Факторы успеха переговоров
ТЕМАЗ. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Коммуникации— это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать методами их преодоления. Общение— связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Как сказал Т. А. Мерфи, бывший председатель правления General Motors: «...одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... В конечном итоге, коммуникации важнее всего. Эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу, или, по крайней мере, определить степень успеха»2. Ведение переговоров Факторы успеха переговоров Методология системного подхода позволяет выделить факторы успешных коммуникаций, т.е. взаимодействия. Правомерно считать этот перечень факторов и процедур неким общим набором требований (возможно, даже стандартом), следование которым способствует повышению уровня эффективности коммуникации. Существует общий стандарт, набор факторов и процедур по организации и осуществлению коммуникаций. 1. Теоретическая подготовка к общению включает блок знаний, умений, навыков в области предмета общения (в деловой сфере — это технико-технологические и организационно-экономические знания, а также человековедение). Отметим, что технические и технологические знания составляют основу профессионализма собеседников и наиболее существенным образом влияют на понимание предмета обсуждения, зачастую определяя его.' В отличие от этих специальных знаний, которые являются предметом научных дисциплин, предмет исследования в области деловых коммуникаций мы видим в коммуникативных знаниях, включая организацию процесса общения, выбор канала, поведение во время общения, понимание основных причин поведения партнеров и на этой основе создание ситуации взаимодействия и прогнозирование поведения. 2. Фактор подготовки к общению включает в себя ряд аспектов: • сбор и обработка информации об общающихся системах (включая самого себя как сторону взаимодействия) с целью получения системного представления о них; информация собирается о личности, ее профессиональном уровне, представляемой личностью группе, организации и ее характеристиках, об иных факторах, способных повлиять на цели, задачи, мотивы, интересы, ожидания, поведение в общении; • выявление и формулировка целей общения сторон, установок, интересов, мотивов, минимальных и наилучших результатов общения, разработка стратегии общения, тактики осуществления этого процесса, вариантов (сценариев) развития событий и поведения в разных ситуациях, организация и проведение репетиций общения с моделированием поведения обеих сторон. На этих этапах подготовки необходим весь набор теоретических знаний (профессиональных, организационно-экономических и гуманитарных); • распределение ролей участников общения со своей стороны с учетом их личностных особенностей; • определение пространства общения и расположения собеседников, решение проблем делового этикета; • отбор средств общения, оценка их преимуществ и недостатков, обращение особого внимания на деловую и иллюстративную документацию; • репетиции, включая «проигрывание» своих ролей и ролей за делового партнера. 3. В процессе общения: осуществление контроля над процессом, гибкая и точная реакция на отклонения от разработанных сценариев, установка на конструктивное сотрудничество, акцент на главное, забота о сохранении «лица» партнерами, ориентация на долговременное сотрудничество и установление добрых отношений. На этом этапе существенно использование всех видов знаний и навыков, причем в режиме «реального времени», т.е. оперативно. 4. В процессе общения: учет психофизиологического состояния партнеров, оказание внимания или помощи в случае изменения состояния. На этом этапе существенно знание психологии коммуникаций. 5. После завершения общения: осмысление результатов, их причин, неучтенных факторов, новой информации о себе и партнерах. Разработка мероприятий по укреплению сотрудничества или сохранению возможности дальнейших контактов. Все виды знаний и навыков используются в спокойном режиме, при наличии достаточного временного ресурса. Готовясь к руководящей деятельности, следует усвоить методы, помогающие проводить эффективные собрания людей. Полноценным пособием при проведении собраний служит так называемый «Регламент» Роберта — справочник по парламентской процедуре, составленный на основе правил, принятых в Палате представителей Конгресса США. Подготовлен в 1876 г. военным инженером генералом Генри М. Робертом'. Регламент включает процедурные правила, правила внесения и обсуждения предложений, проведения дебатов, выборов членов комитетов и т.п. Это руководство и сейчас повсеместно считается одним из самых замечательных документов в истории американской парламентской процедуры. Решение проблем часто требует коллективной мыслительной деятельности, участия группы сотрудников, приведение в действие групповой креативности. Методы организации такого рода деятельности приведены в теме 10 «Управление нововведениями в организации». Этапы проведения деловой беседы Методику и технику рационального проведения совещаний, деловых бесед, организации эффективных коммуникаций рассматривает достаточно большое количество авторов, среди которых, на наш взгляд, в первую очередь заслуживает внимания П. Мицич и его многократно издававшийся у нас и за рубежом труд «Как проводить деловые беседы»2. По Мицичу, деловая беседа представляет собой сложное действие, требующее глубокой и длительной подготовки, включая научное исследование проблемы и партнеров по общению и разработку прогнозов развития событий в процессе беседы. Сама беседа содержит все признаки театрального спектакля: для его успеха нужна специальная подготовка участников, упорные репетиции, грамотная режиссура и атмосфера добра и сотрудничества. Очевидно, что для обеспечения успеха деловой беседы следует задействовать общие факторы успеха делового общения, рассмотренные выше, особенно если эта беседа исключительно важна, имеет решающее значение для вашей фирмы или для вас лично. Стадия подготовкик деловой беседе имеет целью получение и обработку информации о предмете общения, о деле и о партнере по общению (как о профессионале и личности). На этой же стадии на основании полученной и систематизированной информации осуществляется разработка вариантов сценариев развития событий в процессе беседы, распределение ролей среди участников беседы с «нашей» стороны и репетиции. Подготавливаются и отрабатываются выступления, средства усиления аргументации, привлечения и удержания внимания, варианты заключительных документов. Аналогом мероприятий на этой стадии является алгоритмизация и программирование задач для ЭВМ. Чем более глубока подготовка к деловой беседе, тем прочнее запоминается фабула и детали процесса, ум более свободен для импровизации — не нужно тратить умственную энергию на вспоминание «основного текста роли», можно думать об эмоциональной сфере и оперативно реагировать на развитие событий. Сама деловая беседа включает несколько фаз: начало, передача информации, аргументация и контраргументация, принятие решения.Как и в случае анализа аспектов общения, эти фазы не столь резко различимы: в конкретной беседе они переплетаются причудливым образом, но последующий анализ способен установить и их наличие, и их последовательность. На стадии начала беседы П. Мицич считает необходимым обратить внимание на следующие моменты: • не следует в начале беседы извиняться, ставить себя в положение неуверенного человека; следует избегать проявлений неуважения к партнеру; не следует ставить партнера в оборонительную позицию. Поведение должно быть нацелено на равноправие и сотрудничество; • начало беседы определяет настроение партнера, его желание продолжать общение и конструктивность подхода, поэтому важен выбор правильного метода начала беседы: снятие напря женности, «зацепки» (когда разговор начинается либо прямо с проблемы, либо со случая или анекдота, связанного с основной темой), стимулирование игры воображения с помощью постановки множества вопросов по теме; • соблюдение этикета, правил вежливого обращения к партнеру, создание оптимального пространства общения — это также факторы успешного «зачина»; • построение фраз должно быть основано на так называемом «Вы-подходе», когда подчеркиваются не собственные интересы, а выгода и понимание интересов партнера; • рекомендуемая последовательность информационных блоков в начале беседы: точная формулировка цели беседы, взаимное представление сторон с указанием инициатора встречи, название темы, кто ведет беседу, какова последовательность рассматриваемых вопросов. На стадии передачи информации обычно произносятся небольшие речи и происходит обмен мнениями. Речь целесообразно строить с использованием правил риторики, несколько забытой или неполно используемой науки об ораторском искусстве. Известно высказывание одного опытного английского полемиста: «Десятиминутная речь требует недели для ее подготовки, часовая — двух дней, а при отсутствии ограничений выступления по времени — можно начинать немедленно». Известное в психологии «Магическое число Миллера» показывает объем разнородной информации, воспринимаемой человеком единовременно: от пяти до девяти, поэтому новых информационных элементов не должно быть больше девяти, а лучше — пять. Из психологии же известны и приемы привлечения внимания и повышения уровня запоминания, в частности, подключение более одной анализаторной системы (например, слух и зрение одновременно, что достигается при использовании наглядных пособий), экспрессивность, снятие барьеров непонимания, концентрация внимания и т.п. Приведем несколько советов П. Мицича по тактике аргументации. • При длительных переговорах главные, сильные аргументы целесообразно распределить во времени, возвращаться к ним неоднократно, как к рефрену, стараясь, однако, при каждом возврате показать иную сторону, грань проблемы. • Аргументы по своему характеру должны соответствовать уровню и специальности партнера, учитывать особенности его личности, восприятия, состояния, его интересы. Полезны комплименты, если они искренни и не производят впечатления грубой лести (хотя есть люди, предпочитающие именно лесть). • Не вызывать обострения дискуссии без крайней надобности, вовремя прибегать к использованию перерыва как возможности обсудить острые моменты сначала кулуарно и дать остыть слишком разгорячившимся полемистам. • В атмосфере конструктивного взаимодействия стремиться пробудит мысль партнера, предложив ему описание проблемы, варианты решения и возможные последствия по каждому варианту. Интеллектуала привлечет возможность системно рассмотреть проблему. Человека предубежденного и не очень сведущего можно убедить, акцентируя внимание на преимуществах для него или его фирмы. В любом случае следует начинать с показа положительных моментов, а затем переходить к негативным. На завершающей стадии большое значение имеет своевременное распознание момента готовности партнера к принятию решения. Для этого нужно развивать наблюдательность, приобретать опыт в понимании невербальных средств общения, языка жестов и мимики. Стимулировать принятие решения можно с помощью гипотетических вопросов («допустим, что..., тогда...»), принятия поэтапных решений, выработки альтернативных решений, постановки ключевых вопросов. На этой стадии необходимо окончательно утвердить партнера во мнении, что вы ему — друг. Полезно оставить напоследок сильный аргумент, поблагодарить партнера за конструктивное взаимодействие, поздравить с завершением переговоров, уверить в том, что он не будет разочарован в дальнейшем. Естественно, что варианты завершающих документов должны быть заранее разработаны, по ходу дела откорректированы и согласованы. По результатам переговоров следует провести анализ их хода, вскрыть факторы успеха или причины неуспеха, дополнить информацию о партнере новыми фактами, выявившимися в ходе переговоров. Стили ведения переговоров Полезно рассмотреть четыре подхода к разрешению конфликта, возникающего в процессе проведения переговоров, при различном уровне осознания сторонами своей силы и слабости и учета интересов другой стороны: 1) выигрыш — проигрыш; 2) проигрыш — выигрыш, пораженческий настрой конфлик-танта (затем может последовать отмщение); 3) проигрыш — проигрыш; 4) выигрыш — выигрыш, сотрудничество. Выигрыш — выигрыш: подход эффективен в коммуникациях с оппонентом, ориентированным на любую стратегию, особенно на эту же или на выигрыш — проигрыш. Выигрыш — проигрыш: эффективен в экстремальной ситуации, когда важен только определенный результат и безразличны дальнейшие деловые связи. Проигрыш — выигрыш: может быть использован намеренно, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели. Может быть проявлением коварства. Проигрыш — проигрыш: самый неудачный подход, применение его не заслуживает оправдания. Рассмотрим переговорные стили, которыми часто пользуются деловые партнеры во время переговоров: жесткий стиль, мягкий стиль, торговый стиль, сотруднический стиль. Жесткий стиль.Сводится к демонстрации силы. Осуществляется ультимативная тактика (специальные приемы — рассчитанная задержка, выбор из двух зол, тактика затвора, ультиматум как способ перехода к насилию), тактика выжимания уступок (позиционное давление — закрытая дверь, пропускной режим, визирование, внешняя опасность; психологическое давление — принижение оппонента, искажение общепринятых норм контакта, запутывание оппонента, «чтение в сердцах», искусственное затягивание переговоров, уловка «последнего требования»). Противодействие тактике жесткого стиля — держать удар, нейтрализовать манипулятивные приемы и уловки, обращать давление противника на вас против него самого. Особый случай — переговоры в ситуации острого конфликта: информационная ловушка, лакомый кусок, срыв сценария. Мягкий стиль:самокритика, «поглощение стрел», улаживание инцидента, мягкое критическое замечание. Торговый стиль.Схема позиционного торга включает определение следующих исходных параметров: точка желаемого результата, точка отказа, интервал ваших возможностей (имеется обычно у каждой стороны). Планирование позиционного торга — это подготовка к переговорам (потребности, проблемы, альтернативы, точка отказа, точка желаемого результата), программа переговоров (исходное предложение — точка желаемого результата, промежуточное предложение, резервное предложение, последнее предложение — точка отказа). Приемы позиционного торга: тактика сокрытия и открытия информации, разведка, игра промежуточными предложениями, имитация мягкого стиля. В основе метода принципиальных переговоров — четыре основных понятия: 1) люди (отделите человека от проблемы — обсуждайте проблемы, а не друг друга); 2)интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях (статусах)); 3)варианты (изобретайте взаимовыгодные варианты); 4)критерии (настаивайте на использовании объективных критериев). Сбор информации о деловом партнере В качестве параметров, на основании субъективной оценки которых деловой партнер и потенциальный инвестор строит свое представление о солидности фирмы, целесообразности довериться ей, вступить в деловое партнерство, Б. Карлоф в книге «Деловая стратегия» называет следующие: прогрессивность фирмы; наличие большого количества ресурсов; творческий подход к решению проблем; активный маркетинг; лидерство в отрасли; компетенция консультантов фирмы; способность решать сложные проблемы; высокое качество услуг; внушаемое доверие; ценовая политика; степень специализации производства; широта компетентности'. Было бы ошибкой прибегать к сбору информации о фирмах-партнерах только эпизодически или в период подготовки к переговорам с ними, Эта деятельность должна вестись постоянно и тщательно. Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать: • предварительный сбор данных о фирме, с которой предполагается проведение переговоров или заключение сделки; • текущее наблюдение за деятельностью фирм и организаций, с которыми заключены контракты; • выявление и изучение новых фирм и организаций — возможных контрагентов по экспорту и импорту; • систематическое изучение фирменной структуры товарных рынков по основным статьям экспорта — импорта; • наблюдение за деятельностью фирм — конкурентов, играющих ведущую роль на отдельных товарных рынках. " Информация по фирмам, полученная из разных источников, собирается и систематизируется в фирменном досье. Вопросы, по которым подбираются материалы для досье, могут быть разделены на две группы. 1. Общая характеристика фирмы: род деятельности, номенклатура производства и торговли, размеры производства и другие слагаемые, характеризующие фирму и ее роль на рынке данного товара. 2. Специальные аспекты, имеющие отношение непосредственно к заключению контрактов: кредитоспособность, финансовое положение фирмы, загрузка ее заказами, заинтересованность в получении заказов от российских организаций, выяснение взаимоотношений с другими фирмами и государственными органами, участие фирмы в картельных и других соглашениях, ограничивающих торговлю с различными монопольными объединениями. Сюда же относится и деловая характеристика представителей фирмы, с которой предполагается сотрудничество. Наиболее ценной информацией для досье считаются сведения, полученные как при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцами, так и в процессе коммерческих переговоров. В качестве дополнительных источников информации используются данные фирменных справочников, годовые отчеты фирм (открытые акционерные общества публикуют их ежегодно в обязательном порядке), справки банков и специализированных информационных фирм. Досье фирмы включает ряд документов, подготавливаемых специально сотрудниками внешнеэкономической организации. К таким документам, обязательным для заполнения, от- : носятся: • карта фирмы — базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация на интересующую фирму; • сведения о переговорах с фирмой; • сведения о деловых отношениях. Карта фирмы представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным вопросам, характеризующим различные стороны деятельности изучаемой фирмы: — страна, почтовый и телеграфный адрес фирмы и номера ее телефакса; — год основания фирмы; предметы торговли, производства (с указанием основных технических характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг; —производственные мощности, торговый оборот, число занятых или другие данные, характеризующие производственные возможности и объем деятельности фирмы (по годам); —данные о финансовом положении фирмы; —сведения о филиалах, дочерних предприятиях, об участии в прочих связях (картельных, финансовых, персональных и т.д.); —важнейшие конкуренты фирмы; —владельцы, руководители фирмы, лица, имеющие непосредственный контакт с российскими организациями; ' —оборот, в том числе с российскими организациями; —отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.). Для подбора и систематизации сведений о фирме используется широкий круг материалов, характеризующих фирму: оперативная информация, данные периодической печати, отдельные монографии, каталоги, проспекты, юбилейные и рекламные издания фирм, их годовые отчеты. Полезно воспользоваться услугами организации ВП «Внешэкономсервис» Торгово-промышленной палаты РФ и многих существующих сейчас специализированных фирм по предоставлению информационных услуг. 3.2. Устные презентации Основные части публичной речи имеют следующие задачи. Вступление — вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; установить атмосферу взаимопонимания и доверия; подготовить аудиторию к восприятию речи. Основная часть, где излагается суть, приводятся доказательства, опровергаются доводы оппонентов — сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; побудить слушателей к конкретным действиям. Заключение — суммировать сказанное, сделать выводы; усилить интерес к предмету речи; закрепить впечатление от речи. Особенности человеческого внимания таковы, что через 15—20 минут выступления требуется начинать применять специальные приемы привлечения внимания. Самая высокая концентрация внимания — в течение первых и последних 30 секунд 3.3. Умение слушать При передаче информации важен настрой общающихся на эмттическое, рецептивное, рефлексивное слушание. По своим задачам эти формы слушания достаточно близки. Все они исходят из цели лучше понять собеседника, пытаясь как бы встать на его место, полностью включиться в процесс приема —- передачи информации. Известная поговорка гласит: «Лучший собеседник — тот, кто умеет слушать». Недаром одним из элементов американской коммуникативной культуры является умение слушать, не перебивая партнера. Благодаря такому умению, воспитываемому со школьной скамьи, повышается возможность услышать и понять собеседника правильно с первого раза. Помнив: если вы поделитесь с другим человеком деньгами, вы станете беднее, а он — богаче; если вы поделитесь друг с другом мыслят, идеями, мнениями, вы оба станете богаче. Но это произойдет- только тогда, когда каждый получит возможность высказать полностью и услышать друг друга. Вы не М)жете быть внимательным слушателем, когда вы разговаривает.. У человека два уха и один язык. Слушайте больше, чем говорите. Молчание — золото. Одно ухо воспринимает смысл, другое — эмоции. Менеджер, не умеющий слушать, вряд ли способен принимать разумное решения. В процессе общения важную роль играют представления о том, как тренер реагирует на нас и сообщаемую нами информацию От этого зависит дальнейший ход общения, принимаемые меры и их последствия. Действительно, одобрение позволяет : вам перейти к стадии принятия решения, неодобрение — искать новую, более сильную аргументацию, средства усиления воздействия либо прекращать общение. 3.4. Письменные коммуникации Существуют значительные различия между устным и письменным стилями общения. Хотя письменному общению недостает межличностного аспекта или незамедлительности, оно имеет веские преимущество перед устным — долговечность. • Письменное документы можно запомнить, изучить, сделать дубликат сохранить на будущее. Это означает, что они способны предавать более детализированную информацию. Поскольку письменное общение предлагает все вышеперечисленные преимущества, оно предъявляет иные требования к автору. О вашем профессиональном имидже судят по внешнему оформлению письменного общения. Зачеркивания, стертые места в тексте, типографские ошибки и т.п. портят впечатление от вашего письменного сообщения так же, как неуклюжие манеры отвлекают от устной речи. Кроме того, необходимо точное соблюдение грамматических правил — орфографические, пунктуационные ошибки и неграмотное изложение являются признаками необразованности автора. Это, конечно же, не тот имидж, который вы хотите иметь. Возможно, вы ожидаете, что секретарь или конторский служащий заметят и исправят все ваши недочеты — во многих случаях так и происходит. Однако когда вы ставите подпись или иным способом одобряете конечный вариант, именно вы являетесь единственным, кто несет ответственность за любые содержащиеся в документе ошибки. Важно развить у себя привычку читать окончательный вариант, прежде чем вы подпишете его. С 1 июля 2003 г. в России введен в действие стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст. Согласно этому стандарту, организационно-распорядительные документы, фиксирующие решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов управления и предприятий, организаций и их объединений, независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности, должны соответствовать единым требованиям. Речь идет о таких документах, как постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. Осуществляя деловую переписку внутри России, вы должны придерживаться требований этого стандарта, как и правил грамматики русского языка. Деловые письма зарубежным партнерам составляются по иным, чем в России, правилам. Есть международные стандарты на основные коммерческие документы, в том числе и на деловые письма, однако при написании деловых писем считаются допустимыми некоторые «вольности», например, в расположении фрагментов заголовка. Основной состав реквизитов достаточно устоялся, и это понятно: без обязательных реквизитов нельзя обеспечить юридическую силу документа. Международное сотрудничество по вопросам стандартизации в области документации, классификации и кодирования информации, унификации документов осуществляется национальными службами стандартизации в рамках ИСО — Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). В настоящее время в ИСО представлены национальные органы по стандартизации 130 государств. 3.5. Негативные коммуникации: как делать выговор работнику Эффективная коммуникация — такая интерперсональная коммуникация, которая позволит вам точно и честно общаться с другими людьми, не нарушая ваших отношений с ними, а именно поддерживающая коммуникация, т.е. такая, которая сосредоточена на сохранении позитивных отношений между собеседниками, поскольку направлена на текущую проблему. Она позволяет вам осуществить негативную обратную связь или решать трудные задачи совместно с другим человеком и, как результат, укрепить ваши отношения2. Поддерживающая коммуникация — это сложный системный процесс, который имеет восемь атрибутов. При этом недостаточно владеть отдельными из них и использовать только некоторые. Каждый атрибут обеспечивает лишь одну грань общения, и только из совместное и полное применение позволяет говорить об истинно поддерживающей коммуникации. Это как правила этикета, соблюдение которых обеспечивает ваш имидж приятного и приемлемого человека: недостаточно только уметь правильно держать столовые приборы, нужно уметь ими пользоваться, нужно уметь вести беседу, правильно говорить, достойно реагировать на замечания, правильно одеваться, быть достаточно эрудированным и т.п. Восемь атрибутов поддерживающей коммуникации: 1) ориентация на проблему, а не на личность. Фокус на проблемах или результатах, но не на личностях и их характеристиках. Пример: «Как мы сможем решить эту проблему?», но не «Потому что вся проблема в вас самих»; 2) конгруэнтность (созвучие, гармония, совпадение), а не ее отсутствие. Фокус на правдивости сообщений, вербальная (словесная) форма которых адекватна мыслям и чувствам (соответствие слов истинным чувствам и мыслям). Пример: «Ваше поведение меня огорчает», но не «Вам кажется, что я огорчен? Нет, все прекрасно»; 3) описание, а не оценка. Фокус внимания на описание объективных фактов, событий, на описании вашей реакции на них, а также на представление альтернатив. Пример: «Произошло то-то и то-то; моя реакция такова; предлагается, что наиболее приемлемым будет...», но не «Вы все сделали неправильно»; 4) возвышение, а не унижение. Фокус на тех высказываниях, которые способствуют установлению атмосферы взаимного уважения и сотрудничества, гибкости и выявлению области согласия. Пример: «У меня есть кое-какие идеи, но нет ли у вас каких-либо предложений?», но не «Вы все равно не поймете, так что мы сделаем по-моему»; 5) конкретизация, а не обобщения. Фокус на конкретной ситуации или проблеме, а не на проблемах общего характера. Пример: «За время собрания вы перебили меня трижды», но не «Вы всегда пытаетесь привлечь к себе внимание»; 6) связность, а не бессвязность. Фокус на высказываниях, вытекающих из того, что было сказано ранее, и направленных на установление отношений взаимопомощи. Пример: «Исходя из того, что было сказано вами, я сформулирую другую точку зрения», но не «Я хочу сказать следующее (вне зависимости от того, что вы только что сказали)»; 7) авторство, а не безличность. Фокус на принятии ответственности за свои собственные утверждения путем использования местоимения «я». Пример: «Я решил отклонить ваше предложение, поскольку...», но не «Идея неплохая, но она должна быть одобрена»; 8) рефлексивное, а не одностороннее слушание. Фокус на проявление всевозможных адекватных (прежде всего рефлексивных) реакций. Пример: «Как вы полагаете, что может нам помешать?», но не «Как я сказал ранее, вы совершили слишком много ошибок. Так дальше дело не пойдет». Использование поддерживающей коммуникации позволяет не только обеспечивать требуемую точность передачи сообщений, но и поддерживать и даже укреплять отношения собеседников путем взаимообмена информацией, точками зрения, отношением к проблеме. В результате возникают позитивные межличностные отношения. Иностранные конкуренты, особенно японцы, научили американцев тому, что хорошие отношения между работниками, а также между работниками и руководством, равносильны конкурентным преимуществам. Дж. Хэнсон (G. Hanson) нашел, что наличие хороших интерперсональных отношений между менеджерами и подчиненными оказывает в три раза большее влияние на эффективность работы компаний (исследовалась деятельность 40 крупных компаний в течение пяти лет), чём четыре следующих фактора — рыночная доля, капиталоемкость, размеры компании и темпы роста продаж — вместе взятые. Таким образом, поддерживающая коммуникация — это не просто техника «создания впечатления хорошего человека», но и способ обеспечения конкурентных преимуществ.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |