Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление, интеллект и речь



2016-01-26 1649 Обсуждений (0)
Мышление, интеллект и речь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык - это система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.

Язык - это система знаков естественного (речевого) языка и научных языков (математический, химический, компьютерный и т.д.), языка дорожных знаков и пр. Различные системы знаков фиксируют информацию и хранят ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования. Проблема использования различных языков всегда интересовала ученых. Это выразилось в том, что появилась отрасль науки - семиотика (наука о знаках), а вслед за ней – и психосемиотика (наука об употреблении знаков человеком).

Единицей языка является слово, предметное содержание которого называют значением слова. В значении слова выражается исторический опыт всего человечества. Слово может иметь несколько значений. Подходящее по контексту значение слова – его смысл. Например, слово «корень» имеет несколько значений: корень растения, зуба, слова и т.д. Смысл же слова устанавливается по контексту, идет ли речь о растениях, зубах или составе слова и т.д.

Единица мысли - это значение слова, его смысл. Находить значения и смыслы слов человек научается в процессе жизни в общении, обучении и воспитании. Слова и мысли взаимосвязаны. Чем глубже мысль, тем точнее слово.

Речь - это процесс пользования естественным языком.

Мышление - процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Например, действие доказательства, подведение под понятие, классификации и пр. (Н.Ф. Талызина).

Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты. Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Ведущими являются анализ и синтез. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать.

Мыслительные операции

Анализ - мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Например, чтобы решить любую задачу, надо сначала мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо узнать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

Синтез - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

Сравнение - мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними.

Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие - отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.

Обобщение - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процессов по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абстракции.

Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или мотивы и т.д.

Формы мышления

Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) – форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.

Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Например:

общее суждение - «Все студенты учатся»;

частное - «Студент И. опоздал на лекцию»;

истинное - «Завтра будет новый день»,

ложное - «Лучше запоминается середина ряда».

Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.

Умозаключение - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое – заключение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».

Рассуждение - ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.

Рассуждение индуктивное (индукция) - это такое рассуждение, при котором на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).

Рассуждение (дедукция) - это распространение общего положения на частные случаи.



2016-01-26 1649 Обсуждений (0)
Мышление, интеллект и речь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление, интеллект и речь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)