Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Происхождение государства и права, сущность права



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Происхождение государства и права, сущность права 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответ: Причины происхождения государства:

Социально-экономическая теория происхождения государства

1. Экономические причины: 1) неолитическая революция, обеспечивающая переход от собирательства к производящему хозяйству. 2) три крупных разделения труда

- появление скотоводства

- отделение ремесла от земледелия

3) рост производительности труда и появление излишков

2. Социальные причины: 1) разложение рода, появление семьи. 2) противоречие в обществе. 3) расслоение общества (появление классов).

Термин «право» в современной юридической науке используется в нескольких значениях. Так, правом называют социально-правовые притязания людей (например, право народов на самоопределение); официально признанные возможности (например, право на охрану здоровья); систему юридических норм (объективное право); совокуп­ность всех правовых явлений (правовая система).

Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли явля­ются трактовки права, данные представителями естественной, психо­логической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.

Право- это система общеобязательных правил и норм, устанавливаемых и охраняемых государством.

Причины происхождения права: те же, что и причины происхождения государства.

Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.) в обществе существуют два права: естественное и благоприобре­тенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собствен­ность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемы­ми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государ­ства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благопри­обретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат есте­ственные права человека. Закон признается правовым постольку, по­скольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает права — таков ос­новополагающий принцип данной теории.

В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. За­коны могут влиять на интуитивное право человека, на процессы фор­мирования его воли. Тем не менее, они не всегда доминируют в прини­маемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установле­ниям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предпи­саний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека и не только его.

В позитивистской теории правом признаются только правила долж­ного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-пра­вовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.

Требование законности, т. е. неукоснительного исполнения дей­ствующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражда­нам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не вы­полняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.

Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы пра­ва. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают на­родное правосознание. Но в них правосознание народа выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя со­стоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.

Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп.

Принципиально иную трактовку права, его сущности дают осно­воположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объектив­ным, независимым от воли людей, законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который эконо­мически и политически господствовал в обществе. С помощью за­кона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господ­ствующего класса.

Современное правопонимание связано с нормативистским (сово­купность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, спра­ведливости и ответственности) аспектом. Так, наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государ­ством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых прину­дительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Происхождение государства и права, сущность права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Происхождение государства и права, сущность права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)