -30- соединяется с контактом –А- элемента -31-. На схеме есть еще перемычка, которая соединяет контакты -11- и –А- элемента -30- между собой. В перемычках обычно не указывают маршрут, как на монтажной схеме, так и при монтаже этого участка схема, но новичкам все же советую не лениться и подписывать кембрики. Монтаж схемы может выполняться разными проводами, например экранированным, силовым, обычным монтажным и т.п. или проводами у которых разное сечение. На монтажных схемах с краю обычно всегда пишут, какие провода нужно использовать для монтажа и какое у них сечение, пример ниже: Ниже вы можете увидеть небольшой участок такой схемы, где указано, каким проводом делать монтаж этих цепей. Из схемы видно, что монтаж контактов 1,2,4 разъема Х13 должен выполняться проводом, с сечение которого 0.35мм2, а соединение (монтаж) контактов 9,15,16 выполняются проводом 0.75мм2 и т.д. Кстати, монтаж заземления выполняется проводом желто-зеленого цвета, так принято. Обычно, большинство элементов на монтажных схемах легко читается и понимается, многие элементы (резисторы, конденсаторы, диоды, лампочки …) обозначаются стандартным образом. Но часто, на монтажке рисуют элементы, посмотрев на которые не сразу понимаешь что это, в таких случаях смотрим на порядковый номер элемента и идем искать его на принципиальной электрической схеме. Вот, к примеру один из вариантов обозначения винтовых клеммников – согласитесь, сразу и не поймешь что это такое. Ниже обозначение на монтажной схеме трехфазного трансформатора, то, что это возможно трансформатор, можно догадаться по надписям А,В,С (фазы). Вот так может обозначаться трехполюсный автоматический выключатель Они кстати могут быть самыми разными, есть автоматические выключатели на 10-20 ампер, а есть на большие токи (1000А и более) с магнитным приводом, который электрическим способом переключает автомат, при срабатывании которого раздается сильный треск и грохот. Монтаж Монтажник обычно занимается соединением деталей в корпусе шкафа между собой проводами. Но в обязанности некоторых входит и расстановка элементов внутри шкафа. Мы же будем рассматривать только соединение элементов между собой проводами. Прежде чем приступать к монтажу, прикиньте в голове, как будете прокладывать жгуты проводов внутри шкафа. Старайтесь не прокладывать много жгутов, если в монтажной схеме есть элементы, которые соединяются между собой экранированным проводом, то экранированные провода нужно прокладывать отдельно, а сами экраны нужно соединять с общим проводом или землей. Силовые провода желательно крепить после выполнения основного монтажа. Провода для монтажа обычно выдают в катушках или бобинах, разматывать их следует аккуратно и не нужно отрезать несколько концов, для удобства их помещают в специальные подставки для удобной размотки, и еще, не выкидывайте табличку которая прилагается к проводу, на табличке указывается сечение провода и некоторые другие параметры, если потеряете – в следующий раз будет тяжело определить параметры провода. Кембрики нужны для того, чтобы указывать на них маршрут, которые затем одеваются на концы проводов. Указание маршрутов необходимо для того, чтобы самому не запутаться в проводах, отпадает необходимость каждый раз прозванивать их в случае, если вы забыли какой провод куда идет. Кроме того, таким образом облегчается поиск неисправностей и ремонт устройства. Фото из архива, вот так выглядело рабочее место: Вопрос 3 Расчленение схем на простые цепи Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых - определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно "лишние" условия, и оценить их последствия. Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами. Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях. Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, резистор, лампа, обмотка реле, разряженный конденсатор и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.). Понятно, что в цепях, не допускающих размыкания, например в цепях трансформаторов тока, контактов нет. При чтении схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.
Порядок чтения электрических схем и чертежей Прежде всего, необходимо ознакомиться с наличными чертежами (или составить оглавление, если его нет) и систематизировать чертежи (если этого не сделано в проекте) по назначению. Чертежи чередуют в таком порядке, чтобы чтение каждого последующего являлось естественным продолжением чтения предыдущего. Затем уясняют принятую систему обозначений и маркировки. Если она не отражена па чертежах, то ее выясняют и записывают. На выбранном чертеже читают все надписи, начиная со штампа, затем примечания, экспликации, пояснения, спецификации и т. д. При чтении экспликации обязательно находят на чертежах аппараты, в ней перечисленные. При чтении спецификации сопоставляют их с экспликациями. Если на чертеже имеются ссылки на другие чертежи, то нужно найти эти чертежи и разобраться в содержании ссылок. Например, в одну схему входит контакт, принадлежащий аппарату, изображенному на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п. При чтении чертежей, отражающих электропитание, электрическую защиту, управление, сигнализацию и т. п.: 1) определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано, 2) расчленяют схему па простые цени и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти па схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д., 3) строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии, 4) оценивают последствия вероятных неисправностей: незамыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка, 5) нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п., 5) проверяют схему па отсутствие ложных цепей, 6) оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования, 7) проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.). Тема 3,9 Способы соединения и ответвления жил проводов и кабелей Вопрос 1 Разделку концов кабелей производят до монтажа муфт и заделок. Она заключается в последовательном ступенчатом удалении на определенной длине защитных покровов, брони, оболочки, экрана и изоляции кабеля. Размеры разделки определяют по технической документации в зависимости от конструкции кабеля и монтируемой на нем муфты (заделки), напряжения кабеля и сечения его жил. Приступая к разделке конца кабеля, проверяют отсутствие влаги в бумажной изоляции и жилах. При необходимости удаляют имеющуюся влажную изоляцию, лишнюю длину концов, участки под герметизирующими колпачками и концевыми кабельными захватами, а также проходящие через щеки барабанов. Дефектные места кабеля отрезают секторными ножницами НС. Наружный кабельный покров разматывают до установленного бандажа и не срезают, а оставляют его для защиты ступени брони от коррозии после монтажа муфты.
Для присоединения жил кабелей к контактным выводам электротехнических устройств их оконцовывают наконечниками, закрепляемыми на жилах опрессованием, сваркой или пайкой. Оконцевание однопроволочных жил кроме того может быть выполнено формированием наконечника из конца жйлы. Соединение жил кабелей в муфтах выполняют в соединительных и ответвительных гильзах опрессованием, сваркой или пайкой.
Операции соединения и ответвления непосредственным сплавлением припоем обработанных концов жил показаны на рис. а. В формы (гильзы) 2 жилы 1 вводят так, чтобы их стык находился в середине формы (для жил со срезанными под углом 55° концами зазор между торцами оставляют около 2 мм). Разъемные формы скрепляют бандажами или замками, а зазоры между жилой и формой уплотняют асбестовым шнуром 7. Для более полной заливки припоем формы располагают в горизонтальном положении, на жилы надевают защитные экраны 5. При соединении жил сечением 120—240 мм2 дополнительно устанавливают охладители. Вопрос 2 ОПРЕССОВКА АЛЮМИНИЕВЫХ И МЕДНЫХ ЖИЛ УСТАНОВОЧНЫХ ПРОВОДОВ И КАБЕЛЕЙ Строительные нормы и правила указывают, что для оконцевания алюминиевых жил (сечением от 16 до 240 мм2) проводов напряжением до 2 кВ и кабелей до 35 кВ следует применять трубчатые наконечники, для жил сечением 2,5 мм2 проводов напряжением до 2 кВ и кабелей до 1 кВ — кольцевые наконечники (пистоны). Для соединения алюминиевых жил (сечением от 16 до 240 мм2) проводов напряжением до 2 кВ и кабелей до 1 кВ рекомендуются гильзы по ГОСТ 9691-68, а для соединения и ответвления жил сечением 10 мм2 —гильзы ГАО, для соединения медных жил (сечением от 16 до 240 мм2) проводов напряжением до 2 кВ ц кабелей до 1 кВ — гильзы по ГОСТ 7388—70. Для оконцевания медных жил (сечением от 0,75 до 240 мм2) проводов напряжением до 2 кВ кабелей до 35 кВ надо использовать наконечники по ГОСТ 7386—70, а многопроволочных жил (сечением 1— 2,5 мм2) проводов напряжением 2 кВ и кабелей до 1 кВ — наконечники (пистоны) по ГОСТ 9688—76. Опрессовка медных жил показана на примере оконцевания многопроволочных жил сечением 1—2,5 мм2, ответвления в фольге гребенчатыми матрицей и пуансоном, оконцевания и соединения жил сечением 16—240 мм2.
Инструкционная карта 22. Опрессовка однопроволочных алюминиевых жил в гильзах ГАО Пресс-клещи ГКМ (а), опрессованное соединение с односторонним (б) и двусторонним (в) заполнением гильзы и матрицы (г): 1 — блок пуансонов, 2 — матрица, 3 — бугель, 4 — корпус, 5 — резервуар для рабочей жидкости, 6 — ручка Учебные цели: изучить устройство и правила эксплуатации пресс- клещей ГКМ или ПК-1М (ПК-1), ПК-2М (ПК-2); научиться подбирать гильзы с одно- и двусторонним заполнением в зависимости от суммарного сечения соединяемых жил и условий соединения; освоить пр
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |