Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма



2016-01-26 5606 Обсуждений (0)
Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Вопросы к экзамену: Проблемы современного искусства

1. Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма.

2. Первые авангардные течения :фовизм и кубизм. Особенности, эволюция. А. Матисс, П. Пикассо и др.

3. Манифесты итальянского футуризма. Дж. Балла, У. Боччони и др.

4. Абстракционизм как радикальное явление нового века. Лирическая и геометрическая абстракция. В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан.

5. Объединения немецкого экспрессионизма: «Мост», «Синий всадник», «Новая вещественность».

6. Первое явление «антиискусства»- дадаизм. Рождение арт-объекта. М. Дюшан, М.Рей, М. Эрнст, Г. Арп, К. Швиттерс и др.

7. Сюрреализм в искусстве. Влияние психоанализа и философии Бергсона. С. Дали, Р. Магритт, Х Миро.

8. Абстрактный экспрессионизм искусства США. Дж. Поллок, М.Ротко, И. Кляйн, С. Твомбли.

9. Понятие постмодерна. Основные концепции культуры постмодернизма. Стили и направления постмодернизма.

10. Поп-арт и оп-арт. Англия и США. Э.Уорхол, Р. Лихтенштейн, Т. Вассельман,Д. Хокни.

11. Хеппенинг, флюксус, перфоманс . Й.Бойс, И.Кляйн, Дж.Кейдж

12. Формирование концептуализма. Р. Раушенберг, Дж.Джонс, Дж. Балдессари, И. Кабаков.

13. Минимализм в скульптуре и живописи. Д. Джадд, К. Андре

14. «Land Art». Кристо и Жан-Клод.

15. Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид.

16. Гиперреализм и неоэкспрессионизм. «Лондонская школа» Ф. Бэкон, Л. Фрейд.

17. «Новые дикие» и «Новая британская скульптура» Дж. Шнабель, Ж.М. Баския, Э.Фишль, А. Капур

18. Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли.

19. Нео-поп-арт Дж.Кунс и Т. Мураками.

20. Связь современного искусства и технологий.

21. Акционизм в современном искусстве. М.Абрамович, Й. Оно, О. Кулик и др.

22. Нет-арт, видео-арт. Нам Джун Пайк, Билл Виола

23. Современная скульптура. Способ изображения. Мэтью Барни, Р. Серра

24. Стрит арт и паблик арт. Э. Пиньон-Эрнест, Бэнкси, Э. Гормли.

25. Основные институции современного искусства: МоМА, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. Филиал Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао., Московский музей современного искусства и др.

26. Архитектура модернизма. Архитектурная школа США. Л.Г. Салливен, Ф.Л. Райт.

27. Архитектура модернизма. Функционализм и интернациональный стиль. В.Гропиус, Ле Корбюзье, М. ван дер Роэ

28. Архитектура модернизма. Ар-деко и неоклассицизм в США, Европе и России.

29. Архитектура постмодерна. Метаболизм в Японии. Кисё Курокава . Архитектура больших пространств в США. Деконструктивизм Ф. Гери, З.Хадид

30. Архитектура постмодерна. Хай-тек. Р. Роджерс, Х.Холляйн, С. Калатрава, Н.Фостер.

 

Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво,югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернистские течения в искусстве

· Абстрактное искусство

· Абстрактный экспрессионизм

· Авангард

· Акмеизм

· Дадаизм

· Кубизм

· Постимпрессионизм

· Сюрреализм

· Фовизм

· Футуризм

· Экспрессионизм

· Символизм

· Примитивизм


МОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошел основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестает описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности. Существует стремление изобразить настоящую действительность, скрытую за внешним видением. В лучших произведениях модернистского искусства появляются произведения, относительно самостоятельные, живущие своей собственной жизнью, жизнью искусства и картины, но одновременно и с более правдивым изображением жизни, чем это делалось в произведениях классической живописи. Реальность картины становится в искусстве более существенной, чем реальность жизни. Нет, это не отказ от эстетических идеалов прошлого, а стремление выразить их более высокой степенью познания, своим качеством, более близким человеку XX столетия.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в измененном виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится. Еще прошло не так много времени, чтобы объективно отличить главные художественные тенденции последних десятилетий развития живописи от поверхностной эксцентричности. Изобразительные стили начала XX века уже изучены и оценены и пока являются основой всего развития модернистского искусства. Не все эти процессы нам понятны, не во всех мы разбираемся, иногда они кажутся нам бессмысленными. Однако история должна была бы нас научить, что ко всему новому в искусстве сегодня нужно относиться с толерантностью, чтобы завтра не выглядеть смешными.

 

М. Паштека: Художник и натурщики. Холст, масло, 70 х 90 см, 1977 г.


Но все-таки существует граница, отделяющая искусство от остальных творений человечества. Она невидима, с трудом определяема, исторически переменчива. Каждый ее определяет сам, на основе своего эстетического вкуса и жизненного опыта. Мы должны стремиться к тому, чтобы эта граница была великодушной, нам необходимо попытаться быть максимально толерантными. И в то же время мы не должны акцептировать в искусстве экстравагантность, псевдоискусство, если, конечно, мы сумеем его с уверенностью разознать. Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами. Более того, кроме некоторых исключений (абстрактная живопись), при их оценке мы можем пользоваться критериями, используемыми при оценке произведений классической живописи. В связи с этим это основное направление в современной живописи стало обозначаться как классический модерн. История искусства все больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью, было творчество французского художника Поля Сезанна (1839 - 1906 гг.), произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объема и формы. В своих картинах он создает новый, объективный мир, самостоятельный мир картины, создает картину устойчивой структуры и закономерностей. Обычно произведения П. Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: В. Ван Гогом и П. Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.

В последующем обзоре стилей модернистского искусства я не указываю их время, однако они приблизительно следуют во времени один за другим, в зависимости от периода их возникновения. В бурном развитии модернистской живописи большинство этих стилей снова и снова возвращалось, менялось, переплеталось и т. п. При этом творчество некоторых ярких личностей современного искусства из-за их индивидуальности и разнородности трудно отнести к какому-нибудь определенному стилю (Пикассо, Кандинский, Клее и т. п.). Разделяя картины на живописные стили, необходимо осознать, что существует очень мало картин, встречающихся нам, которые бы полностью соответствовали определенному стилю, так как его основу составляет только большинство произведений создателей стиля. Большинство картин представляет собой смешение разных, характерных для данной эпохи, стилей живописи, причем в картине преобладает какой-либо один стиль.

Стилей современной живописи существует несколько сотен, не найти, пожалуй, двух одинаковых, но я, как автор ( Роберт Урбасек, прим. ред. ), позволю себе это также подтвердить.

 

Л. Фулла: Мальчик в шляпе. Бумага, цветная линогравюра, 31 х24 см, 1950-е годы

 

 

М. А. Базовски: Хуторяне. Холст, масло, 61 х 45 см, начало 1960-х годов.

 

 

Э. Шимерова: Натюрморт с газетой. Картон, темпера, 41,5 х 55 см, 1932 г.

 


М. Чундерлик: Абстракция (Фигура). Картон, масло, 100 х 70 см, 1968 г.

 

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ


Общее направление, обозначающее художественные течения, появившиеся после импрессионизма. Художники отказывались изображать только зримую действительность, а стремились изображать ее основные, закономерные элементы. Широкий спектр постимпрессионизма содержит зарождение взглядов на объективные закономерности живописи (Сезанн), изображение воображаемых процессов (Редон), сюрреализм (Ван Гог), примитивные источники нашего общества (Гоген) или поэтичность действительности (Руссо). Принципы художественных тенденций и изобразительных элементов постимпрессионизма стали основой направлений в современной живописи.

КУБИЗМ


Перелом в понимании реальности картины, как иллюзии действительности. Картина не отвергает опыт зрительного восприятия, включает в себя рациональное и логическое познание и изображение реальности. Кроме того, может изображать впечатления, воспоминания и ощущения художника. Взгляд на действительность многослоен как своим изображением, так и мышлением. В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера - аналитический кубизм (Пикассо, Брак).

ОРФИЗМ


Отросток кубизма с характерной колоритностью, с полным использованием цветового спектра. Направление соединялось с музыкой, благодаря своей полифонии и абстрагированному процессу творчества. Картина понималась, как параллель жизненных ощущений. Художники подчеркивали форму круга и диска ( Делан, Купка).

ЭКСПРЕССИОНИЗМ


Экспрессионизм Он проявляется в настойчивых и драматических темах, упоре на цвет, монументальной форме, быстрой и выразительной рукописи. Он отражает пессимизм и меланхолию эпохи, тенистые стороны жизни, экзистенциализм. Цвет воспринимается как выражение внутренних чувств (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Энсор, Мунч, Руальт).

ФОВИЗМ


Отличительным элементом художественного стиля является использование чистых, не смешанных красок, не имеющих локальной, описывающей функции. Пространство картины плоское, в предметах на картине нет иллюзорности, не принимается во внимание объем, моделировка, свет. Подчеркивается линия. Источником вдохновения художнику служит его инстинкт (Дерон, Вламинк).

ФУТУРИЗМ


Исходил из восхищения к технической цивилизации. Художники изображали сюжеты из производственного процесса, движение, скорость, технические формы машин. Спокойная и статистическая форма делилась на фазы. Стремление симультанно подхватить несколько действий, происходящих одновременно ( Балла, Кара, Северини, Бочиони)

СЮРРЕАЛИЗМ


Направление в изобразительном искусстве, основанное на богатом воображении, интуиции, вызывании призраков,
подсознания. Не располагал определенными выразительными средствами, использовал монтаж, коллаж, трение. Использованием и соединением разных предметов в комбинации, не соответствующих действительности, создает новую, прямо-таки поэтическую, магическую реальность. Удаляя предметы из их обычной среды, отношений и функций, картина становится особенной и достигает нереальности.



2016-01-26 5606 Обсуждений (0)
Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие модернизма. Основные концепции культуры модернизма. Стили и направления модернизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)