Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения



2016-01-26 488 Обсуждений (0)
Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Н.В. Сиврикова

Старший преподаватель Челябинского государственного педагогического университета

 

Многие задачи, стоящие перед современной психологической наукой, требуют изучения социально-психологических характеристик представителей разных поколений современного общества. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений, что осложняет изучение данного вопроса. В статье рассматриваются основные проблемы изучения поколений в современной психологической науке. На основе анализа отечественных и зарубежных литературных источников автор приходит к выводу, что перед современными исследователями поколений встают три основные проблемы: 1. Проблема дефиниции понятия "поколение" 2. Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения 3. Проблема дифференциации поколений.

Решению данных проблем на взгляд автора может способствовать построение комплексной социально-психологической концепции поколений, в рамках которой поколение будет рассматриваться как относительно автономная социальная общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом. В основе дифференциации функционирующих в обществе поколений, по мнению автора, должны лежать следующие критерии: историческая эпоха, возраст, семейная роль и идентификация с тем или иным поколением.

Ключевые слова: проблемы изучения поколений, дифференциация поколений, дефиниция понятия "поколение", характеристики поколений

Введение

Актуальность изучения поколений как больших социальных групп обосновывается необходимостью решения следующих научных задач: углубленное изучение структуры общества и динамики социальных изменений, поиск механизмов и причин трансформации ментальности в современном обществе, разрешение социальной проблемы конфликта поколений и разработка инструментов управления сознанием и поведением людей. При этом в науке до сих пор нет единой концепции поколений, что существенно затрудняет сравнительные исследования социально-психологических характеристик поколения.

Противоречие между острой необходимостью изучения социально-психологических характеристик поколений и недостаточной теоретической разработкой проблемы поколений привело к необходимости анализа проблем изучения поколений в психологии. Анализ литературы позволил выделить три основные проблемы, встающие перед исследователями поколений: 1. Проблема дефиниции понятия "поколение" 2. Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения 3. Проблема дифференциации поколений.

 

Проблема дефиниции понятия "поколение"

Одной из основных проблем изучения поколений можно считать проблему дефиниции термина «поколение». Конкретное содержательно-психологическое его наполнение остается весьма неопределенным, поскольку поколения рассматриваются в рамках разных наук, на разных уровнях и сточки зрения разных подходов.

Так, Ю. Г. Грязнова отмечает, что при изучении понятия "поколение" в западной социальной теории выделяются несколько направлений [6]. Сторонники биолого-генетическогонаправления рассматривают поколение как звено в цепи происхождения от общего предка. Приверженцы позитивистско-натуралистического направления стремятся выделить структурные аспекты поколенной общности и придать самому термину пространственно-хронологическую определенность. Те, кто придерживается романтически-гуманитарного направления, напротив, подчеркивают внутреннее, духовное единство поколения, общность идей и деятельности. Поборники историко-политического направления рассматривают поколение как временно господствующую общность.

В отечественной литературе в настоящий момент накопилось большое количество определений понятия "поколение". Одни авторы трактуют поколение как звено генеалогической цепи [15; 27], другие как жизненный этап [12] или как этап исторического периода [13; 28], третьи как социально-возрастную когорту [7; 19; 20] и т.д.

В.Т. Лисовский в связи с этим выделяет разные типы определений понятия "поколение": демографическое, антропологическое, историческое, хронологическое, символическое [11]. В.И. Пищик [18], предлагая в качестве единиц анализа поколения его ценностно-смысловую совмещенность на уровне ментальности, наметила аксиологический подход к определению понятия "поколение".

В отечественной психологии в последнее время приобретает популярность социокультурный подход к анализу поколений, в рамках которого поколение определяется как группа людей, ограниченная рамками возраста, живущая в определенный исторический период, в определенном социокультурном контексте, объединенная общими ценностями [18; 20]. Для этих людей характерна общая картина мира, схожий образ жизни и репертуар коммуникативных стратегий, общий стиль мышления и общая культурно-исторической ситуация развития. Поколения выступают в качестве относительно автономных социальных общностей, объединенных общей исторической локализацией и соответственно общим историческим опытом [25]. Вместе с тем авторы говорят о внутренней дифференцированности поколений, составляющих агрегированную группу (например, выделяются ядро поколения и аутсайдеры, культурные и политические союзы внутри поколений) [34, с. 287-289].

Однако развитие исследований в данной области тормозится междисциплинарной разрозненностью и отсутствием единого понятийного аппарата, что требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки социально-психологической концепции поколений. Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность понятия "поколение" методы поколенного анализа широко применяются в общественных науках, философии, истории, психологии, социологии. В последнее время разные авторы все чаще применяют знания о поколениях в прикладных исследованиях. Глубинные ценности поколений рассматриваются как ориентиры для разработки маркетинговых стратегий [8], стратегий подбора персонала [24; 40], формирования социальной и корпоративной политики [14; 33], оптимизации взаимодействия между поколениями [7; 38; 39], построения процесса обучения и взаимодействия между преподавателями и учащимися [17; 35].

Таким образом, анализ литературных источников позволяет отметить, что, во-первых, в дефиниции поколения намечается общая тенденция акцентировать ценностно-смысловую совмещенность как результат общности исторического опыта включенных в него людей, во-вторых, утверждаются различные подходы к анализу поколений, наиболее устоявшимися выступает социокультурный подход, в-третьих, все более осознается практическая востребованность сравнительных исследований поколений, функционирующих в современном обществе.

Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения

При изучении поколений перед исследователями встает вопрос о выделении количественных и качественных их характеристик. В литературе выделяются следующие количественные признаки поколения: "длина", численность и число функционирующих в обществе поколений.

Французская школа связывала поколение с биологическим циклом развития человека и определенным временным периодом 15, 30 лет. Н. Хоув (N. Howe) и В. Штраус (W. Strauss) считают, что продолжительность одного поколения составляет около 20 лет [37].

В отечественной психологии одни авторы выделяют равные временные промежутки рождения представителей одного поколения (например, М.И. Постникова [19] считает, что временной промежуток между поколениями составляет 14-16 лет, а А.В. Толстых[28] – 27 лет), другие - разные временные промежутки, которые определяются сменой ментальности обусловленной существенными историческими изменениями в стране [18; 21].

М.И. Постникова вводит термин "возраст поколения" – это период, в течение которого в определенных социокультурных условиях оформляется поколение [18]. Возраст поколения может меняться в разные исторические эпохи, соответственно меняется и количество одновременно функционирующих в обществе поколений. Динамика и скорость общественных изменений, которые наблюдаются в современной России, снижает возраст поколений.

Немецкая школа отвергала исключительно количественный взгляд на поколения и ввела их качественные признаки (единство времени детства, ключевые достижения и т. д.) [18].

В современных исследованиях качественные признаки поколений воплощаются в габитусе (который обнаруживается в единстве социально-психологических характеристик поколения) и в структуре (в рамках одного поколения выделяются несколько когорт, "ядро" и "периферия") [21].

При изучении социально-психологических характеристик разных поколений исследователи концентрируются на типах ментальности [18], особенностях ценностно-смысловой сферы [2; 4; 22; 26], социальных установках [26], стратегиях поведения [36] и стилях отношения к жизни [30; 31], восприятии представителей других поколений [40], отношении к компьютерным технологиям [35] и др.

Выбор изучаемых характеристик часто зависит от профессиональных интересов исследователя. На наш взгляд при систематизации изучаемых социально-психологических характеристик поколений можно выделить три основные группы: когнитивные, аксиологические и поведенческие.

К когнитивным характеристикам можно отнести такие особенности поколений, как: образ Мира или внутренняя картина Мира, социальные представления, особенности восприятия и т.д.

К аксиологическим характеристикам поколения относятся ценностные и смысложизненные ориентации, особенности отношения к объектам и субъектам окружающего мира.

Поведенческими характеристикам поколения можно считать стиль жизни, стратегии поведения, особенности взаимодействия с людьми, социальные установки и т.д.

Системообразующим элементом в структуре социально-психологических характеристик поколения на наш взгляд выступают ценностные и смысложизненные ориентации.

Таким образом, для описания особенностей разных поколений используются количественные и качественные характеристики. К количественным характеристикам относится: длина, численность и число функционирующих в обществе поколений. К качественным характеристикам поколения относятся социально-психологические (когнитивные, аксиологические, поведенческие) особенности поколения и структура поколения.

 



2016-01-26 488 Обсуждений (0)
Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема определения количественных и качественных характеристик поколения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)